Битва за южную Сирию

Перепитии внутренней армянской политики несколько заслонили все остальные темы. Между тем, на юге Сирии происходят довольно знаковые развития.

Напомню, что еще совсем недавно планы сирийского руководства об освобождении южных провинций страны от джихадистов привели к жесткой полемике с американцами, позволившими себе в очередной раз озвучить угрозы в адрес правительства Сирии и ее лидера. Это был тот самый неловкий момент, когда Вашингтон, находящийся в более 9 тысячах километров от Сирии, чей воинский контингент находится на сирийской земле незаконно, угрозами требовал от сирийского государства не освобождать собственную территорию от оккупации.

Кроме того, отдельное место в месседже Соединенных Штатов с предупреждением в адрес Башара аль-Асада было уделено и России, которой американцы напоминали о том, что нарушения согласованной в прошлом году зоны деэскалации имели бы «серьезные последствия» в виде «соответствующих решительных мер»: «Соединенные Штаты продолжают предупреждать как правительство России, так и режим Асада о серьезных последствиях этих нарушений и требуют, чтобы Россия сдерживала прорежимные силы от дальнейших действий в юго-западной зоне деэскалации», — говорилось в заявлении американского Госдепартамента.

На эти жестко сформулированные американские заявления и обещания военной интервенции в случае полномасштабного наступления сирийской армии на юго-западе страны и возлагались надежды поддерживаемой Западом исламистской «оппозиции».
Не секрет, что США в ходе семилетней войны стабильно поддерживают исламистских боевиков многомиллионными поставками вооружений и выплатами ежемесячной зарплаты в рамках программы военной помощи, реализуемой Центральным Разведывательным Управлением.

К чести сирийского руководства и президента Башара аль-Асада лично, Сирия никогда не поддавалась на шантаж и не отказывалась от борьбы за освобождение своих территорий. И военная операция на юге страны сегодня стала реальностью. Сейчас наступает знаковый момент, когда американцам фактически приходится капитулировать, отказавшись от планов по свержению Асада и бросив на произвол судьбы своих бородатых подопечных.

К слову, еще в апреле с. г., несмотря на порции угроз «возмездия» в адрес сирийского правительства за предполагаемые химические атаки на гражданское население, президент США Дональд Трамп заявлял о том, что по-прежнему хочет как можно скорее вывести американские войска из страны, поскольку военное руководство США подчеркивало, что их миссия ограничивается победой над Исламским государством.

Сегодня мы присутствуем при переломном моменте в Сирийском конфликте, когда Вашингтон открытым текстом посылает печальный месседж исламистским боевикам о том, что им больше не стоит рассчитывать на помощь и военную поддержку Запада в противодействии наступлению сирийских правительственных войск и их союзников для возвращения под свой контроль сирийских территорий, граничащих с Иорданией и оккупированными Израилем Голанскими высотами: «Вы не должны основывать свои решения на предположении или ожидании нашей военной интервенции … Мы в правительстве Соединенных Штатов осознаем трудность ситуации, с которой вы сталкиваетесь, и по-прежнему советуем россиянам и сирийскому режиму не предпринимать военных мер, нарушающих зону [деэскалации]», — говорится в заявлении американского Госдепартамента. Так что, вслед за курдами, в надежности своих западных союзников теперь приходится убедиться и сирийским «оппозиционерам».

Возможно, формально США и стоящий за ними Израиль получили российские заверения в том, что ни «Хезболла», ни иранские стражи революции не будут принимать участие в битве за южную Сирию и не поставят под угрозу оккупированные Израилем Голанские высоты при условии возвращения к статус-кво на Голанах, существовавшему до Сирийского конфликта, когда израильские и сирийские военные были разделены буферной зоной ООН.

Теперь, после тотального отступления Запада в Сирии, исламистские боевики обречены на поражение, и единственным выходом для них является добровольная сдача, что, собственно, уже в массовом порядке и происходит на юге страны. Сирийской армией освобождены около сотни населенных пунктов, впервые за 6 лет осуществлен выход к иорданской границе, в качестве трофеев захвачено огромное количество вооружения и боеприпасов НАТО-овского и израильского производства, в том числе танки, БМП и даже новенькие американские тяжелые противотанковые ракетные комплексы TOW.

