Независимость, а не её имитация

Странно реагируют на идею упразднения Азербайджана многие из нас. Устранение этого уродца стала императивом нашего бытия, когда Алиев объявил всё армянство его врагом, в борьбе с которым пригодны все средства. Серьёзность его намерений покончить с нами доказывают участившиеся убийства наших солдат на границе, но ничто не отрезвляет людей, привыкших смотреть на всё сквозь призму советского интернационалистского дурмана, забыв о праве армян на существование.

Друг детства пишет из Москвы, что я “загнул с упразднением”, подруга из Тифлиса отвергает предложение лишить Азербайджан дармовой армянской воды. Даже наш единомышленник на сайте усматривает в лозунге упразднения не веление времени, а выражение излишней, а посему неподобающей категоричности, не указывая, кто установил нормы приличий и почему мы обязаны их соблюдать. Алиев призывает свой сброд убивать нас, а мы видим экстремизм не в подстрекательстве к геноциду, а в идее симметричного ответа на него Армении.

Наш народ почти тысячу лет живёт в экстремальных условиях, но признание этого факта кажется людям с советской выучкой неполиткорректным и неприемлемым. Мы приучены жить с оглядкой на мнение Политбюро, нас слишком беспокоит, что скажет княгиня Марья Алексеевна, чтобы мы осмелились думать, пользуясь своим разумением, а не чужими клише, хотя в призыве объявить упразднение мазутного болота целью нашей политики нет даже намёка на экстремизм. Баку вопит о нашем “фашизме”, получив от нас очередной ответный удар. Это старо, как мир.

Упразднение ЮАР даёт добротный правовой прецедент, позволяющий обосновать требование упразднить Азербайджан. Оно подразумевает не геноцид живущих там потомков выходцев из Алтая, а восстановление попранного Баку права на свободу коренных народов края. Наш враг – турецкий фашизм, а не рядовые тюрки, которые обретут мир, отвергнув пантюркизм и обычай использовать коренные народы края как пушечное мясо в войне за окончательное решение Армянского вопроса.

Реализация чаяний этих народов требует денацификации, точнее, де-сталинизации преступного образования, могущего существовать лишь на чужих костях и крови. Аналогия с нацистской Германией подсказывает военный путь решения проблемы, представляющийся тем более логичным, что все лидеры Азербайджана стремились решить арцахский вопрос силой. Однако относительно безболезненный сценарий удаления азербайджанского гнойника устраивает нас больше, чем кровавая война с неизбежно сопутствующими ей потерями и разрушениями. Такое решение вопроса можно найти, обратив внимание на внутренние проблемы Азербайджана.

С коренными народами султаната нас связывают давние узы. У нас общая история, не омрачённая войнами и насилием. Возрождение традиций нашей исторической (и даже генетической) близости с ними было важным направлением подвижнической деятельности Левона Грантовича. Её венцом стала организация в Ереване научной конференции по проблемам автохтонных народов и открытие телецентра, ведущего вещание на талышском языке из Шуши. Увы…

Эту работу забыли с его уходом в лучший мир. Лет 7 назад, после публикации моей статьи о талышах, я получил письмо от Фахраддина Аббосзода, в котором он не без оснований сетовал на равнодушие Еревана к драме его народа. Фахраддин говорил, что не умеет кривить душей, говоря с братьями. Оценив искренность друга, я хотел напомнить ему о равнодушии ЛТП к самим армянам, но, после беседы с Левоном Грантовичем, понял, что мы не относимся к талышам с надлежащей искренностью. Тем, кто сетует на их “пассивность”, я бы напомнил, что мы не сделали ничего для активизации этого народа. Критику всегда полезно начинать с самокритики.

Упомянутую выше конференцию в Ереване завершило обязательство Шермазанова продвигать в международных инстанциях проблемы бесправных коренных народов Азербайджана, чтобы обратить на их трагедию внимание мировой общественности. Эта инициатива, полностью отвечавшая интересам Армении, не получила развития. Почему всё оборвалось так внезапно? Ответ на этот вопрос подсказывает странное решение открыть в Ереване посольство Израиля.

Микельанджело в шутку советовал ваятелям сбрасывать статуи с горной вершины, считая, что лишь то, что останется от них, когда они докатятся до подножия, может быть названо шедевром. Наша история походит на это испытание. Противостоящая угрозе геноцида нация не вправе позволять себе церемониальные излишества, она не столь богата, чтобы содержать посольство в стране, чьё руководство видит в нас пешку, которой можно пожертвовать ради ублажения турок. Сегодняшний уровень отношений с Израилем достаточен для решения всех имеющихся вопросов.

Открытие этого посольства создаст опасность конфликта Армении с ИРИ, и это не единственный пример игры на грани мелкого фола, которую МИД Армении ведёт с непонятной на первый взгляд целью. Вспомним участие Армении в учениях НАТО, в Вазиани, не сулящее нам ничего (Америка не поставляет оружия странам ОДКБ), но вызывающее ярость Кремля. Эти выходки объясняют комлементаризмом нашей политики, не задумываясь о том, позволителен ли он Армении.

