Памяти скульптора Армена Акопяна

Акопян Армен Владимирович (1941-1990)

Ровно 30 лет назад в эти дни трагически оборвалась жизнь выдающегося армянского скульптора, беззаветного патриота Армена Акопяна.

Армен Акопян родился 17 июня 1941 года в Степанакерте в семье коренного гадрутца Владимира из села Кемракуч. С 1947 по 1957 гг. посещал степанакертскую среднюю школу № 3 им. Грибоедова. В 1962 году был призван в ряды Советской Армии. По окончании службы поступил на отделение скульптуры художественного училища им. М. Б. Грекова в Ростове-на-Дону. Одновременно с этим заочно учился на историческом факультете Воронежского педагогического института. Вернувшись на родину, до 1971 года работал скульптором на Степанакертском производственно-творческом комбинате. На эти годы приходится создание им монументов в память об арцахцах, погибших в годы Великой Отечественной войны, установленных в селах Ванк Мартакертского и Кемракуч Гадрутского района — родине его предков.

С 1971 по 1977 гг. жил и творил в столице Алтайского края, городе Барнауле. Работал в различных мастерских региона, участвовал в многочисленных выставках, преподавал в Новоалтайском художественном училище. В этот период им созданы памятники воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, установленные в сельских поселениях Ельцовка и Первомайское Алтайского края, а также ряд памятных обелисков в различных населенных пунктах региона.

В 1977 году по приглашению первого секретаря Нагорно-Карабахского обкома КПСС Бориса Кеворкова Армен Акопян возвращается на родину, где принимает руководство творческим отделом художников Нагорного Карабаха, а затем возглавляет новосозданный Союз художников области. Параллельно с этим преподает в Государственной детской школе искусств имени Акопа Гюрджяна в Степанакерте. В 1978 году становится членом Союза художников СССР.

С 1987 года Армен активно вовлекается в набирающее силу Карабахское национально-освободительное движение. В феврале 1988 года в составе делегации арцахской интеллигенции отправляется в Москву на встречу с заведующим отделом ЦК КПСС  по межнациональным отношениям Вячеславом Михайловым для донесения позиции Арцаха по поводу воссоединения с матерью-Арменией. Несмотря на довольно позитивные впечатления от встречи, Армен не испытывал иллюзий, призывая арцахцев рассчитывать только на собственные силы и волю. И его слова не расходятся с делом.  Он выступает на митингах, становится одним из основателей первой организации, объединившей активистов Карабахского движения – комитета «Крунк», а также автором  названия организации и ее логотипа с изображением журавля. Как вспоминал ветеран Движения, член Национального совета Максим Мирзоян, в ночь на 2 марта 1988 года, когда был сформирован орган, призванный принять руководство борьбой арцахцев за свои права, среди тех, кто вышел на площадь в протесте, был и Армен. Он предложил назвать созданную организацию «Крунком», аргументируя это тем, что благородная птица является символом этой ностальгии, а что наше движение, если не стремление к родине?

В сентябре того же года Армен в качестве добровольца с оружием в руках отправляется в тавушское приграничье, где принимает участие в защите и укреплении родных рубежей.

Вместе с тем, продолжает заниматься творчеством. В 1988 году принимает участие в Международном симпозиуме скульпторов в Иджеване, где за свою скульптурную композицию «Арцах» удостаивается специальной награды. В 1989 году в Степанакерте был установлен монумент его работы, посвященный жертвам разрушительного землетрясения в Армении.

Армен Акопян погиб 2 января 1990 года во время конфликта, возникшего при намеренном прохождении войсковой колонны внутренних войск СССР по центральным улицам Степанакерта, когда еще не отошедшие после новогоднего возлияния военные устроили пальбу по прохожим. Это было то время, когда Арцах был превращен руководством разваливавшегося на глазах Союза в подобие концлагеря в бесплодных попытках силой удержать арцахцев в составе геноцидального образования на Каспии. И хотя некоторые современные армянские авторы пытаются возложить вину за гибель Армена на азербайджанский ОМОН, нужно сказать правду: Мастер погиб, сраженный короткой автоматной очередью советского офицера, когда выбежал из своей мастерской и попытался воззвать к совести разбушевавшихся советских силовиков. За его гибель, как и во многих подобных случаях, никто никакого наказания не понес.

Армен Акопян  является автором многих замечательных скульптурных работ,  установленных в городах и селах второго армянского государства. Это и скульптура «Сумгаит», в которой с помощью скупых выразительных средств  Мастеру  удалось добиться высочайшего накала эмоций в раскрытии трагедии, и скульптурные композиции «Карабахский транспорт», «Музыканты», «Пыл-Пуги и мелик Шахназар», «Старик с четками», «Косари», «Арцахские бабушки», «Армянка», «Три маски» и, конечно, его ангелы, раскрывающие многогранный образ арцахского армянина – творца и созидателя на своей земле, и сочетающие в себе оригинальные пластические  решения с истинно арцахским колоритом. Последний из его ангелов, незаконченный, с  необработанной частью, словно шрамом, мерцающим между жизнью и смертью, был установлен на колокольне храма Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши уже после гибели Армена и освобождения древней столицы края от оккупации в мае 1992 года.

Армен Акопян. Гражданин и художник. В нем эти понятия были переплетены. Он видел мир, воспринимал его и воспроизводил как человек неравнодушный. Время в его работах осталось запечатленным таким же честным и искренним, какой была его собственная жизнь – и в искусстве, и в гражданственности.  Как верно подмечено в народе, лишь после гибели становится видна настоящая толщина дерева.

Скульптуры Армена, будучи выражением его нравственной красоты и чистоты и мятежного духа, настолько органично вписываются в пейзажи арцахских городов и сел, что кажется, будто они сами по себе выросли из арцахской земли.

«Можно много рассказывать об Армене, — говорит Герой Арцаха Жанна Галстян. — Сам он был неразговорчивым человеком, и свою сущность и душу вкладывал в скульптуры и конкретные поступки. Хотя мы не так уж много общались, однако я часто вспоминаю его и ощущаю его нехватку как в общественной жизни, так и в искусстве. Как говорят в Карабахе, место, которое он занимал, осталось пустым».

Хотя, наверно, можно сказать и по-другому. Место скульптора Армена Акопяна — это пространство души, где живут его скульптуры, такие родные, самобытные и загадочные.

В 1996 году за значительный вклад в армянское искусство Армен Акопян, уже посмертно, был удостоен ежегодной Государственной премии имени Егише. В 2001 году ему был вручен Орден Месропа Маштоца, который получила вдова Мастера, Донара Багирян. В 2003 году Мастер был удостоен почетного звания Народного художника Арцаха.

Сегодня дело Армена продолжает его сын Мигран – талантливый скульптор, выпускник отделения скульптуры Ереванской академии художеств, член Союза художников Арцаха. 

ПАНДУХТ

Также по теме