О мемориалах садистам и палачам

О мавзолее Ататюрка и многочисленных памятниках, установленных по всей территории Турции этому кровавому палачу армян, греков и других нетурецких народов страны, знают все. Многие слышали и о помпезных надгробных памятниках главным организаторам Геноцида Талаату и Энверу, установленным на Мемориале Свободы (Abide-i Hürriyet) в константинопольском районе Шишли.

Однако очень немногие знают, что памятники в Турции устанавливаются не только палачам из высших эшелонов власти, но и откровенным головорезам, погромщикам и башибузукам.

Именно к таким персонам относился некто Топал Осман, помпезный памятник которому был открыт 7 апреля 2007 года в причерноморском городе Керасун (тур. Гиресун). Правильнее даже будет сказать, что это не какой-то отдельно стоящий памятник, а целый мемориальный комплекс в честь разбойника, убийцы и садиста, чей кровавый жизненный путь завершился контрольным выстрелом в голову.

Феридуноглу Осман-ага (1883-1923), более известный под прозвищем Топал Осман, был разбойником и военным командиром кемалистов, ответственным за массовые убийства армян, греков и алевитов во время Геноцида в Понтийском регионе страны. Во время участия в Балканской войне в качестве добровольца от «Комитета единения и прогресса» (İttihâd ve Terakkî) он был ранен в правую ногу, за что и получил прозвище «топал», что означает «хромой». Судя по характеру и «месту» ранения, военной славы Топал не снискал. Зато позднее отличился в тылу в качестве непревзойденного погромщика и убийцы безоружных женщин, детей и стариков. Весной 1915 года, когда правительство младотурок приступило к воплощению программы массового уничтожения и ограбления армян, Топал сколотил банду погромщиков и мародеров из числа дезертиров, уголовников и местной черни, терроризировавших христианское население региона. Наряду с другим командиром чете, Исхаком Чавушем, Осман принимал участие в утоплениях и массовых убийствах армянского населения Трапезундского вилайета. В это же время бандит разбогател на конфискации активов и имущества, принадлежащих армянам региона.

По окончании Первой мировой войны Топал с бандой своих головорезов продолжил кровавый марш по Черноморскому региону, действуя против понтийских греков. Он по праву считается одним из главных виновников геноцида греков, особенно в северных регионах Турции, исторически известных как Понт. Топал несет ответственность за массовые убийства, депортации, уничтожение и конфискацию имущества, вымогательство, изнасилования и другие тяжкие преступления, совершенные в указанном регионе. В 1919 году в качестве награды за «подвиги» Топал Осман удостоился должности городского главы Керасуна.

За свой «вклад в национальное движение» и фанатическую преданность Мустафе Кемалю душегубу было присвоено звание лейтенант-полковника (milis yarbayı) и он был назначен командиром специального полка телохранителей будущего «отца турок». Биограф Мустафы Кемаля, британский писатель Эндрю Манго справедливо называет Топала Османа «садистом, осуществлявшим этнические чистки армян и греков».

В доступной для скачивания «Черной книге: трагедия Понта, 1914-1922 гг.» говорится о том, что Центральный совет Понта получил свидетельские показания о зверствах, совершенных Топалом Османом, и опубликовал их в докладе от 17 октября 1921 года. Ниже приведу некоторые факты из этого доклада.

В июле 1921 года, истребив большую часть зажиточных людей города Триполис (тур. Тиреболу) близ Керасуна и отняв их состояние, Осман депортировал всех мужчин Тиреболу, а также оставшееся после депортаций 1915 года население армянского Буланджака, в Харберд и Албистан. Все красивые женщины были поделены между башибузуками. Чете увезли своих жертв в горы. Женщины и дети, оставшиеся без одежды, еды и всяких средств к существованию, погибли от голода. Из 2500 греков Триполиса в живых осталось лишь 200 женщин и детей, а из 14 тыс. греков Керасуна выжили лишь 4 тыс. женщин и детей. Греки Фатсы и Унье также были захвачены Османом и претерпели аналогичные зверства.

В небольшой деревне Чакаллы в четырех часах езды от Самсуна Осман-ага приказал запереть женщин и детей (мужчины были депортированы ранее) в их домах, где они были сожжены заживо.

Та же участь постигла жителей селения Кавак, где в живых остался лишь один 80-летний старик.