TOW американского производства, захваченные сирийской армией в качестве трофеев на востоке мухафазы Даръа

Сразу вслед за заявлением Годепартамента планы по выводу американских войск из Сирии озвучил и президент США Дональд Трамп во время встречи с королем Иордании Абдаллой II ибн Хусейном в Белом доме. По информации CNN, полученной из американских дипломатических источников, Трамп считает, что может заключить сделку с президентом России Владимиром Путиным о так называемой зоне отчуждения на юго-западе Сирии, которая позволит США в кратчайшие сроки покинуть эту страну.

Согласно данным источникам, план Трампа состоит в том, чтобы позволить россиянам оказать помощь сирийской армии в возврате региона, простирающегося вдоль иорданской границы, где возглавляемая США коалиция и ее военные союзники, несмотря на прекращение огня, давно испытывают серьезные проблемы.

Трамп считает, что позволив россиянам помочь Асаду вернуть этот регион, и при выполнении ими определенных условий, он сможет ускорить вывод американских войск. Взамен Трамп желает от России гарантий в том, что сирийская армия позволит исламистам беспрепятственно покинуть пределы данного района.

Кроме того, он ожидает, что россияне установят зону отчуждения для предотвращения боевых действий на юго-западе Сирии и блокируют вхождение в регион сил, поддерживаемых Ираном. По словам источников, прекращение иранского присутствия в Сирии является ключевым элементом плана Трампа по выводу американских сил из страны.

Однако эти же источники выражают серьезные сомнения в жизнеспособности плана Трампа. Всё дело в том, что ни Россия, ни сирийское правительство ни при каких условиях не согласятся от планов по уничтожению ДАЕШ и Аль-Каиды на территории Сирии. Данные террористические организации никогда не фигурировали в договоренностях по Сирии, включая северную часть мухафазы Идлиб, где «Аль-Каида» пока «курируется» Турцией. Однако не приходится сомневаться, что после завершения военной операции на юге страны придет черед и накаченного боевиками Идлиба. Так что для Дамаска и Москвы отныне нет никаких барьеров в виде согласия или несогласия США и Израиля на ликвидацию ДАЕШ и «Аль-Каиды» в приграничной с еврейским государством юго-западной мухафазе Эль-Кунейтра и западной части мухафазы Даръа.

Не стоит забывать, что Москва в своих планах по ликвидации террористических группировок исходит из соображений собственной безопасности, поскольку в рядах сирийских джихадистов присутствует множество российских граждан. Риск распространения террористической угрозы и возвращения отрядов джихадистов в Россию фигурировали в числе основных причин вмешательства России в сирийский конфликт в сентябре 2015 года.

В победе сирийской армии и ее союзников на юге Сирии нет никаких сомнений. Джихадистские формирования находятся в полном коллапсе, в панике оставляя населенные пункты. Освобождение южных регионов страны будет означать восстановление безопасного наземного торгового пути из Ливана через территорию Сирии и Иордании к Персидскому заливу. Бесперебойная работа КПП Масна на ливано-сирийской границе и КПП Насиб на границе Сирии и Иордании составляет источник многомиллионных доходов трех вышеупомянутых государств. На данный момент уже имеется инсайдерская информация о том, что США и Россия договорились о присутствии российской военной полиции на границе с Иорданией после ее освобождения.

Несмотря на то, что ситуация в рассматриваемом регионе фактически не касается Израиля, для радикальных религиозно-экстремистских организаций в лице ДАЕШ и ребрендинговой Аль-Нусры и их союзников, в течение многих лет финансируемых, вооружаемых и натаскиваемых ЦРУ и британскими спецслужбами в Иордании, она представляет настоящую катастрофу. Сегодня для тандема США-Израиль необходимость в содержании такого балласта отпадает, и данные террористические организации, а также пять десятков местных группировок, напрямую финансируемых саудитами, оказываются брошенными своими хозяевами на произвол судьбы.

