О локальных армяно-турецких конфликтах в третьих странах

Эффективность миротворческих призывов, озвучиваемых в третьих странах всеми тремя задействованными в конфликте сторонами (армяне и турки непосредственно, местные органы власти — в силу своих обязанностей), лично у меня вызывают обоснованный скепсис.

В случае, когда эти призывы исходят от армян, красной нитью в них проходит мысль: мы не должны уподобляться туркам, мы не должны снижать свою репутационную планку.

Смею заверить любого. Ни в одной стране мира в условиях конфликта двух этнических общин местная власть никогда не будет разделять стороны на правых и виноватых, на хороших и плохих, палача и жертву. Пусть в списках нападавших будут сплошные «оглы», а в списках пострадавших — одни армяне, призывы все равно будут делаться на паритетной основе. Даже если всем очевидно, что с одной стороны нападения носят организованный характер с задействованием экономических рычагов (напомню, события начались с антиармянского демарша вице-президента Всемирного еврейского конгресса Года Нисанова, кстати, награжденного Путиным Орденом Дружбы) и управляются из единого центра, причем на государственном уровне (Азербайджан, Турция), а с другой — имеют характер стихийной самообороны и самоорганизации. Толпа турок под покровом ночи изобьет одинокого армянина, сожжет автомобиль, разгромит коммерческий объект – РИА Новости или «Дейче Велле» напишут об «армяно-азербайджанских столкновениях». Не нападениях азербайджанцев на армян, не о погромах армянских объектов азербайджанцами, а именно о паритетных столкновениях.

Это — закон жанра. Потсупи власти иначе — это будет роспись в собственной неспособности защитить своих граждан конкретной национальности, а, с другой стороны, послужит обвинениям в предвзятости и симпатиях к христианам — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому следует привыкнуть к тому, что не только бесстрастная пресса, но даже очень большие симпатизанты нашего народа сейчас будут отмечаться паритетными статусами, выискивая те редкие случаи, когда зачинщиками драки выступали армяне (увы, и такое бывает — мы ведь отнюдь не ангелы), кручиниться и вменять и нам тоже в вину участие в беспорядках на их территории именно на паритетных началах.

Если брать миротворческие призывы с азербайджанской стороны, но в их искренность перестаешь верить, еще не начав. Поскольку озвучивают их деятели типа посла Бюльбюльоглу, в течение многих лет своей деятельности регулярно отмечавшегося воинственными, а иногда и откровенно шовинистическими высказываниями.

Как же следует поступать? Думаю, в каждой конкретной стране проживания наши соотечественники найдут лучший путь с поправкой на местную специфику, законодательство, собственную организованность. Где-то это могут быть акции отмщения, в местах компактного проживания армян — формирование отрядов самообороны и групп быстрого реагирования, где-то — экономические шаги в виде организации мест для торговли армянской продукцией. Главное и общее во всех случаях — не давать спуску, не спускать на самотек, не давить на жертвенность, используя вредносное клише “народ-композитор”, потому что (говорю это как человек, долгие годы изучающий особенности турецкого менталитета) любую уступку турок воспринимает как слабость и приглашение к новым нападениям и новым погромам. И, наоборот, получив хорошего пинка, он на некоторое время затихает. Но при этом терять бдительности ни в коем случае нельзя.

Обращаться же к турку с миротворческими призывами — это тоже самое, что уговаривать шакала пастись на лужайке — глупо и абсолютно неэффективно. Он такой, каким его создала природа и цивилизационные особенности кочевого разбойничьего быта. Он понимает только язык силы, все остальное — от лукавого. Этого могут не знать другие, но армянин всегда должен держать эту данность в голове.

В произошедших событиях есть и положительная сторона. Они заставили распрощаться с абсурдными иллюзиями о возможности совместного проживания, дружбе, общих бизнес- и прочих проектах. Все эти сказки для лохов были в очередной раз в мгновение ока развенчаны, когда недавние друзья и компаньоны «сдавали» своих недавних друзей, предоставляли погромщикам их адреса, а то и сами принимали непосредственное участие в погромах. В свое время на Voskanapat.info мы публиковали множество историй о том, чем заканчивается дружба наивного армянина с неизменным по своему менталитету турком.

Повторюсь еще раз. Турок, кем бы он ни был для конкретного армянина — другом, соседом, коллегой, деловым партнером, даже родственником, при любом удобном случае не преминет убить, вырезать семью, уничтожить или отнять имущество, разорить очаг.

Все это говорено-переговорено множество раз. Но уроки Западной Армении, Киликии, Карабаха, Сумгаита, Баку, как видим, так и не идут впрок.

Отвлекаясь от темы, стоит напомнить, что при всех своих проблемах и минусах Армения (вместе с Арцахом) — это единственная страна на планете, где армянину не угрожает опасность быть убитым на почве национальной ненависти. При всех плюсах жизни в эмиграции об этом никогда не стоит забывать.

И еще один момент, о котором хотелось бы сказать. Лично я не против свободы самовыражения и патриотических акций за рубежом. Но мне кажется, что адресная помощь Армянской армии — финансами, современным оборудованием, техсредствами, а еще лучше — собственным присутствием в ее рядах, хотя бы в качестве срочника, — это гораздо более эффективный способ проявить свой патриотизм, нежели шумные акции, размахивание флагами, распевание патриотических песен у турецких дипмиссий или участие в локальных мордобоях. Те же, у кого присутствует реальное неудержимое желание уничтожить вооруженного аскера во вражеской форме, всегда могут обратиться в профильные армейские структуры, и после прохождения соответствующей подготовки это желание вполне может сбыться.

ПАНДУХТ

Также по теме