Виталий Баласанян: «Настал момент перехода от эмоций к делу»

На днях секретарь совета национальной безопасности НКР, герой Арцаха Виталий Баласанян выступил с идеей создания национального Движения «Во имя Арцаха». В направленной общественности речи он с беспокойством отметил, что не все общественно-политические силы и лица, обладающие авторитетом, осознают серьезность сложившейся вокруг армянской государственности ситуации, и вытекающие из этого опасные последствия. Баласанян так же высказал убеждение, что императивом дня должен стать поиск путей для полноценного и целевого использования всех возможностей нашей нации.

Для более подробных комментариев о национальном Движении «Во имя Арцаха» и о вызовах, возникших перед армянской общественностью, корреспондент Times.am провел беседу с секретарем СНБ Арцаха Виталием Баласаняном. Представляем вам интервью героя Арцаха.

– Господин Баласанян, на днях вы объявили о намерении начать национальное Движение «Во имя Арцаха». Почему именно сейчас? Не опасаетесь ли вы, что эта идея будет воспринята как осознанный «ход конем» для поднятия Вшего авторитета в период бурной предвыборной ситуации? Ведь в Арцахе сейчас настоящий внутриполитический переполох.

– Я, конечно, много думал об этом, будучи уверенным, что, исходя из нынешней ситуации, будут люди, которые в первую очередь именно к такому заключению и придут. Сначала хотел бы сказать пару слов о политическом переполохе. Я считаю его искусственной и фиктивной. Под этим скрыты другие программы, не исходящие из интересов народа и армянской государственности. Я считаю крайне опасными ситуации, где делаются попытки обуздать армянские силы и поставить под сомнение решительность и убеждения армян путем обострения ситуации. Цель Движения в первую очередь – нейтрализовать все те догадки и опасения, которые нашли место в кругу общественности Армении и Арцаха, направить всю ее энергию в конструктивное русло, содействовать обеспечению честной, беспристрастной и прозрачной атмосферы, сделать общественность участником процесса реализации важных программ, исключая злоупотребление и попечительство. Перед Арцахом, Арменией и Диаспорой возникло огромное количество различных проблем, которые мы не всегда правдиво оглашаем и не ищем продуктивных путей их решения. А ведь время не ждет, а мы все продолжаем топтаться на месте. Со времен Арцахского Движения прошло уже много лет, но нам так и не удалось создать дорожную карту развития сельских общин, что поставило под сомнение существование множества, когда-то многолюдных и активных общин, в их прежнем виде. Мы намерены реализовать практические программы, направленные на исключение этого опасного развития. Не каждое упущение и недостаток можно свалить на других и на государство, забывая о своей доле вины. Цель Движения – поднять подобные важные проблемы и привлечь к ним внимание всего армянства. 
Что касается моего рейтинга на выборах и шагов, направленных на поднятие его подобным путем, признаюсь, что к счастью, такой задачи я перед собой не ставлю.

– В вашем объявлении о запуске Движения обсуждается вопрос о международном признании Республики Арцах, и это в той ситуации, когда с целью начала процесса воссоединения формируются альянсы, организуются автомобильные пробеги. Возможно, будут и другие акции.

– Очень возможно, но они сейчас не увенчаются успехом. Если вы заметили, все эти лозунги не получили от общественности той реакции, на которую рассчитывали их организаторы. Однако это вовсе не значит, что общественность изменила свое мнение, и вопрос о воссоединении ее больше не заботит. Вовсе нет. Этот вопрос не потерял своей актуальности, срочности и жизненной важности ни в Арцахе, ни в Армении, ни в Диаспоре со времен объявления Армянской первой республики и по сей день. Я не считаю, что все те, кто пытался поставить этот вопрос на повестку дня, не знают о препятствиях на пути его реализации и возможных последствиях на данный момент. В конце концов, давайте трезво смотреть на вещи и помнить, что мы не сверхдержава, а всего лишь маленькая страна с уязвимой экономикой, которая не в силах игнорировать международные законы. А если среди армянской общественности, тем не менее, есть подобная потребность, я нахожу, что воссоединение – неотложный шаг, и оно является проблемой номер один среди возникших перед нами. И значит нужно решать эту проблему не на улице, а на самом высоком государственном уровне, рассматривая всевозможные пути, ведущие к полноценному воссоединению, и сделать выбор, который не поставит под сомнение безопасность Арцаха. Я более чем уверен, что относительно этого вопроса в Арцахе проблем не возникнет никогда.

