Ты чьё, приграничье?

Вечером 17 декабря азербайджанские ВС подвергли массированному обстрелу Тавушский район Армении – трассу Иджеван – Ноемберян и села, в частности, Коти и Баганис. По словам старосты Баганиса Нарека Саакяна, в последний раз столько выстрелов было в сентябре прошлого года. “Бывало 1-2 позиционных выстрела, но выстрелов из такого крупнокалиберного оружия и пулеметов не было”, – сказал староста.

На новостных сайтах сообщения об обстреле продержались в топе практически весь день. Однако особого внимания не привлекли ни в самом государстве, территория которого подверглась агрессии в нарушение всех международных норм, ни в странах-сопредседателях, ни в странах – членах ОДКБ. Ну, подумаешь, пошалил Алиев, пострелял в свое удовольствие, благо потерь нет. А ущерб – дело обычное для приграничных сел.

МИД России дошел до особого цинизма: спустя несколько часов после обстрела территории Армении мадам Захарова с настойчивостью, поистине достойной лучшего применения, вновь заголосила об обмене “задержанных лиц”, не называя, но явно имея в виду двух преступников-диверсантов, один из которых убил в Арцахе 17-летнего мальчика. Либо в Москве сильно заинтересованы поднять имидж “валдайского” брата Алиева с помощью героизации очередных возвращенных убийц армян, либо не отдают себе отчета в том, что подобное никак не укладывается в рамки “гуманитарных шагов”. Последнее, впрочем, вряд ли, хотя странно, что из посредников говорит об этом только Москва.

С другой стороны, происходящее вполне укладывается в логику последних развитий в переговорно-консультационном процессе, где армянская сторона теряет одну позицию за другой. Но, похоже, официальный Ереван это не сильно волнует, ибо даже обстрел приграничья страны не удостаивается внимания государственных структур и их представителей. В самом деле, это ведь не роскошный автомобиль дочери премьера, купленный на деньги налогоплательщиков, чтобы пресс-секретарь главы правительства выступил со специальным комментарием. Жители приграничных сел, по логике администрации премьера, этого не заслуживают…

Не проронил ни слова и МИД Армении. Не последовало ни заявления, ни обращения к странам – сопредседателям Минской группы и союзникам по ОДКБ. Молчат депутаты, возможно, все они в разъездах или заняты важными делами, в число которых обстрел территории сел, на которых проживают в том числе их избиратели, явно не входит. Давно не обращает внимания на подобные обстрелы и защитник прав человека Армении, хотя речь идет о праве на безопасную жизнь граждан независимого государства, которое Азербайджан нагло и неприкрыто нарушает…

Вообще о чем тут говорить? Чье это приграничье – Армении или какого-то там государства, до которого никому нет дела, кроме самих жителей, да еще разве что Минобороны? Или это укладывается в рамки устраивающего Азербайджан решения вопроса Арцаха, о котором денно и нощно печется армянский премьер? Ах да, Мамедъяров ведь сказал, что можно одновременно вести переговоры и стрелять. Вот и стреляют. А переговоров нет – так, легкие консультации, прогулки министров в разные страны для ни к чему не обязывающего обмена мнениями.

А то, что посол Франции в Азербайджане сильно впечатлен встречей с главой “азербайджанской общины НК”, тоже, видимо, в порядке вещей и не требует ни внимания, ни заявления официального Еревана. Как и тот факт, что не в меру эмоциональный посол разделяет, видите ли, надежду этого самого “главы” на то, что встреча в следующий раз состоится в “нагорно-карабахском районе”. На всякий случай напомню, что эта страна – сопредседатель Минской группы, тем не менее позволяет себе подобное. А почему бы не позволить, если Ереван молчит? Еще напомню, что речь идет об очень дружественной – некогда? – нам стране, возможно, самой дружественной в мире и горячо любимой всеми армянами. С первыми лицами которой премьер напропалую танцевал и лихо делал селфи, а также обнимался и клялся в вечной дружбе. А на большее он не способен? Или и это ложится в логику удовлетворяющего всех урегулирования?

Вернемся, однако, к ситуации на границе. Предыдущий обстрел армянского приграничья был в октябре, то есть полтора месяца назад. Но в Ереване и тогда молчали. Публикации на сайте МИД РА свидетельствуют о новой практике, которую не назовешь иначе как циничной: заявления делаются только в том случае, если есть жертвы. Так было, например, 30 ноября, когда в результате нарушений режима прекращения огня в Арцахе был тяжело ранен военнослужащий. Что касается границ Республики Армения, то в конце июля нынешнего года МИД выступил с заявлением исключительно потому, что в результате выстрелов от руки снайпера погиб один и были ранены двое солдат.

Отсюда следует один-единственный вывод: обстрелы армянской территории уже не являются чем-то выходящим за пределы нормы. Их можно не замечать, не реагировать, не обращать на это внимания международного сообщества, не требовать осуждения… Эй, ребята, куда мы катимся? К ублажению всех капризов и прихотей Алиева не только в Арцахе, но и на армянской границе?

Если просто погуглить на тему реакции РА в прежние годы на обстрел своей территории, результат просто ошеломит. Как правило, в таких случаях МИД сразу выступал с заявлением, причем достаточно резким. В том же сентябре прошлого года это ведомство пространно разъясняло гражданам и СМИ, почему не было обращения в ОДКБ. И напоминало, что регулярно информирует международные структуры в случае обстрелов территории республики. Депутаты разных фракций также принимали активное участие в этом процессе – естественном для любой уважающей себя страны, подвергающейся агрессии. Подавал голос омбудсмен, посылавший свое заявление в разные высокие международные инстанции, требуя осуждения действий Азербайджана. А мы, рядовые граждане, громко возмущались тем, что, дескать, ОДКБ не реагирует, ООН не реагирует, ОБСЕ не реагирует…

Сегодня не реагирует сама Армения. Не замечает. Или старательно делает вид, что не замечает. Лишь Минобороны извещает граждан, что такое событие имело место быть на границе двух стран, официально в войне не находящихся. СМИ размещают информацию об этом в топ-новостях, подчеркивают ее важность, берут интервью у глав приграничных сел – словом, пытаются привлечь внимание своих же властей. Эксперты и просто граждане в соцсетях задаются безответными вопросами. Все тщетно – нет ни лайва премьера, ни комментария его пресс-секретаря, ни заявлений внешнеполитического ведомства, ни возмущенных голосов депутатов. Их это просто не интересует – словно, повторюсь, речь идет не об Армении!

Что это, стремление приучить нас к тому, что Баку дозволено все, пока Алиев не получит желаемого? Дескать, вспомните, граждане, что говаривал “дед” по фамилии Тер-Петросян: “Серго не будет жить хорошо, пока не решится карабахский конфликт”. А уж как именно он решится – об этом на днях доверительно рассказал Мамедъяров. Но Ереван опять почти молчал – не считать же адекватной реакцией на обстоятельное интервью размечтавшегося азербайджанского министра несколько дежурных фраз пресс-секретаря МИД Армении.

Так чье оно, это приграничье? Чья это страна, границу которой безнаказанно обстреливает государство-преступник, не получая взамен ни достойного ответа, ни возмущения, ни осуждения – вообще никакой реакции? И что будет делать этот преступник дальше? Правильно, продолжать стрелять. А что будем делать мы? Продолжать молчать?

Марина ГРИГОРЯН, “Голос Армении”

 

 

 

Также по теме