Мы недовольны тем, что Россия поставляет оружие Азербайджану, но её политика в регионе комплементарна. Любой шаг в нашу сторону уравновешивается таким же шагом в сторону Азербайджана, но Россия, в отличие от нас, может позволить себе эту роскошь. Неосоветский реваншизм российской элиты не вызывает восторга, но ещё большее раздражение вызывают потуги демонстрировать нашу независимость попытками дразнить русского медведя и иранского льва, глупо ссылаясь на “право” Армении на комплементаризм. Какое отношение эта демонстрация дурости имеет к задаче упразднения Азербайджана?

Никакого! Зато она создаёт у Кремля искушение наказать нас за самодеятельность, облегчамое нашей уязвимостью. Вспомним апрельскую войну 2017 года. Алиев не пошёл бы на эту авантюру, если бы знал, что его принудят к миру. Кремль не давал санкции на агрессию, но не помешал ей свершиться. Глупая комплементаристская показуха стоила нам сотни жизней. Лучшим проявлением независимости стал бы отказ от прекращения огня по просьбе Москвы, когда мы начали громить врага, но мы уступили. Правильность этой версии доказывает реакция российских СМИ на сообщения о начале боёв, когда они начали в унисон утверждать, что “невозможно установить”, кто начал агрессию – крошечный Арцах или Азербайджан.

Комплементаризм хорош, но нелепо переживать из-за того, что Запад и РФ не дают нам эту игрушку. С тем же успехом можно страдать от того, что человек но может поднять штангу весом в 400 кг. Надо ли продолжать “политику”, не нацеленную на упразднение Азербайджана и не сулящую нам ничего, кроме раздражения Кремля и Тегерана? Может, это делается с целью удовлетворить туристический зуд наших дипломатов? Флирт с НАТО позволит им посещать мероприятия блока в натовских столицах, а решение повысить уровень дипотношений с Израилем откроет им путь в фешенебельный по меркам региона Тель-Авив. Но стоит ли эта игра свеч?

Первым шагом, подтверждающим серьёзность намерений Армении и её реальную, а не опереточную независимость, может стать учреждение в Ереване правительства Талышистана в изгнании и его постпредства. Этот шаг надо сделать без оглядки на мнение Москвы и Тегерана (которым он может не понравится), ибо в нём гораздо больше культуры и внутреннего такта, чем в пошлом флирте Армении с НАТО или Израилем. Талышский народ – кащеева смерть Азербайджана, и мы давно должны было обратить на их положение должное внимание.

Талышистан освободится, если вести игру на опережение событий, а не следовать в чужом фарватере. Идея создания талышского правительства в изгнании и открытия его представительства в Ереване не нова, но важным концептуальным новшеством является её рассмотрение в свете поставок российского оружия Азербайджану. Эта идея, предложенная Hye_phenated, заслуживает внимания. Он прав, утверждая, что признание Талышистана продемонстрирует РФ и ИРИ нашу решимость защищать свои интересы в гораздо большей степени, чем угрозы найти новых покровителей в подражание грузинам.
Hye_phenated прав, называя жалобы Еревана на поставки РФ оружия нашим врагам беспомощными “стенаниями”. Комплементаризму Кремля надо противопоставить непреклонную волю Армении к упразднению Азербайджана, а не неосуществимые (и слава богу!) угрозы отморозить себе уши назло бабушке. Вот цитату из письма, проясняющее логику рассуждений нашего читателя:

“Хорошая идея про рокировку с открытием посольств! Даже в Вашингтоне есть Представительство Арцаха. Почему в Армении не может быть представительства Талышской республики и других республик которые образуются на месте бывшего Азербайджана? … как только это случится, Арцах может выдвинуть свою позицию по урегулированию конфликта. … Мы против правления азеротурок, угнетения ими коренных народов и разграбления ими наших … богатств и культурного достояния. … важно повернуть переговоры в … другое русло. Арцаху удалось вырваться из кровавого азеротурецкого застенка. Но там остались ещё многие коренные народы. Алиевский режим, понимая что Арцах уже никогда не вернуть, продолжает провокации чтобы сохранить власть над остальными народами. Это отвлекающий манёвр”.

Конечно, талыши – не единственный автохтонный народ султаната, но они больше остальных товарищей по несчастью сохранили память о своём наследии. Создание правительства Талышистана в изгнании станет первым (и самым важным!) шагом к упразднению главной угрозы миру в регионе. Хорошую идею выдвинул и мой брат Георгий, сказавший, что Армения должна стать площадкой для сближения позиций лидеров освободительных движений коренных народов Азербайджана. Нам нужно их единство в борьбе с общим врагом, а не пустые споры о первородстве.

Независимость начинается с желания быть самим собой, а не вписываться в чужие схемы. Свобода Талышистана – великая цель, достойная благородного армянского народа, и лучший способ доказать, что мы ведём себя независимо, а не имитируем независимость бессмысленными показушными действиями.

Александр МИКАЭЛЯН

Также по теме