Уважаемый Александр Луарсабович!
Внимательно ознакомившись с Вашим Открытым письмом президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, не могу не разделить Вашу озабоченность в связи с ситуацией, сложившейся вокруг известного азербайджанского писателя Акрама Айлисли. Так же, как и Вы, я убежден, что мысли и суждения писателя не могут и не должны послужить поводом для организованных преследований и травли писателя. Умело дирижируемая вакханалия вокруг имени Акрама Айлисли и его романа-реквиема «Каменные сны» возмущает и оскорбляет меня ничуть не меньше, чем Вас, Александр Луарсабович, а также исполком Русского ПЕН-центра, равно как и каждого совестливого и неравнодушного к литературе человека.
Однако в Вашем Открытом письме есть строки, с которыми, при всем моем уважении к Вам, невозможно согласиться: «Покамест реакция армянской стороны однотонна и лишь усугубляет положение Айлисли: в её голосе много негодования по поводу травли писателя, но не слышно ноты раскаяния. Хотя бы за Ходжалы».
Неужели Вы всерьез считаете, что армянское общество должно молча взирать на травлю в Азербайджане известного писателя, написавшего часть правды о трагедии 1918 -1920 и 1988-1994 годов? Не должно защищать человека, вся семья которого ныне подвергается самым изощренным преследованиям и оскорблениям? Или Вы искренне верите, что молчание армянской стороны облегчило бы участь Акрама Айлисли?
Если Вы на самом деле убеждены в этом, то мне остается констатировать, что Вы, Александр Луарсабович, далеки от понимания сути режима Алиевых, для которого любой человек, «осмелившийся» сказать что-то, противоречащее государственной идеологии, является врагом, независимо от того, кто находится в лагере его сторонников и защитников. Практически во всех городах Азербайджанской республики сжигаются книги писателя, президент республики лишает его заслуженных званий, а религиозный глава республики объявляет «ренегатом и вероотступником». «Книга Айлисли – это настоящее предательство не только своего народа, но и веры наших отцов и дедов. Видимо, предательство у него в крови, и самую верную оценку ему дал азербайджанский народ, отвергнув его», – эти слова принадлежат главе Духовного управления мусульман Азербайджана шейх уль-исламу А. Пашазаде. Стоит ли упоминать о том, какая судьба ожидает после этого Акрама Айлисли? И стоит ли удивляться тому, что в Азербайджане открыто, посредством прессы, призывают к физической расправе над неугодным писателем?
Как же так, Александр Луарсабович? Вы считаете себя вправе защищать коллегу, что можно только приветствовать. Вы наверняка не против направленных на защиту писателя публикаций в западной прессе, и Вы же отказываете армянам в праве выступать в защиту писателя, протянувшего нам руку дружбы. Мне кажется, что эта Ваша мысль исходит из подспудного понимания сущности Ильхама Алиева, для которого уважаемый армянами человек априори является врагом. Но стоит ли нам обращать на это внимание, тем самым помогая тирану утвердиться в своем мнении и самомнении?
Вместо этого Вы ждете от нас «ноты раскаяния. Хотя бы за Ходжалы». Судя по тому, как Вы написали бывшее название поселка Ходжалу, ныне, кстати, переименованного в Иванян, Вы знакомы с азербайджанской версией операции по уничтожению незаконных вооруженных бандитских формирований Азербайджана и деблокаде Нагорно-Карабахской республики. Вы должны знать и то, что эта операция спасла от голодной смерти десятки тысяч жителей столицы Республики Арцах и окрестных поселений. Но Вы должны знать и то, что официальная азербайджанская пропаганда преподносит эти события как военную операцию, проведенную российскими войсками. Ознакомьтесь, для примера, с подготовленной Азербайджаном резолюцией американского штата Арканзас.
К счастью, эта целенаправленно распространяемая Азербайджаном ложь не соответствует действительности. К счастью, так как армянский Воин способен самостоятельно защитить свою Родину и армянский народ. Однако мне хочется вновь обратиться к Вашей фразе о покаянии «за Ходжалы». В чем мы, по-вашему, должны каяться? Будучи одним из участников Ходжалинской операции, я всю свою жизнь буду гордиться тем, что привнес малую толику в операцию по спасению десятков тысяч жизней своих соотечественников. Еще больше буду гордиться и благородным поведением наших бойцов, предоставившим мирному населению поселка возможность покинуть зону боевых действий. И, да, у меня до сих пор болит сердце за убитых в населенном закавказскими турками – «азербайджанцами» Агдаме жителей Ходжалу. Но мы не можем каяться за то, что совершили вооруженные отряды Народного фронта Азербайджана! Не сочтите за нескромность, почитайте данную работу на эту тему. Я готов также ответить на все вопросы относительно Ходжалинской операции перед любой аудиторией.
Уважаемый Александр Луарсабович! Поиски путей к мирному соседству не могут начинаться с равного «распределения» вины на обе стороны. Такова была политика приснопамятного Горбачева, пребывающего в поисках «паритета» между Степанакертом и Баку, между армянами и закавказскими турками. К чему это привело, к сожалению, мы все хорошо знаем. События, имевшие место в Азербайджанской ССР вновь подтвердили порочность практики паритетного обвинения конфликтующих сторон. Преступник должен быть назван преступником и подвергнуться наказанию в соответствии с тяжестью преступления. Жертва должна быть провозглашена таковой. Ставить между ними знак равенства означает поощрить преступника и ввергнуть в отчаяние жертву.
Величие Акрама Айлисли заключается еще и в том, что он сумел возвыситься над этническими пристрастиями, взглянуть на конфликт «сверху», и правдиво показать его читателю. Айлисли – мужественный и честный человек, и именно такие люди нуждаются в поддержке, в которой не следует искать иных мотивов, кроме желания пожать протянутую с покаянием руку.
С искренним уважением,
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН,
Руководитель Аналитического Центра «Восканапат».