Целясь в курда, проклинать армянина

Страна нынче сдалась во власть полного безумия. Это безнравственно. Из-за этого безумия на этот раз вытащено из могилы тело женщины из Дерсима, умершей в 80-летнем возрасте вдали от родного города — со словами: «Изгнать её туда, где она родилась».

Я пытаюсь представить чувства Айсель Туглук, которую в наручниках привели на похороны матери и заставили быть свидетелем неописуемого ужаса в виде линчевания тела её матери. Пытаюсь, но не могу. Не думаю, что такую боль вообще возможно представить.

Почему же в то время, когда эти линчеватели напали на курдские похороны, они одновременно проклинали алевитов и армян? Хорошо, допустим, покойная Хатун Туглук была алевиткой, но почему даже при этом проклинают армян? В чем причина такой глубокой ненависти?

Чтобы понять корни такой безмерной ненависти, необходимо взглянуть на «реальную карту» Турции. Эта карта тесно связана с армянами. Регионы, в которых во времена Османской Империи проживали армяне, ныне являются самыми реакционными в Турции.

Сгусток религиозных фашиствующих фанатиков на этой карте (религиозные фанатики и фашисты вообще часто переплетены друг с другом) — внуки той самой черни, которая смотрела с завистью на дом своего соседа-армянина, на его поле, жену, дочь. Именно они являются источником ненависти к армянам.

Предок сивасского фашиста вырезал армян, разграбил их семейное имущество. Это происходило вокруг озера Ван, в Йозгате, Кайсери, Малатии, Мараше, Эрзеруме, Эрзинджане, на большей части Восточного Причерноморья, в Адане и Османие. Некоторые из армян остались в живых, «мусульманизировавшись». В большинстве мест такой возможности не было. Армян сжигали живьем, ссылали в пустыню, жестоко убивали. Дети были изнасилованы или убиты. Молодые женщины и девушки — уведены. Кто знает, может, бабушки этих линчевателей — это и есть те самые «армянские невесты», о которых все знают, но ни за что не признаются в этом…

Они проклинают армян, чтобы заставить забыть, что их предки оказались такими негодяями и подлецами, что посмели посягнуть на дом своего соседа-армянина, его поле, жену, дочь, на армянское имущество.

Когда в 1988 году я поехал в Ван, то был несказанно удивлен, увидев там курдских фашистов. А сегодня многие из них являются членами ПСР (Партия справедливости и развития). Артерия мракобесия селений вокруг озера Ван питается из того же источника.

Самые реакционные курды, последователи тарикатов и партии Аллаха, а также правящей партии — как раз и являются потомками аширетов, резавших армян, предавших своих соседей, захвативших их имущество и семьи. Сегодня эти мнимые «оппозиционеры», господа, шейхи уже давно служат этому государству; все они и тогда сидели в парламенте, и сейчас там заседают. Все они — всё те же потомки убийц.

Потомки нечестивцев, сотворивших эту резню, из регионов, в которых были убиты армяне, стекаются в города, продолжая громить собственность армян и греков, как это произошло 6-7 сентября 1955 года. Стекаются и скупают недвижимость. По сей день на интернет-форумах охотников за сокровищами делятся картами с расположением старинных армянских церквей!

Персонаж Дурмуш из «Драгоценностей госпожи Салким», сыгранный Зафером Алгёзом, и по сей день живет и множится среди нас (речь о кинокартине 1999 года по одноименной книге Йылмаза Каракоюнлу, повествующей о налоге «варлык вергиси», в результате которого были разорены немусульманские предприниматели и буржуазия — прим. перевод.). Эти люди всегда примыкают к власть имущим, думая лишь о том, как опереться на силу в поисках короткого пути к достижению своей цели. Подавить слабого, применить массовое насилие, коллективно создать образ врага и толпой же напасть на него, но один на один — разумеется, льстить («я ничего тебе не сделаю») — они — само воплощение «восточного коварства». Такими были их отцы, таковы и они сами. Они не стали людьми, так и не преодолели свою безродность.

Поймите, у этих людей не благородство, а подлость передается от одного другому. Они вырастают гиенами и наследуют характер гиен.

Да, гиены!.. Я имел возможность наблюдать за повадками гиен в среде их естественного обитания. Эти так называемые гиены, сбившись в стаи, ищут добычу, оставленную охотившимся львом. Сами они не способны охотиться и убивать. В редких случаях, когда они вынуждены охотиться сами, они стаей нападают на загнанных животных, сумевших убежать от львов, и разрывают их на части, причиняя тем тяжкие страдания…

Эти гиены захватили нашу страну.

Даже наш рабочий класс разделен изнутри. Мы не сумели вытравить это «восточное коварство» даже из своего собственного класса. Наверное, мы самые продажные рабочие в мире. Низкие типы, готовые продать свои классовые интересы за пачку Мальборо, впихнутую в карман хозяином; фабричные бригадиры, преследующие и зажимающие женщин-работниц в укромных углах мастерских; желтые профсоюзные активисты, ставшие врагами своего класса с того момента, как уселись в профсоюзные кресла, нагло присваивая и проедая членские взносы… Вся эта иерархия как раз и присуща гиенам.

Да, у нас рабочий враждует со своим соседом. Они не стоят плечом к плечу, а каждый мечтает использовать других, толкая их в спину. Во многом из-за подобных людей на фабриках широко распространена слежка друг за другом, ставшая «добровольным» делом. Неслучайно именно в Турции самый неорганизованный рабочий класс из всех. И именно по этой причине такой вот подлый рабочий при каждой возможности проклинает армян, а если позволите, то прицелится и в курда, Измир причислит к гяурам, алевита назовет «неверным». Если не сможет найти на улице китайцев, то набросится даже на корейцев! Такое я тоже видел…

Позвольте, но откуда такая враждебность к алевитам?

Когда на землях Анатолии убивали армянских младенцев и насиловали их женщин, лишь алевиты открыли им двери, пытались помочь, проявили к ним человечность. Эта человечность — отличительная черта алевитов. На протяжении веков подвергавшиеся османским гонениям, угнетенные алевиты знали, что испытывали армяне. И помогали им в меру своих возможностей…

Да, на наших земли сегодня властвуют гиены. Корнями этот характер уходит в период османов, османских грабителей и насильников. Истребление армян — их характерный почерк. И сегодня реакционеры, спевшиеся с властями, находят свои корни в этом характере… Их османизм вовсе не случаен.

Приближающийся в Турции час расплаты и судного дня станет борьбой фундаментальных моральных ценностей человечества с этим гиеноподобным характером. Наш рабочий класс тоже ожидает этот неизбежный час расплаты. Финал этого решительного противостояния и определит, станет ли эта страна местом для жизни…

Хакан ГЮЛЬСЕВЕН
Перевод с турецкого — Эльнур НАДЖАФЗАДЕ
Оригинал публикации — Red Haber

 

 

Также по теме