Пойду, попрошу военкома, чтобы меня забрали в Армию (Аудио)

4 июня сотрудники Voskanapat.info посетили Шаумянский военный комиссариат города Еревана: познакомиться с условиями призыва в Национальную Армию Армении, поговорить с призывниками, родителями, военкомом. Нас интересовали также масштабы и уровень проводимой с допризывниками военно-патриотической работы.

«Десант» Восканапата прибыл на территорию военкомата ранним утром, однако во дворе и на улице уже было много молодых людей с друзьями, родственниками и родителями. Вокруг царила насыщенная энергией атмосфера, призывники улыбались, стараясь подбодрить родителей, родители, украдкой вытирая слезы, с нескрываемой гордостью любовались своими повзрослевшими сыновьями. Не успели мы выйти из машины, как один из родителей подошел к нам: «Я Вас знаю. И хочу сообщить Вам, что я – счастливый и гордый отец! Мне пришлось защищать Родину с оружием в руках, а теперь мой мальчик, мое дитя, имеет честь встать на стражу Родины». «Мальчик» – высоченный парень явно не понаслышке знающий о спорте – стоял рядом и смущенно улыбался. Поздравив отца и пожелав счастливой службы сыну, мы поднялись к военкому.

Военком – крепкий и подтянутый полковник Роман Маркарян – поднялся навстречу, пригласил за стол.

Извини, Рома, не предупредил о нашем нашествии, явился неожиданно.

Я собрался объяснить цель нашего визита.

– Ну почему неожиданно? Я уже минут двадцать вижу тебя на мониторе, – Рома широко улыбнулся и кивнул на монитор, – к нам трудно подобраться неожиданно.

– Как в годы войны, – поддержал я шутку.

Роман Маркарян, юрист, выпускник юридического факультета Ереванского государственного университета. Во время Арцахского движения, прослышав о зверствах азербайджанского ОМОНа в Арцахе, собрал группу ребят и прибыл в Шаумянский район. После падения Шаумянского района был назначен начальником штаба Шушинской отдельной мотострелковой роты (впоследствии – батальон). После гибели Пето (Петроса Гевондяна) Рома становится заместителем командира батальона. В 1994-96 годах командир Шушинского батальона. Впоследствии закончил Общевойсковую академию им. М.В. Фрунзе.

– Ну, и как живется-можется, господин полковник?

– Я 17 лет был командиром части, и прекрасно понимаю, как много значит для командира грамотный и дисциплинированный солдат, воспитанный в духе патриотизма, преданности Отечеству. С такими солдатами никакой враг не страшен. Армения сегодня вынуждена вооружаться, и, как недавно сказал наш Президент, мы не только владеем современным оружием, о котором могли бы мечтать многие государства, мы еще и разработали и производим свое собственное оружие, многое из которого по сей день остается в секрете. Вместе с тем, невозможно не согласиться с Министром Обороны Армении, придающего очень важное значение человеческому фактору. А военком, это практически первый военный, с кем встречается в своей жизни будущий воин.

– Рома, я вижу у тебя в кабинете переходящее знамя Министерства Обороны, присуждаемое лучшему военному комиссариату Армении. Можешь рассказать о последнем, например, мероприятии, проведенным Шаумянским военкоматом в области патриотического воспитания молодежи.

– Только в текущем году мы провели свыше десяти подобных мероприятий, но лично я, наверное, по складу характера, тепло вспоминаю недавно завершившийся конкурс патриотической песни. Конкурс был проведен среди школьников, а в нашем районе около трех десятков школ. Условием конкурса было не только хорошее исполнение: каждый исполнитель должен был рассказать историю выбранной им песни, связанные с этой песней предания, а если песня об отдельной личности, то и биографию героя песни. Представьте, на начальном этапе в конкурсе приняли участие 800 школьников, из которых 90 вышли в полуфинал. В финале пели 21 школьник. Победители и призеры получили от военкомата денежные вознаграждения, а все, без исключения, финалисты – ценные подарки. Кроме того, с финалистами конкурса проводились занятия по вокалу: с ними работали Мкртич Мкртчян, Давид и Армине Амалян…

– А я вот на днях видел тебя с призывниками у памятника легендарному фидаину Геворгу Чаушу.

– Это было 27 мая, в день рождения Чауша. Я в этот день привел призывников к его памятнику. Там были выступления ветеранов Арцахской войны, выступил также и я. После коротких речей ребята поклялись у памятника Фидаину верно служить отечеству, после чего погрузились в автобусы и поехали на сборный пункт. Если бы ты видел глаза этих парней, ты бы убедился, что это несгибаемые Воины Армении.

– Да я и так это знаю. Ты лучше скажи, сколько у тебя сегодня призывников?

– Весенний призыв у нас проходит в течение двух месяцев – май – июнь – каждый день. Сегодня у нас 19 призывников.

– Это много, или мало?

– Это – нормально. (Смотрит в бумаги) Вчера было 14 человек, завтра – 23. Но после окончания экзаменов в вузах поток резко возрастет.

– А «уклонистов» много?

– Уже несколько лет этого явления нет совершенно. Скоро совсем забудем, как они выглядели (смеется). Скажу, что с 1982 года у нас таких числятся 24 человека, и в основном это те дети, родители которых уехали из Армении. Но в последние годы такого не было.

Вот о них я и хотел спросить. Активист нашего портала, боец виртуального (но очень серьезного) батальона Восканапат Саша Торосян (Сашдиана) недавно вернулся в Армению, чтобы служить в Национальной Армии. Сегодня он уже служит. А много таких ребят, что возвращаются домой с целью отдать свой долг Родине?

