Тайна МиГ-29: Реальность или постановка?

Июль 2019-го оставил в истории BBС Азербайджана очередную черную дату. Над Каспийским морем разбился истребитель МиГ-29 военно-воздушных сил этой страны, привлеченный к “учебно-тренировочным” полетам.

Причины катастрофы не выяснены до конца, хотя 22 августа Минобороны Азербайджана распространило заявление о том, что в результате анализа данных с бортового самописца (“черный ящик”) и других технических документов с самолета удалось установить причину катастрофы и гибели пилота Рашада Атакишиева. По официальной версии, изучение причин инцидента показало, что перед падением самолет столкнулся с чужеродным телом (птицей или стаей птиц) и пилот получил ранения. Однако азербайджанское общество сочло официальную версию неубедительной. И на то есть весомые основания.

“Черный ящик” был расшифрован наспех – спустя пару дней после извлечения фрагментов самолета из воды. А ведь это сложная экспертиза, завершить которую в короткие сроки не представляется возможным. Близкий контакт самолетов с птицами происходит довольно часто, имеется в виду, что самолет сталкивается с птицей или птица обнаруживается на посадочной полосе, но чтобы самолет так сильно пострадал, а пилот получил такие тяжелые ранения и был бы не в силах катапультироваться – звучит очень уж надуманно. Такие случаи ранее не фиксировались, поскольку самолет данной модели оснащен двумя двигателями и, если даже птица попала в один из них, второй не дал бы машине потерпеть крушение.

МиГ-29 оснащен катапультой, что дает пилоту возможность спастись даже в самой критической ситуации. Кроме того, лобовое стекло истребителя имеет высочайшую ударную прочность и выдерживает не то что удары птиц, но и вибрационные нагрузки, связанные с экстремальным маневрированием машины. Оно защищает боевую машину от осколков в самые решающие минуты боя, а из-за обтекаемой формы птица просто не имеет даже малейшего шанса зацепится за лобовое стекло. Имея в виду вышеупомянутое, споры вокруг инцидента в обществе не утихают.

Многие считают официальную позицию государства – птица протаранила азербайджанский МиГ-29 – явной ложью. Власти состряпали эту версию на скорую руку, в привычной для них манере игнорируя несоответствия, чтобы спасти имидж армии и утихомирить общественные волнения. Но и это не спасло.

В соцсетях уже грубо и зло издеваются и насмехаются над министром обороны Закиром Гасановым. “Господин министр, я лечу в Стамбул ночным рейсом. Мне интересно, бодрствуют ли в этот момент птицы или нет”, – написал актер Кенан Махмудов в своем аккаунте в Facebook.

Однако версия с птицами дает возможность властям скрывать большой массив информации. А ультиматум заинтересованных властных деятелей, мол, по этому поводу дана официальная информация Министерства обороны, ею должен руководствоваться каждый, делает крушение истребителя еще более загадочным. Депутаты Милли меджлиса императивно и цинично требуют: придерживайтесь алиевской версии, любая другая на руку черным силам, не любящим Азербайджан. К чему такая таинственность? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к еще одной версии трагедии, которая муссировалась в азербайджанских СМИ в первые часы после авиакатастрофы. Она звучала так: самолет был дезориентирован радиоэлектронными средствами России. Интернет-издания пестрили обвинениями в адрес “стратегического партнера”. Но эта версия рассыпалась под контрдоводами. Даже если действительно навигационная система самолета была заблокирована с земли, летчик мог бы видеть землю, так как в 10 часов вечера Баку и апшеронские поселки светятся, как праздничная елка. Увидел бы и легко посадил самолет на освещаемый аэропорт. Во-вторых, самолет способен выйти из зоны поражения РЭБ, когда пилот поймет, что его системы подавляются.

И в заключение: России помимо множества нравственных и политических  факторов невыгодно подвергать крушению азербайджанскую военную авиацию, потому что Азербайджан является постоянным покупателем российской военной техники, а после таких крушений контракты на приобретение подвергаются пересмотру. Хотя, возможно, Азербайджану и было бы на руку аннулировать сделки с Россией, поскольку Алиев собирается закупить у Пакистана многоцелевой истребитель JF-17 Thunder.

Вскоре версия с российским следом исчезла с новостной ленты, но дала возможность Баку отказаться от российской “помощи” и обратиться к Анкаре с просьбой осуществить поиски самолета, извлечь его фрагменты и приступить к необходимым процедурам. Все это в целом наталкивает на крамольную мысль: а если история с крушением – дешевая театральная постановка и никаких обломков не было? Возможно, дело это было доверено именно турецким специалистам, чтобы иметь  в запасе надежного свидетеля обвинения? Виновником, когда потребуется, можно назначить неугодную страну… Например, Иран. Ведь надо же как-то оправдаться, если вдруг с территории Азербайджана придется разворачивать атаку на Иран, особенно если учесть, что в некоторых зарубежных ресурсах уже появилась информация о том, что США для этого транспортируют в Азербайджан израильские дроны.

Правда, завелась еще одна версия в пользу постановочного крушения. Некоторые эксперты не перестают твердить, что тело летчика так и не нашли, а власти вводят общественность в заблуждение. Во время “похорон” пилота обнаружилась масса нестыковок, о которых мы на данный момент умолчим. Лишь скажем: по имеющейся у нас информации, пилот Рашад Атакишиев, который приходился зятем бывшему государственному советнику Габилю Гусейнли, был причастен к грязным махинациям, которые недавно начали всплывать. И, чтобы избежать громкого дела, было решено инсценировать крушение истребителя и спасти пилота от ответственности. Так что актуальным остается главный вопрос: а был ли летчик? Продолжение следует.

Владимир МАНУКЯН, “Голос Армении”

 

Также по теме