Уроки истории, или Почему гусь свинье не товарищ

 А как дышали кургиняны и прочие марковы с укоротченко про взаимовыгодное «стратегическое» сотрудничество с йолдашем Реджеп Тайипом! Ведущие российских телеканалов и отряд пикейных «экспертов» захлебывались от восторженных слюней: ведь по сути Эрдоган должен был сыграть роль тарана по брешам НАТО. Перспективное геополитическое направление, однако. «Отродясь такого не было, и вот опять…».

Очень похоже на то, как в начале сентября 1920-го в Баку радеки и зиновьевы на I-ом съезде народов Востока пели осанну Ататюрку. На том же съезде, кстати, в присутствии внушительной армянской делегации (157 делегатов, третья по численности после тюрок и персов), на всеобщей экзальтации от мыслей о перманентной революции против ненавистных западных колонизаторов, была создана Коммунистическая партия Турции (КПТ). Кемаль Ататюрк во время медового месяца, 3 июня 1920 года, установил дипломатические отношения (первые для РСФСР, если не считать Афганистан), что не могло не вызвать головокружение от дипломатического успеха у большевиков. Однако, получив от них все, что можно было получить и больше на тот момент (6 тысяч винтовок, свыше 5 миллионов винтовочных патронов, 17 600 снарядов и 200,6 килограммов золота), через два месяца Ататюрк в буквальном смысле кинул зарезанных вождей КПТ на дно Черного моря. Зачем ему было держать у себя подконтрольную Коминтерну партию, которая ставила своей целью установление собственной диктатуры?

Как отреагировали большевики на такой циничный демарш Ататюрка?

Правильно, заключили с Ататюрком договор о дружбе и братстве (Московский договор от 16 марта 1921 года. Фактически разбазарив исконно армянские и грузинские земли, РСФСР передала Турции ранее входившие в состав Российской империи: Карскую область, часть Батумской области, часть Эриванской губернии. Взамен Турция «уступила» небольшую часть бывшей Батумской области (которая и так входила в состав Российской империи уже почти 40 лет), причем на условиях присоединения этого клочка земли к Грузии на правах автономии (Аджария) и тотальных торговых привилегий Турции в порту Батума.

Но и это еще не все. РСФСР обязывалась оказать туркам немедленную безвозмездную помощь: 39 тысяч винтовок, 327 пулеметов, 54 орудия, 63 миллиона патронов, 147 тысяч снарядов, два морских истребителя «Жуткий» и «Живой», материалы для строительства патронного завода и двух пороховых фабрик и 10 миллионов рублей золотом. И все это в канун начинавшегося в Поволжье страшного голода (1921-22, число жертв около 5 миллионов человек), когда зерно большевикам пришлось покупать на золото и бесценные образцы мирового искусства.

С переговорной точки зрения Ататюрк снял с большевиков последнюю рубашку за ничего не значившее дипломатическое признание – и пустил по миру. Зато на памятнике на площади Таксим, посвященном основанию Турецкой республики, он самолично распорядился установить фигуры Климента Ворошилова и Семена Аралова по левую руку от себя. «В знак уважения к стране, которая первой протянула руку помощи Турции», – расскзаывал мне гид в Стамбуле. Оно и правильно: левой рукой из афтафы смывается что?

Круг замкнулся в 1925 году, когда Ататюрк запретил все политические партии, а КПТ подверг самым жестким репрессиям. Из Советов нечего было выжать после Лозанны (1923), а выжатый лимон выбрасывают.

Возвращаясь к Эрдогану, Идлиб – это даже не цветочки. Там планов громадье, и касаются они не только «жизненного пространства» в Сирии и Ираке.

Артур МАРТИРОСЯН

 

Также по теме