В Хавзе он отвел женщин и детей на берег реки, где они были растерзаны и сброшены в воду. Все греческие села района были сожжены дотла. Осман отобрал 18 самых красивых девушек из этого села и раздал их своим преступным подельникам, которые, по истечении нескольких дней удовлетворения свои животных инстинктов, заперли их в доме и сожгли заживо.

В Мерзифоне Осман-ага и его головорезы, полностью истребив всех христиан, подожгли греческий и армянский кварталы города. При этом уничтожение христианских кварталов сопровождалось неслыханными зверствами. Все выходы были забаррикадированы, несчастных, пытавшихся спастись бегством, безжалостно убивали на месте или бросали обратно в огонь без различия пола и возраста. За 5 часов пожара сгорело 1800 домов вместе с их жителями. Насилия над женщинами и детьми звери сопровождали криками на своих жертв: «Ну, и где же англичане, американцы и ваш Христос, чего не спасают вас?».

Часть злодеяний, совершенных Топалом Османом, нашла место в Британских отчетах об этнических чистках в Анатолии в 1919-1922 гг. 87 этих отчетов под редакцией Вардгеса Еганяна были опубликованы в США в 2007 году Центром армянской памяти. Вот выдержки из этого документа, относящиеся к преступлениям Топала Османа и его головорезов.

Находясь со своим отрядом в деревне Кирли, проживая и питаясь за счет ее жителей, Осман потребовал от одного из знатных жителей данной деревни, Анастаса-аги, чтобы тот привел к нему для утех свою дочь. Получив отказ, чудовище приказало своим людям убить Анастаса-агу вместе с четырьмя его детьми и четырьмя другими мужчинами.

В июне 1920 года в селении Энайет близ Керасуна Осман и его башибузуки вырезали греческую семью из пяти человек, увели с собой нескольких женщин и молодых девушек, разграбили дома и похитили скот.

В июле 1920 года Топал Осман и его головорезы убили 15 христиан в селах Карали и Курук. Под предлогом насилия в отношении женщины-мусульманки со стороны грека по имени Панайоти, были арестованы 50 греков с таким именем, двое из арестованных умерли, не вынеся пыток. После этого подручные Топала вымогали у христиан крупные суммы денег, а сам он угрожал христианам смертью, если только не будут изменены решения Конференции в Сан-Ремо.

В июле 1920 года Топал Осман подверг аресту и избиениям епископа Себастии.

В ночь с 13 на 14 августа 1920 года Осман арестовал все мужское население Керасуна для последующей депортации. Затем его люди приступили к разграблению домов.

8 сентября 1920 года выходящая в австралийском Лонсестоне газета Daily Telegraph сообщила о серии злодеяний, совершенных Осман-агой в Керасуне. Все мужчины города подверглись аресту, каждый вечер по пять человек из них убийцы предавали казни. Оставшиеся христиане выкупили свою свободу, заплатив Осману в общей сложности сумму, эквивалентную 300 тыс. фунтов стерлингов.

В марте 1921 года Осман принудил жителей Себастии в течение трех недель кормить и содержать его банду в количестве 500 разбойников. В Эзботере подверглись аресту два грека и один армянин. Несчастных казнили, предварительно вбив им в ступни конские подковы. Кроме того, по приказу Топала были вырезаны женщины и дети в селах Кул-Хисар, Месудие и Кирик.

В 1921 году, проходя маршем через Амасию и Чорум, Осман отдал приказ своим людям убивать всех христиан, встречавшихся им на пути, не считаясь с полом и возрастом.

20 декабря 1921 года банда из 100 турок и лазов из Ризе, рекрутированная Топалом Османом в качестве мэра Керасуна, прибыла в Орду и была принята властями города. На следующий день бандиты рассеялись по улицам и приступили к грабежу лавок, принадлежащих христианам. Башибузуки увели с собой двоих греков. По приказу Османа-аги торговца Мишеля Макридеса из Керасуна вывезли в море на небольшой лодке, обезглавили, а тело сбросили в море. Несколько других знатных лиц города подверглись депортации.