– В текущем призыве по нашему военкомату таких на сегодня семь человек. Но и здесь приток обычно увеличивается после сдачи экзаменов в вузах России, Украины, Франции и т.д. Надеюсь, в конце июня таких будет человек тридцать-сорок.

– За рубежом ходят слухи, что ребят, не отслуживших в Армии и прилетающих в Ереван для прохождения воинской службы, сразу арестовывают. Можно комментарии по этому вопросу?

– Глупости. Никто никого не арестовывает. Если человек раньше находился на учете в военкомате и прилетел в Армению, то его, естественно, задержат. И тут же привезут в военкомат. И уже здесь мы вновь оформляем его документы и сообщаем компетентным органам, чтобы данного призывника сняли из списка разыскиваемых. То есть человек, объявивший в аэропорту о том, что он приехал служить, автоматически восстанавливается во всех своих правах.

– И никаких штрафов и преследований?

– Абсолютно ничего. Если он вернулся в период призыва, то просто идет служить, если же, например, в августе, то ставится на учет и призывается в Армию в положенное законом время, то есть во время следующего призыва. На общих основаниях.

Кстати, я не исключаю, что эти слухи намеренно распространяются нашими недругами, стремящимися таким образом повлиять на ситуацию в Армении. Но я ответственно заявляю: никто из тех ребят, что возвращаются в Армению для прохождения воинской службы, не подвергается ни уголовному, ни административному преследованию. Это – наши дети, и они не виноваты в том, что жизнь в свое время заставила их родителей выехать из Армении.

– Спасибо, Рома, я немного пообщаюсь с призывниками и вновь вернусь.

Во дворе военкомата уже яблоку негде упасть, и я с трудом нашел наших. Какой-то парень рассказывал Арусяк о «трудностях», которые ему пришлось преодолеть для того, чтобы быть призванным в Армию. Он несколько лет занимался рукопашным боем с труднопроизносимым названием, и как то порвал себе мышцы на бицепсах – показывает руку с мелкими белыми линиями. «А врачи хотели отправить меня на проверку сердца, – возмущается он, – какое сердце, я здоров как бык. А вдруг меня там продержали бы до конца месяца? Я очень хотел служить с одногодками. Со всеми разругался, но своего добился». Парень счастливо улыбался, прижимая к себе не сводящей с сына восторженного взгляда мать: «Вернусь после Армии и продолжу заниматься спортом».

Ко мне подходит уже знакомый родитель: «А Вы знаете, что наш военком – композитор?» Откровенно говоря, я был огорошен. Дружить с человеком два десятка лет, и даже не подозревать, что он пишет музыку! Пришлось возвращаться в кабинет военкома.

Рома, так ты еще и композитор?

– Рома удивленно посмотрел на меня: «Кто тебе это сказал».

Родитель один. Участник Арцахской войны. Сына провожает в Армию.

– Нет, дорогой, я не композитор. Композитор – это Корюн Акопян. Он написал музыку на мои стихи, написанные специально для старшеклассников и призывников.

Так что же ты молчал? Как ее можно послушать? Если понравится, выложим в Восканапате.

– Могу поставить, послушаем вместе.

Рома включил запись, и я впервые услышал песню, которую теперь может послушать каждый читатель Восканапата, и слова из которой выведены в заголовок данной статьи.

– Кстати, я видел в Восканапате фоторепортаж из детского колледжа «Инчуик», мне очень понравилось, говорит Рома. В тот же день, 1 июня, я был на утреннике в садике «Экиат» («Сказка»). Удивительно красиво и слаженно пели и танцевали малыши. А потом показали театрализованное представление об Армии. Я получил огромное удовольствие.

Ты еще и в садики ходишь?

– Я обязан быть везде, где живут, занимаются, учатся будущие Воины Страны Армянской!

Когда мы вышли из здания, ребята уже садились в автобус.

Счастливой службы!

Возвращайтесь с победой!

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

05.06.2010

Зарузить песню

P.S.

В связи с четырехлетним юбилеем данной статьи я позвонил полковнику Маркаряну

Прошло уже 4 года, как мы написали статью о твоей работе на должности военкома. Скажи, пожалуйста, что изменилось с тех пор?

Ничего не изменилось. Все идет своим чередом, все работает, все служат.

Продолжаешь писать стихи?

Я же не поэт. Хотя, ладно, признаюсь, иногда беру ручку и открываю блокнот.

И все так же, на патриотические темы?

Ты хорошо знаешь: с 1988 года у меня нет другой жизни. Я пишу о друзьях, живых и павших, пишу о нашей стране, об Арцахе, Муше, Ване… Но пишу мало, времени не хватает.

Рома, мы с тобой встречаемся не часто, все больше в дружеских компаниях, когда не очень удобно отделиться и поговорить спокойно…

Это ты заперся у себя в офисе, и увидеть тебя можно только на экране телевизора. А я все время на виду, у меня служба такая.

Знаю, Рома джан. Но у меня один тревожный вопрос: скажи, пожалуйста, те ребята, которых проводил “Восканапат”, все вернулись живыми и здоровыми?

Я не помню, кого провожали в тот день, это просто невозможно, но знаю точно, что все они вернулись домой. С честью исполнив свой долг. А знаю потому, что из призывников нашего военкомата за последние шесть лет не было ни одной потери.

Спасибо, Рома! очень рад за всех нас. Теперь я со спокойной душой перепечатаю тот материал.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

 


 

Также по теме