Представляем вашему вниманию еще один видеоматериал с участием азербайджанского военного журналиста Чингиза Мустафаева (Фуадоглу), разоблачающий ложь азпропаганды об Агдамской трагедии, превращенной властями соседнего гособразования в визгливый коммерческий бренд «Ходжалу».
Съемка велась с заседания, на котором обсуждался данный вопрос. В заседании председательствуют один из руководителей Народного фронта Азербайджана (НФА), в то время — заместитель председателя Верховного Совета Тамерлан Караев и Иса Гамбаров (ныне — Гамбар), бывший в ту пору спикером азербайджанского милли меджлиса.
Иса Гамбаров: Слово Чингизу.
Чингиз Мустафаев: 28-го числа (февраля 1992 года), когда я прибыл в Агдам и попросился, сказав, что хочу заснять эту трагедию, мне все говорили, что трупы — только в Ходжалу, что ведутся переговоры с армянами, идет обмен трупами, пленными и т.д., что трупы привозятся.
Когда же люди из Ходжалу сказали мне, что рядом с фермой есть живые люди, которые там спрятались и ждут помощи, я попросил машины, БТР-ы, но мне сказали: «Туда ни в коем случае нельзя, там бои, армяне там всех убивают».
29-го числа, когда я с большим трудом из деревни Умудлу на военном вертолете летел в Агдам с другой стороны (делает жест рукой, видимо, показывая, что летели в обход контролируемых армянами территорий — Э. Н.), я увидел, что в 10 километрах от Ходжалу и приблизительно в 700 метрах (!!! — Э. Н.) от нашего поста в (Гарадаглы?) на земле разбросаны трупы наших. И что меня больше всего ужасает, когда я снимал эти трупы, там находилось человек 10 наших, спокойно разгуливавших в военной форме. Мне говорили: «Там нет трупов, туда попасть невозможно, там армяне, там стрельба». А когда мы, наконец, приземлились там на вертолетах, почему-то три вертолета вдруг тут же улетели в Агдам, и те 10 человек тоже ушли. Мы, нас было шестеро, остались там.
Иса Гамбаров: (неразборчиво)…
Чингиз Мустафаев: Вертолеты улетели в Агдам! После посадки мы провели там 45 минут, среди трупов, провели съемки, две полные машины с армянами проехали мимо, ни одной пули не выпустили! Я до сих пор не могу понять, почему в 700 метрах от нашего поста, где наши солдаты свободно разгуливали, лежали эти трупы, и никто их не подбирал? Якобы была западня, там сидели армяне, ждали наших, туда нельзя было попасть. Но, в то же время, велись переговоры о вывозе трупов из Ходжалу.
(Далее Чингиз садится, его микрофон выключен, он что-то говорит неразборчиво: «…юстю ачылмаса…» — «…если не раскроется…», «я попросил комиссию…»).
Микрофон Чингиза снова включен: Но мне кажется… я боюсь, что и эта комиссия, также как комиссия по расследованию январской трагедии, а также трагедии с другим вертолетом (имеется ввиду катастрофа у села Каракенд 20 ноября 1991 года, в которой также пытались обвинить армян, и которая также недавно была разоблачена), скажет: давайте, лет 5-6 посидим, обсудим (Тамерлан Караев в это время нервно стучит пальцами по столу — Э.Н.), а в это самое время те черные силы, которые организовали все это, — они будут продолжать делать то же самое. Ведь ни одно из преступлений до сих пор не было раскрыто.
Тамерлан Караев: Не знаю. Это тоже вряд ли будет раскрыто…
Эльнур НАДЖАФЗАДЕ
*****
К словам уважаемого Эльнура Наджафзаде хочется добавить следующее. Я в свое время написал статью «Чингиз Мустафаев: герой или фальсификатор?», название которой говорит само за себя. В ней есть такие строки:
«После просмотра двух роликов, снятых Мустафаевым с разницей в одни сутки, в глаза бросается целый ряд нестыковок и откровенных манипуляций с трупами, не заметить которые крайне сложно, и которые сам Мустафаев, как опытный журналист, не заметить просто не мог, если только сам не был в курсе данного действия».
