Война – чудесное и прекрасное таинство рождения народа

Беседа с политологом Левоном МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНОМ

Левон Грантович, из-за сильного снегопада наше возвращение из Карвачара задержалось. Жалею, что не смог присутствовать на презентации книги «Армения: не побежденная судьбой». Но еще в дороге прочитал информацию агентства Регнум…

Знаю и о снегопаде, и о заметке в Регнуме. Нужная информация, но, к сожалению, там искажено мое выражение. Я не виню журналиста, так как понимаю, что у него сработала инерция мышления, но, тем не менее, как ты понимаешь, я просто не мог сказать «ужасы Карабахской войны».

Да, в самом деле. А я и не обратил внимания.

Не только ты. И Арусик, выставившая эту информацию на Восканапате. Моя фамилия не должна стать основанием для некритичной перепечатки материала. Я специально потом не исправлял, ждал, что кто-то из наших восканапатцев заметит, заслужит похвалу. К сожалению, никто этого не сделал. А теперь, после нашего разговора, уже поздно.

Арцахская война, по моему глубокому убеждению, явилась выражением сконцентрированной любви армянского народа. Любви к Родине, семье, детям. Любви и бесконечной преданности будущему нашего народа. Это была ситуация, когда национальный дух вознесся над земными страстями, когда наше «я» преобразилось в «мы», когда трудности закаляли, а успехи вдохновляли всех. Это было время, когда сердца всех армян стучали в унисон, когда вера в победу ни на мгновение не подвергалась сомнению. Да разве я мог охарактеризовать этот прекрасный период нашей истории словом «ужасы»?

Я попробую понять Регнум. В годы Арцахской войны мы пережили Сумгаит, Баку, Храморт, Марагу и многие другие трагичные страницы нашей истории. Разве эти даты и события не достаточно для того, чтобы назвать их «ужасами Арцахской войны»?

А разве в Сумгаите или Мараге была война? Это была резня беззащитного населения, проведенная с животной жестокостью закавказских турок. Эти события можно назвать как угодно – геноцид, резня и так далее, но только не войной. Война, это противоборство двух вооруженных армий. А резня и геноцид к войне отношения не имеют. Это – турецкое оружие, которого, кстати, у них больше нет. Я имею в виду тот важнейший факт, что в армянских поселений в Азербайджане больше нет, и закавказские турки лишены возможности вырезать мирных армян.

Но ведь Сумгаит и Марага стали возможны в результате войны.

Я понимаю, Севак, что ты меня провоцируешь на разговор, но ее надо, у меня есть немного свободного времени, и мы можем спокойно говорить. А тебе следует учесть, что твои фразы, фразы восканапатца, могут быть неправильно восприняты нашими единомышленниками, соратниками и просто читателями. Неужели кто-то думает, что война спровоцировала Сумгаит? Да и о какой войне в феврале 1988 года можно говорить? Просьба арцахцев о воссоединении с Арменией стала удобным поводом, а не пусковым механизмом для актов геноцида в Сумгаите. Для закавказского турка поводом для резни может стать что угодно: от потерявшейся овцы до случайного дорожно-транспортного происшествия. И единственное, что может ему помешать в этом удовольствии, это – сила стоящего напротив.

Тем не менее, война несет с собой боль и страдания…

Это – родовые муки. Люди рождаются в муках матери, народ рождается или возрождается в муках войны. Но никому и в голову не придет назвать рождение ребенка ужасом, трагедией и так далее. А ведь рождение народа гораздо более значимое событие. И именно так следует воспринимать тяготы военного времени. Война – чудесное и прекрасное таинство рождения народа.

А как Вы сказали на презентации о книге Елены Хачатрян?

Я сказал, что мы никогда не найдем ответа на вопрос: когда были написаны первые строчки книги Елены Гарегиновны, нашей восканапатской дочери Воина Гарегина? Тогда ли, когда в приюте для сирот Геноцида отец и мать Елены Гарегиновны выводили свои первые армянские буквы, или когда находящийся в окружении фашистов Гарегин Хачатрян писал письмо своей семье, своим еще неродившимся внукам, завещая им добиться того, чтобы они спели наш Оровел на склонах свободного Масиса? Сказал, что это книга проделала путь от Геноцида до Победы в Арцахе. Удивительно, что мои слова были восприняты иначе. Но, повторяю, в этом виновата инерция мышления, когда нас десятилетиями учили, что война несет с собой смерть, разрушение и ужасы. Наша, Арцахская, война принесла нашему народу мир и покой, возможность созидать и жить на свободной Родине.