В специальном докладе «700 тысяч греческих жертв турок» американской дипломатической миссии, опубликованном 9 июля 1921 года в The New York Times, описываются ужасающие подробности преследования христиан в Самсуне после прибытия туда Османа-аги на второй день религиозного праздника Байрам. Он и его подручные убили десять греков, после чего окружили склады American Tobacco Company, собрали всех ее сотрудников-греков в количестве 800 человек и увезли их в неизвестном направлении. Затем ими был оцеплен греческий квартал города, и еще 1500 греков были подвергнуты аресту и высылке во внутренние районы страны.

«Население тридцати других сел в регионе Самсуна было вырезано по дороге к месту ссылки. Турецкие власти запретили использование загрязненных телами вод реки. Другие села, отказавшиеся выполнить приказ о депортации, были сожжены турками, а жители, вне зависимости от возраста и пола, были убиты.

Американская комиссия, посетившая данное место, сообщила об этих преступлениях и вернула обратно сожженные тела людей, которые были показаны турецкому губернатору».

В отчете британского парламента от 3 апреля 1922 года говорится о том, что 25 февраля 1922 года по приказу мэра Керасуна были сожжены дотла 20 греческих сел региона, а 1 марта аналогичная участь постигла села Бейслан, Позат, Топекены и Кявурхики. Их жителей — на тот момент исключительно женщин и детей, предварительно заперли в домах, и все они погибли в огне.

23 марта 1923 года Топал Осман задушил оппозиционного депутата от Трапезунда Али Шюкрю бея. По разговорам — за критику в адрес Мустафы Кемаля. Однако если убийства тысяч мирных христиан всегда сходили душегубу с рук, то смерть Али Шукру бея стала последней в длинном списке преступлений предводителя чете. Мустафа Кемаль лично отдал приказ командиру батальона президентской гвардии Исмаилу Хакки бею заключить Топала Османа и его подельников под стражу. Осман был окружен в его укрытии в анкарском квартале Сейранбаглары и 1 апреля 1923 года в результате перестрелки получил ранения и был схвачен. В тот же день по приказу Исмаила Хакки он был казнен выстрелом в голову (по другим сведениям — обезглавлен — Пандухт). На следующий день, 2 апреля, по настоянию оппозиционной «Второй группы» в турецком меджлисе его тело было выкопано и подвешено к воротам здания парламента (сегодня — Музей войны за независимость) на всеобщее обозрение, а позднее — похоронено в Керасуне.

Героизация предводителя погромщиков и убийц, виновного в осуществлении этнических чисток, началась значительно позднее. По словам Токтамыша Атеша из Стамбульского университета, в свое время бывший премьер-министр Турции Тансу Чиллер продвигала идею открыть университет имени Топала.

Памятник кровавому палачу христиан Топалу Осману был открыт 7 апреля 2007 года в Керасуне. Возведение памятника связывают с именем отставного генерала Вели Кючюка, впоследствии арестованного за членство в ультранационалистической организации Эргенекон. Первая попытка Кючюка возвести памятник Осману приходится на 1981 год. Однако она была заблокирована Турецким историческим обществом. Спустя 20 лет, в 2001 году, Кючюк вновь вернулся к своей идее, но опять потерпел неудачу из-за сильного противодействия в лице тогдашнего мэра Керасуна Мехмета Ишика. И все же в 2007 году, с третьей попытки, памятник-таки был установлен при содействии председателя местной ассоциации малых предпринимателей Али Кары. Стоит упомянуть, что имя Кары впоследствии также фигурировало в ходе расследования деятельности Эргенекона.

Однако мемориал Топалу в Керасуне — отнюдь не единичный «местный» факт героизации садиста и убийцы. В Турции памятников этому душегубу несколько. О нем пишут книги и снимают фильмы. Палачом нетурецких народов гордятся.

На фоне усиливающейся с каждым днем пропаганды примиренчества и отказа от требований к туркам, всем, занимающимся вопросами признания и осуждения Геноцида и требования справедливости, необходимо доводить до сведения международного сообщества тот факт, что Геноцид армян в Турции не только не признан и не осужден. Деяниями палачей армянского, греческого, ассирийского и других народов там гордятся. В их «честь» ставят памятники, возводят мемориалы. На их примере воспитывают детей — новых талаатов, энверов, кемалей и топал османов. И, значит, угроза повторения преступлений против человечности в нашем регионе и в мире сохраняется.

ПАНДУХТ

Также по теме