“Армянский батальон” — политический капкан

В последнее время все активнее тиражируется информация о так называемом Армянском батальоне (бригаде) имени Нубара Озаняна, сформированном на севере Сирии и входящем в состав Сирийских демократических сил (SDF). Заголовки сомнительных СМИ пестрят текстами о батальоне и поставленных перед ним боевых задачах. Информация неуклонно обрастает подробностями.

Но если все же отвлечься от нарисованной феерической картины, то нельзя не задаться вопросами: на прилагающихся к материалам фотографиях этнический состав военного формирования вовсе не однородный. Скорее всего, подразделение состоит из завербованных разными путями бойцов, в основном курдов, представителей других национальностей и частично из арабизированных и курдизированных армян. Об “армянском” происхождении формирования свидетельствуют лишь символы.

В видеообращениях батальона используются армянский флаг, фотографии Андраника Озаняна, Геворга Чауша, Леонида Азгалдяна и Монте Мелконяна. В одном из видеообращений участники невнятно поют общеизвестный армянский марш “Ардцъок овкер ен”. Собственно, вот и все доказательства, что батальон армянский. А чтобы придать всей этой истории привкус героизма, отряд окрестили в честь мученика Нубара Озаняна, погибшего в ходе боя против группировок “Исламского государства” за Эр-Ракку.

Судя по фотоотчетам, явно раздувается и реальная численность  подразделения. Очевидно, что это вовсе не батальон, а всего лишь взвод, не способный решать масштабные военные задачи, которые ему приписывают.

Тем временем курдские медиаресурсы продолжают последовательно и с размахом тиражировать, что “Армянский батальон прямо сейчас сражается с турками”. Фальсифицируют факты, не заботясь хотя бы о минимальной достоверности. Ведь странно, что до сих пор не опубликовано хотя бы одного интервью с армянами добровольческого батальона, ничего не говорится о возможностях этого подразделения – как оно вооружено, как себя позиционируют по отношению к власти Башара Асада.

Упорная пропаганда, однообразные телепостановки о “батальоне-призраке” убеждают, что некие силы искусственно наращивают его популярность, что батальон этот – всего лишь муляж. Но зачем? Кому понадобился армянский батальон на севере Сирии? 

Столь назойливое упоминание армян в составе СДС дает курдским СМИ возможность сообщить миру о том, что курдам со стороны турецкой армии сейчас грозит то же самое, что и армянам сто лет назад. И то, что представители “армянской бригады” объявили о своем формировании именно 24 апреля, в день Геноцида армян, – тому подтверждением. Акцентирование участия армян в противостоянии преследует цель привлечь внимание мирового сообщества, прежде всего христианских стран, к проблемам курдов. Обыкновенная логика подсказывает, что курды предпринимают попытку обеспечить присутствие армян  в сопротивлении, надеясь заручиться поддержкой сирийских и зарубежных армян.

Мобилизовав “армянскую бригаду”, Сирийские демократические силы сообщают Асаду, что они намерены остаться на этих территориях, и одна из ключевых общин Сирии признает этот факт и присоединяется к ним. Сирийские демократические силы таким образом превращаются в многонациональный военный альянс.

Примечательно, что “Армянский батальон имени Нубара Озаняна” 11 октября, на второй день турецкого вторжения в Сирию, выступил с “объявлением войны турецкой армии”. На видео текст зачитывает некий молодой боец на чистом арабском языке. На следующий день от имени батальона было распространено еще одно заявление, якобы армянские бойцы выдвигаются в район Рас аль-Айн для противодействия турецким ВС, а тем временем город Рас аль-Айн уже был в основном захвачен. Новость, как и ранее, распространили курдские и американские  СМИ, что в очередной раз свидетельствует о постановочной акции. Фактически цель показательных заявлений данного “подразделения” – использование армянского фактора. Если бы пропагандистская приманка сработала, то оказалось бы, что “армянский батальон” сдал город туркам без боя.

В оголтелую пропаганду “армянского батальона” организованно включились турецко-азербайджанские медиаресурсы. Hurriyet, Redaktor, Musavat  срочно оседлали любимую тему: армяне – террористы. Наличие “армянского батальона” выводит их на полевой простор, и они уже бьют в набат: оказывается, курдские и армянские террористы объединились против Турции и Азербайджана. (Турции и особенно Азербайджану не нужен особый повод для подобной дезы. Достаточно вспомнить, что в апреле 2016 года официальный Баку заявил, что “против Азербайджана в составе “сепаратистских сил Карабаха” воюют боевики ИГИЛ”). Не случайно первые новости в интернете о создании “армянского батальона” в Сирии появились на турецком языке. 

Спекулируют темой и американские СМИ. “Голос Америки” охотно цитирует “командующего армянской бригадой”- некоего Масиса Мутаняна, который ранее не был знаком армянским кругам, а более известен среди курдов под фальшивыми псевдоармянскими именами. В одном из своих выступлении он заявил, что цель “армянского батальона” – бороться до тех пор, пока все этнические группы на севере и востоке Сирии не станут свободными и не построят децентрализованную  Сирию”. Мутанян подчеркивает, что “батальон защищает сирийский Курдистан от фашистских нападений ИГИЛ и турецкого государства для укрепления революции в Рожаве, для защиты армянского народа и всех народов Рожавы”.

Курдское образование Рожава, провозглашенное в 2014 году, ставит своей целью максимальную автономию от сирийской столицы – Дамаска. Самих сирийских армян подобный расклад вовсе не устраивает, поскольку армянская диаспора весьма лояльна к действующему, законно избранному президенту страны. Отделяться, организовывать автономию, не зависящую от Дамаска, категорически не желают не только армяне, живущие в Дамаске и Алеппо, но и проживающие в Камышлы, в Дейр-эз-Зоре и прилегающих к этим городам районах и провинциях. Т. е. не могут армянские добровольцы действовать в составе боевого формирования, входящего в Демократические силы Сирии: а что если вдруг на поле боя курдские боевые формирования, требующие автономии  Рожавы, столкнутся с кадровыми сирийскими войсками? Как тогда быть армянам из этого “батальона имени Нубара Озаняна”?

Диаспора рассматривает создание этого формирования как попытку расколоть армянскую сирийскую общину, которая все это время поддерживала нейтралитет, чтобы не становиться инструментом для одной из сторон и не превратиться в мишень. Однако наличие “батальона” ставит под угрозу безопасность сирийских армян. Не удивимся, если в ближайшее время в случае обострения ситуации курды распространят информацию о погибших в боях с турецкими силами “армянских бойцах” данного “батальона”. Цель очевидна: объединить армянские силы вокруг СДС и обеспечить помощь армян. 

На данный момент ясно одно: это выдуманное с далеко идущей целью подразделение ни в коем случае не может быть армянским. Судя по фактам, “батальон-призрак” – чистейшей воды провокация, крайне опасная пропагандистская казуистика. Армянские средства массовой информации должны с особой осторожностью отнестись к этому “батальону”, выполняющему роль политического капкана.

Владимир МАНУКЯН, “Голос Армении”

 

Также по теме