Каждый народ должен выстрадать свою Родину

Призыв к уничтожению аскерни первым озвучил Ильхам Алиев

Беседа с политологом, руководителем портала Voskanapat.info Левоном МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНОМ

Окончание. Начало смотрите здесь 

Левон Грантович, одним из наиболее обсуждаемых вопросов в среде армянского народа и закавказских турок – азербайджанцев является проблема возможности мирного сосуществования. Как вы считаете, возможно ли это, особенно с учетом колоссальных жертв Арцахской войны?

Начну с того, что Арцахская война – рядовой эпизод нашей истории, в которой было немало войн и с гораздо большим количеством людских потерь. Об этом можно говорить и с цифрами «на руках». За годы агрессии Азербайджана против республики Арцах наш народ потерял 10 тысяч 400 своих сыновей и дочерей. В это число входят как воины нашей Армии, поименно указанные в Энциклопедии Арцахской войны, так и мирное население. В то же время нашими бойцами были уничтожены 37 с половиной тысяч аскерни, не считая примерно 500 – 600 наемников из разных стран. Вскользь замечу, что Азербайджан до сегодняшнего дня не опубликовал список своих потерь. А, например, в годы Отечественной войны 1941 – 1945 годов погибли около 300 тысяч армян.

Вместе с тем, последствия Арцахской войны уникальны в нашей истории, ибо, благодаря ей, впервые за много веков, мы не живем «чересполосицей» с закавказскими турками, разделены с ними государственной границей. Уникальность этой заключается, в первую очередь, в том, что закавказские турки лишены возможности вырезать мирное армянское население, что практиковалось ими на протяжении веков. Обрати внимание, во время войны с ними в 1918 – 1920 годах мы постоянно одерживали верх на поле боя, но за тот же период закавказские турки вырезали примерно 250 тысяч армян. В Варташене и Куткашене, Баку и Гандзаке… Если считать в процентном отношении, то Геноцид армян в Азербайджанской Демократической республике 1918 – 1920 годов ничем не уступал Геноциду армян в Османской Турции. Сегодня закавказские турки лишены этой возможности, и это, наряду с освобождением части нашей Родины, естественно, является главным достижением Арцахской войны.

Фактически я ответил на твой вопрос: мирное сосуществование возможно лишь при раздельном существовании, это – необходимое условие, но и для того, чтобы придти к нему, нужны время и политическая воля руководства Азербайджана.

А политическая воля руководства армянских государств?

В данном случае уместнее говорить именно о руководстве Азербайджана, которому необходимо примириться с итогами провальной агрессии против Республики Арцах, отказаться от бессмысленных реваншистских настроений и прекратить пропаганду ненависти. Без этого ни о каком мире речи быть не может. С этой точки зрения руководители армянских государств в психологическом плане находятся более комфортных условиях: в армянском народе, при некотором наличии реваншизма – часть Арцаха и весь Утик остались в плену – отсутствует пропаганда ненависти. К сожалению, за малым исключением отсутствует и пропаганда готовности к войне.

Вы считаете, что такая пропаганда нужна?

Безусловно. Пропаганда готовности к войне нужна всегда, народ всегда должен быть в психологическом согласии к войне, это – важнейший способ сохранения национальной энергии, а в отдельных случаях и единственный способ избежать войны.

А если все же настанет мир?

Мир раздельного существования? Это ни в коем случае не должно снижать нашей готовности к войне. Сегодняшний мир в армянских государствах существует именно потому, что наш народ живет в готовности. Как только мы откажемся от готовности к защите Родины, война ворвется в наши дома.

Даже если будет подписан прочный мир?

Особенно в этом случае. Никакая бумага и ничьи гарантии не могут стать основанием для успокоения. Подписание мирного договора знаменует собой новый этап опасности, пожалуй, не меньшей, если не большей, чем ныне. Сегодня мы видим и понимаем, что мир на границе хрупок и взрывоопасен, что он в любую минуту может быть нарушен. Это помогает народу чувствовать сопричастность к судьбе Родины, образно говоря, ускоренно гнать по венам жизненные силы нации. Мнимое чувство безопасности может лишить народ этого чувства, притупить бдительность.

Но почему мнимое, если будет подписан мирный договор?

История циклична, и мы обязаны учиться на собственном опыте, хотя лучше было бы это делать на опыте чужом. В годы агрессии Азербайджана против республики Арцах неоднократно подписывались соглашения и прекращении огня, и столько же раз они заканчивались очередным наступлением вооруженных сил Азербайджана. Агрессор использовал перерывы в военных действиях для пополнения вооружений и боеприпасов, передислокации войск, словом, для подготовки к новым боям. При этом гарантами практически всех соглашений были третьи государства. А вот гарантом безопасности Республики Арцах были армянский народ и Армянская армия. С турками всех мастей так было всегда. Расскажу один пример.