Ужасы ждали тех, кто собирался растоптать Арцах, вырезать его население. Они надеялись на свое превосходство в людской силе, военной технике и финансах. Азербайджан, не сумевший отречься от мышления кочевника, занимался арифметикой: 380 танков против двух, сотни пушек против нескольких, десятки тысяч аскерни против горстки армянских бойцов… Они рассчитали все, кроме бесконечной преданности армянских воинов Родине, воинского умения наших бойцов, таланта наших офицеров, неистребимого чувства Родины у армянского народа. Все это было, есть и останется тайной за семью печатями для турок всех мастей.

На страницах Восканапата описано немало случаев массового уничтожения вооруженной аскерни малочисленными армянскими отрядами, беззаветного героизма наших бойцов. Ни в одной из них не придумано ни строчки, но ни одна из них никогда не будет понята турками, никогда не знавшими чувства Родины. Эти статьи написаны для армян, и понятны они армянам.

Елена Гарегиновна является заслуженным восканапатцем. Расскажите, пожалуйста, как Вы с ней познакомились?

И опять мне придется сказать то, чего туркам никогда не понять, ибо познакомило нас… уже упомянутое письмо отца Елены Гарегиновны, Воина Гарегина. Я на самом деле был потрясен невероятной экспрессией этого письма, и считаю, что его должны прочитать все армяне.

Приведу в подстрочном переводе всего одну строфу из этого письма:

Детям моим передаю завет:
Любите мать безграничной любовью,
Но более всего – родину-мать.
Помните: ваш отец на фронт
Добровольцем ушел,
Чтобы оттуда вас от турок спасти.
Помните: вы – внуки Степана из Карса,
Вы – дети беженцев-сирот.
Ваши отец и мать родом из Карса,
Маленькие сироты Большой Резни армян.

Будучи под впечатлением письма, я написал статью «Он стрелял в фашистов и… убивал турок». Наверное, статья понравилась дочери Воина Гарегина…

И еще скажу, раз уж мы заговорили о книге, что после войны Гарегин Хачатрян работал директором школы. Я лично мечтал бы иметь такого учителя, и уверен, что многие ученики Воина Гарегина прокладывали путь к победе в Арцахе.

Как Вы считаете, способна ли современная армянская молодежь при необходимости повторить подвиг своих отцов, или нынешние времена породили другие ценности?

Времена всегда бывают «нынешними». Старшее поколение, у любого народа, всегда с понятной тоской вспоминает свою молодость, когда «все было лучше». На самом деле «лучше» было только здоровье этих людей. Кроме того, память любого человека селективна, она впихивает неприятные воспоминания в глубины задних полок, оставляя «на поверхности» хорошие воспоминания. Это свойство памяти давно замечено учеными и признано одним из необходимых условий для выживания человечества.

Однако следует учесть, что на смену одному поколению всегда приходит следующее, которое потом, в будущем, точно так же будет вспоминать о своем славном времени. То есть мы вправе говорить о цикличности хороших воспоминаний о прошлом. Но при этом жизнь продолжает развиваться, люди живут все лучше, знаний становится все больше и так далее.

Я уверенно говорю: наша нынешняя молодежь, в массе своей, лучше той, при которой началось Арцахское движение. 1988 год принято вспоминать как год невиданного сплочения армянского народа, и находятся люди, сомневающиеся в нашей возможности повторить это явление. Я же считаю, что сегодня наша молодежь более подготовлена к всенародным свершениям. И физически, и духовно, и морально. Не буду долго говорить на эту тему, но хотел бы обратить внимание на два важнейших обстоятельства: а) наша молодежь выросла в условиях независимости и б) современные технологии связали молодых армян по всему миру.

Сегодня мы, независимо от политических убеждений и места проживания, живем в реалиях Армении. Мы больше не оторваны друг от друга, и это – очень важное приобретение современности. В годы отражения агрессии Азербайджана со всего мира в Арцах приехали молодые армяне. Подавляющее большинство из них ни разу в жизни не видели Армению, но это не помешало им приехать и удостоиться чести с оружием в руках защищать Родину. В следующий раз таких ребят, если война вновь начнется, конечно, будет в десятки раз больше. Более того, среди армянской молодежи диаспоры ширится убеждение в необходимости служить в Армянской армии. Ты знаешь, я часто бываю в воинских частях Армянской армии, и хочу сказать, что мне не встречалось подразделение, в котором не служили бы несколько ребят, приехавших в Армению только ради службы. Многие из них, отслужив, уедут снова, но, думаю, ты в этом не сомневаешься, в случае необходимости все они примчатся на помощь Родине.

Мне, как представителю молодого поколения, приятно это слышать. Да и сам я знаю немало ребят из Спюрка, служащих или отслуживших в Армянской армии.

Защита Родины – высший экзамен на право называться сыном народа. Она не допускает права на переэкзаменовку. И именно поэтому мы всегда должны быть готовы к блестящей сдаче этого важнейшего экзамена нашей действительности. Говорю «мы», так как поколение освободителей Арцаха все еще в строю.

Беседовал Севак МОКАЦИ

Также по теме