Но пока операция затрагивает лишь джихадистов, действующих в мухафазе Эс-Сувайда и в восточной части мухафазы Даръа. Гораздо более «деликатная» ситуация с боевиками про-ДАЕШ-ской группировки «Джейш Халид ибн аль-Валид», ребрендинга аль-Нусры «Хайат Тахрир аш-Шам» и их местными союзниками, поскольку подконтрольные им территории в мухафазе Эль-Кунейтра и в западной части мухафазы Даръа граничат с оккупированными Израилем Голанскими высотами, что вызывает обоснованно тревожные ожидания еврейского государства.

В течение всех 7 лет сирийского конфликта политика Израиля и США была направлена ​​на то, чтобы не позволить правительству в Дамаске восстановить контроль над вышеупомянутым регионом. Израиль неоднократно заявлял, что предпочитает проиранскому присутствию на своих границах присутствие там террористов ДАЕШ и Нусры, даже несмотря на их нахождение в американском списке террористических организаций. По мнению Тель-Авива, присутствие такфиристов на израильско-сирийской границе представляет собой фактор безопасности для израильской армии. И для Израиля предпочтительным было бы иметь под боком экономически ослабленную войной Сирию, не способную к уничтожению террористической угрозы. Причем подобного мнения придерживаются не только израильские власти и армейское командование, но и подавляющее большинство населения страны. К примеру, симпатии к террористам ДАЕШ в дискуссии с вашим покорным слугой высказывал вполне себе либеральный израильский блогер Александр Лапшин. Таким образом, сложилась уникальная в своем цинизме ситуация, когда единственным оставшимся местом на планете, где ДАЕШ чувствует себя вполне вольготно, находясь под защитой «демократического» союзника и покровителя, является сирийско-израильская граница.

Более семи лет Израиль фактически вкладывал средства в джихад и его адептов, обеспечивая их финансами, разведданными, воооружением, боеприпасами, военной амуницией и медицинской помощью. В сети неоднократно появлялись кадры джихадистов, в том числе боевиков под флагом Аль-Каиды, проходящих лечение в израильских клиниках после ранений, полученных в боях с сирийскими правительственными силами. Сегодня стало ясно, что все планы Израиля потерпели крах. Учитывая, что боевикам ДАЕШ и «Джейш Халид ибн аль-Валид», развернутым на линии сирийско-израильского разъединения 1974 года, ни сирийская армия, ни Россия не предложат «переезда» в Идлиб, как в случае с обычными исламистами, выбор для этих террористов невелик: либо сражаться и быть уничтоженными, либо сложить оружие и сдаться, либо бежать вглубь Израиля, тем более что израильская армия в течение многих лет прекрасно уживалась с ДАЕШ. Предположительное число террористов в этом районе оценивается в 1,5-2 тыс. голов. Это относительно немного в сравнении с десятками тысяч боевиков в Алеппо, Хаме, Хомсе, Дейр-эз-Зоре, Восточной Гуте или Аль-Ярмуке, разгромленных сирийской армией. Поэтому итог битвы на юге Сирии легко предсказуем: сирийская армия вернет под свой контроль данные территории, в частности город Даръа — административный центр одноименной мухафазы, откуда в свое время начиналась агрессия против суверенного государства и откуда все эти годы в адрес террористов шел непрерывный поток оружия и финансов от стран, заинтересованных в «смене режима» — Саудовской Аравии, Иордании, США, Великобритании, Катара. Всё, чего им удалось добиться за эти годы, это уничтожения экономики некогда процветавшей страны (по оценке президента САР Башара аль-Асада, на восстановление разрушенной за время войны инфраструктуры понадобится не менее $400 млрд.), гибели около 400 тыс. человек и превращения миллионов людей в беженцев и перемещенных лиц.

Ну, а ответ на вопрос: «Удастся ли Израилю получить какие-то гарантии безопасности от России в контексте предстоящей военной операции на западе Даръа и в Эль-Кунейтре?», мы, с большой долей вероятности, узнаем совсем скоро — во время первой полноформатной встречи глав России и США без привязки к саммитам, которая состоится в столице Финляндии 16 июля.

ПАНДУХТ

Также по теме