Был такой военно-политический деятель турок в 11 веке – Алп-Арслан. В 1060 году он, будучи наместником в Хорасане, был разгромлен грузинами и попал к ним в плен. Освободил Арп-Арслана из плена армянский царь, отправивший царю Грузии богатые дары, то есть фактически выкупив его. А спустя четыре года Алп-Арслан, уже будучи султаном, напал на Грузию и… Армению. Спасенный армянским царем, он разорил затем Карс и Ани. А ведь армяне, согласно собственному мировоззрению, конечно, считали его своим союзником. Но у нас разные мировоззрения, разное понимание доблести и благодарности, разное понимание мужества. Интересно, что в том же году Алп-Арслан вторгся и на территорию современной Азербайджанской республики, что, согласно официальной истории, положило начало заселению турок в Закавказье. Подобных примеров, как в далекой, так и в современной истории, много.

Вы считаете, что сегодня, когда у наших границ окопалась азербайджанская аскерня, мы живем в большей безопасности, чем если бы был подписан мир?

Да, это действительно так. Сегодня мы живем в готовности, которую можем утратить вследствие какой-то бумажки. А что касается аскерни, то ее надо уничтожать. На границе, вне границы, везде. Любой человек в форме аскера вооруженных сил Азербайджана должен представлять собой для армянина мишень, которую следует уничтожить.

Левон Грантович, я уже не в первый раз слышу эти ваши слова. Скажите, не опасаетесь ли вы, что ваши призывы могут быть восприняты как проявление пропаганды ненависти? В мире не очень-то любят подобную пропаганду.

А ты поменьше оглядывайся на мир и учитывай их настроение. Мир далеко не совершенен, и уж точно не однороден. И совсем не обязательно, чтобы ценности или мировоззрение одних народов совпадало с теми же категориями других. Мы вовсе не обязаны следовать их путем. Если для них приемлемы богомерзкие однополые связи и свадьбы, гендерное воспитание детей и так далее, то это не значит, что мы должны следовать тем же путем. У нас свой путь развития, у них другой. У нас свои ценности, у них другие. И живем мы в разных условиях и при разных соседях.

Что же касается призыва уничтожать аскеров, то ты ошибаешься, приписывая его мне. Первым этот призыв озвучил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Я же лишь согласился с ним.

Простите, не понял.

Тут и понимать нечего. Когда И.Алиев награждал званием национального героя Азербайджана убийцу Мубариза Ибрагимова, это был призыв к уничтожению аскерни. В любом нормальном обществе этот убийца, нарушивший приказ и поставивший Азербайджан на грани войны, был бы наказан. По крайней мере, с учетом того, что он был уже убит, не награжден. А Ильхам Алиев лично выступал на его похоронах и приводил убийцу в пример молодежи. Затем он выкупил другого преступника – аскера, подлого ночного убийцу Рамиля Сафарова, наградил, повысил в звании, подарил квартиру и так далее. Тем самым Ильхам Алиев признал, что убийца спящего армянского офицера выполнял его – президента Азербайджана – приказ. Однако этим же своим поступком И.Алиев показал всему миру, что его азербайджанские аскеры – узаконенные государством убийцы. А убийц необходимо нейтрализовать.

Напомню также, что Мубариза Ибрагимова хоронили вместе с другим террористом – старшим лейтенантом вооруженных сил Азербайджана Фаридом Ахмедовым, также уничтоженном на нашей земле, куда он проник с целью теракта. Повторяю, все эти действия Ильхама Алиева являются оправданием своих убийц, и, одновременно, призывом к их уничтожению.

Получается, что мир между армянскими государствами и Азербайджаном невозможен?

Возможен, и я уже говорил об этом. Возможен при раздельном существовании. Мир раздельного существования. На начальном этапе это будет хрупкий и взрывоопасный мир, но таковым он является и сегодня. Нам важно осознать: без осознанного всенародного согласия защитить Родину война станет неотвратимой и непременно возобновится, независимо от того, будет подписано мирное соглашение или нет. Столь же важно понять и другое: любое нарушение ныне существующих границ с той же неотвратимостью приведет к новой агрессии Азербайджана.

То есть вы за сохранение существующего статус-кво?

Это – другой вопрос. Я сказал, что существующий статус-кво является одной из важнейших гарантий невозобновления войны. Но он является и гарантией существования Азербайджана. Я же считаю, что Азербайджан должен быть подвергнут фрагментации и расчленен на исторические составляющие.

Вы имеете в виду Талышистан, Лезгистан, Джар?

В первую очередь я имею в виду освобождение армянской земли. Утик и ныне плененная часть Арцаха должны быть освобождены. Что будет на той стороне Куры – зависит от автохтонных народов Азербайджана. Если они найдут в себе силы и решимость бороться за свою Родину, то, думается, будут вправе надеяться на нашу помощь. Но было бы наивно ожидать, что армянские государства будут строить государства для других. Даже если эти «другие» являются нашими естественными союзниками и историческими партнерами. Каждый народ должен сам выстрадать свою Родину.

Беседовал Севак МОКАЦИ

 

Также по теме