Движение идет по велению времени. Считая первоначальным вопрос о международном признании Республики Арцах, мы находим, что становясь международным субъектом, мы избежим всевозможных болезненных проблем на пути реализации процесса воссоединения.

– Вы так же продвигаете вопрос об укреплении безопасности двух армянских государств. Говоря об этом, наши высокопоставленные военные чины уверяют, что объединённые армянские силы готовы в любой момент не только отразить удар противника, но и перенести военные действия на его территорию. Так о чем же, тогда, речь?

– Между нами есть непонимание понятий укрепления и обеспечения безопасности. Речь идет не только об обеспечении неприкосновенности границ. Безопасность намного более емкое и широкое понятие, состоящее из ряда взаимосвязанных слоев: развитие экономики, продовольственная самообеспеченность, нормальная жизнедеятельность населения, гармония внутренней жизни, морально-психологическое состояние, исключение политических беспорядков и т.д. В конце концов, если гражданин страны не живет полноценной жизнью – это тоже вредит ее безопасности. Так что у нас есть огромная работа по всем этим направлениям.

– Судя по нашедшей место в вашем заявлении формулировке относительно Диаспоры, национальное Движение «Во имя Арцаха» не удовлетворяет уровень отношений, существовавший до сих пор. Это так?

– Однозначно. Уже около трех десятилетий армянство Диаспоры бескорыстно предоставляет Арцаху материальную и моральную помощь. Именно благодаря этой помощи, нам удалось предпринять серьезные шаги в направлении восстановления нашей разваленной экономики и инфраструктуры. Чтобы не грешить перед истиной, отмечу, что нам не удалось сделать Арцах привлекательным, как мы изначально собирались. Просто ресурсы, предоставленные нам Диаспорой, и, почему нет, Арменией, не всегда были использованы с целью и по адресу, с чем я и сегодня не мирюсь, и считаю это не укладывающимся в здравую логику непростительным явлением.

Я очень далек от мысли о том, что в Арцахе все идеально. Не таковы и наши отношения с Арменией и Диаспорой. Эти вопросы нужно в корне пересмотреть. Настал момент перехода от эмоций к делу, и учета выгоды и заинтересованности Диаспоры. Я считаю неприемлемой ту точку зрения, что главная роль Диаспоры должна заключаться в предоставлении помощи и поддержки родине. Она обязательно должна быть взаимной и взаимовыгодной. Только при такой точке зрения мы можем создать Объединённую, развитую и мощную Армению. Вот главная цель Движения. То есть мы намерены в дальнейшем обеспечивать этим отношениям деловую, взаимовыгодную опору, учитывая идеи и желания наших соотечественников из Диаспоры.

– Господин Баласанян, какой реакции удостоилось ваше заявление о создании национального Движения в кругу наших сограждан? Нет ли у вас опасений, что некоторые силы захотят запятнать и эту идею?

Если честно, реакции меня приятно удивили. Сотни людей, общественных и политических деятелей поспешили выразить свою поддержку к моему подходу. Некоторые организации объявили о своем решении присоединения к Движению. И это действительно очень воодушевляет. Открылось большое поле для работы, и очень важно, чтобы мы начали путь воплощения наших целей с правильных шагов.

Что касается критики, да, некоторые люди уже успели поставить под сомнение не только нашу инициативу, но и идею. Но все это очень поверхностно. Они даже не обосновали против чего именно они выступают: против идеи Движения «Во имя Арцаха», или просто против того, что ее иницировал я.

Ознакомившись с некоторыми негативными откликами, я вспомнил старое выражение: «Не знаю что вы хотите сказать, но я против». Как бы то ни было, негативная реакция – тоже реакция, и даже в ней можно найти положительные стороны. Потому что она содержит в себе элементы призыва к бдительности, она предупреждает и обязывает нас не «сворачивать» с пути реализации наших идей, быть трезвомыслящими и последовательными. Именно такими мы и будем.

Также по теме