Теперь же, после появления в сети двух этих видеороликов паззл полностью складывается. Сейчас и я с чистым сердцем могу взять свои слова и сомнения обратно и заявить о том, что Чингиз Мустафаев был честным журналистом. Более того, исключительно целеустремленным. Настолько, что и в одиночку докопался бы до правды. Теперь понятно, что прибыв на место трагедии во второй раз, он сразу же обнаружил подлог. И его возглас: «Кто это сделал?! Я вчера-позавчера снимал, тут не было такого!», — обращенный к азербайджанским военным, звучит смертным приговором многолетней лжи азербайджанской пропаганды. Теперь также становится понятным, что не останавливавшийся в поисках истины журналист потенциально нес смертельную опасность для организаторов преступления, и его гибель в июне 1992 года (всего через месяц после представленной съемки — П.) теперь уже абсолютно не кажется случайностью.
Между тем, стоит отметить, что в представленном видеоматериале за столом сидят два человека, которые со 100-процентной вероятностью досконально знают о том, что на самом деле тогда произошло на подступах к Агдаму.
Тамерлан Караев — ставленник Гейдара Алиева в структурах Народного фронта, был единственным членом азербайджанской делегации, направленной официальным Баку в Арцах, которого не оказалось в потерпевшем крушение вертолете 20 ноября 1991 года. Кроме того, в данной делегации Караев был единственным оппозиционером. Любопытно, что во всех азербайджанских официальных документах последующих лет Караев упоминается лишь как зампредседателя ВС Азербайджана, а вот о его должности председателя милли меджлиса НФА (он был избран на эту должность еще в апреле 1990-го — П.) не говорится ни слова. Стоит также отметить, что с осени 1991 года, практически постоянно находясь в Агдаме, этот человек целенаправленно препятствовал операциям по оказанию помощи жителям Ходжалу.
После Агдамской трагедии Караев делал все возможное, чтобы использовать ее для захвата НФА власти в Азербайджане. Вот что в свое время рассказывал Аналитическому центру «Восканапат» очевидец тех событий, азербайджанец по имени Эльман:
«Это было в тот день, когда жертвы Ходжалу на грузовиках привезли в мечеть в Агдаме. Там собрались люди, которые опознавали своих родственников. Некий взрослый парень опознал своих младших сестер и зарыдал. Он побежал оповестить своих родных об этом. Немного позже к мечети подъехал Тамерлан Караев со свитой. Он хладнокровно осмотрел трупы под ногами и остановился у тех двух сестер. «Эти подойдут. Заберите и положите в багажник моей машины», — cказал он своим телохранителям. Уложив мертвых девочек в багажник, они уехали. А когда парень вернулся в мечеть за трупами своих сестренок, то их не нашел. Конечно, ему все рассказали, и он поспешил вслед за Т. Караевым в саперную часть. Что было дальше — неизвестно. Но через день или два трупы оказались в Баку; манифестанты держали их над головами и шли, выкрикивая свои требования».
В причастности Караева к Агдамской трагедии не сомневается и уважаемый Эльнур Наджафзаде, уже поднимавший эту тему на сайте Voskanapat.info.
Остается добавить, что сразу после захвата власти в Азербайджане Гейдаром Алиевым, Караев был убран с глаз подальше — получив назначение послом в Китай, затем — в Индию, а ныне пребывает в должности после Азербайджана в Индонезии и, по совместительству, в Сингапуре, на Филиппинах и в Тиморе-Лесте.
О роли Исы Гамбара в захвате власти Гейдаром Алиевым, тоже говорилось немало, в частности все тем же Эльнуром — http://voskanapat.info/?p=17054.
В любом случае, у лжи век короток. Только за последнее время были развенчаны устойчивые азербайджанские мифологемы и антиармянские наветы о крушении вертолета в Каракенде, о «руководящей» роли уголовника Григоряна в сумгаитских событиях, об Ибаде Гусейнове, якобы отрезавшем голову легендарному армянскому командиру Монте Мелконяну, и многие другие…
То, что армяне не причастны к Агдамской трагедии, в Азербайджане итак известно многим. После публикации этих материалов число таких людей в соседнем гособразовании гарантированно возрастет. Дело остается за малым: назвать те самые «черные силы», которые, как сказал Чингиз Мустафаев, организовали все это, и продолжают делать то же самое; узнать и озвучить имена конкретных людей, отдававших приказы о расстреле вышедших по предоставленному армянами коридору ходжалинцев, о глумлении над их телами и о превращении трагедии мирных людей в лживый и отвратительный коммерческий бренд.
ПАНДУХТ