Геташен-25

Двадцать пять лет… Четверть века.

Много или мало это для человека, потерявшего Родину? За это время выросло целое поколение молодых людей, которые не видели ее, но продолжают разговаривать на родном диалекте и гордиться тем, что они — геташенцы. Нас стало несколько десятков тысяч, жизнь раскидала нас по миру, но каждый мечтает хотя бы раз увидеть свой Геташен, преклонить колени перед разрушенными могилами своих предков и попросить прощения за долгие годы плена…

30 апреля 1991 года началась крупномасштабная военная операция «Кольцо». Рано утром подразделения Бакинского полка ВВ МВД СССР при поддержке подразделений дислоцированной в Кировабаде (ныне — Гянджа) 23-й дивизии 4-й армии, заняли господствующие над Геташеном высоты и ворвались в село якобы для проверки паспортного режима. Вслед за ними в село вошли азербайджанские омоновцы. Начались погромы домов и убийства мирных жителей. Только за первые часы были убиты и ранены около двух десятков человек, причем убийства проходили при молчаливом согласии, а во многих случаях и при участии советских солдат и офицеров.

В недавней «четырехдневной войне» весь мир был потрясен зверствами азербайджанских военных по отношению к мирным жителям в карабахском селе Талиш. Весь мир, но не армяне. Приводились параллели с террористами ИГИЛ, но где было «Исламское государство», когда 25 лет назад звери в форме азербайджанского ОМОНа снимали скальпы с живых людей, кидали их под гусеницы танков, отрезали уши и расчленяли топорами мирных жителей Геташена и Мартунашена.

Толпы азербайджанских головорезов до этого уже успели отличиться своими зверствами во время погромов в Сумгаите, Кировабаде, Баку и других городах и селах бывшей Азербайджанской ССР, но в Геташене людей громили и убивали военные и милиция, представители власти. Этническая чистка была предпринята с санкции президента СССР Михаила Горбачева и президента Азербайджана Аяза Муталибова. Власть, которая должна была защищать… убивала.

Вот только несколько свидетельств жителей этих сел.

Свидетельство врача больницы Геташена: «…У раненых, которые поступили в больницу, были обнаружены эксцентрические пули, которые разрывали все внутренние органы. Среди привезенных трупов были убитые 70-80-летние старики. Папика Сейраняна, которому было 83 года, убили из автомата. Женщине Рипсиме было 78 лет, Ахумяну Оганесу — более 80-ти. Гянджумяну Бенику было 70 лет. Ахумяна застрелили солдаты в постели в больном состоянии. Некоторых порубили топорами: Согомоняна Мелсика, 50-ти лет. Всего в больницу поступило 13 трупов, не считая раненых. Среди трупов были с отрезанными ушами — Назарян Валерик возраста до 30-ти лет…».

А это свидетельство жителя Мартунашена: «…От обстрела из танков крыши домов взлетели в воздух, горели дома. В это время появились вертолеты, из которых стреляли вниз. Обстрел продолжался около двух часов. После прекращения обстрелов спустились в нижнюю сторону села, откуда были начаты обстрелы. Там дома сильнее горели. Там узнали, что 5 человек были убиты, а двое получили ранения. Убиты Оганесян Оганес в возрасте 65 лет, Давтян Хачатур — 66 лет, Алкамян Шамир — 57 лет, Агаджанян Размик — 49 лет и гостивший седовласый мужчина средних лет из Еревана. …Убив Оганеса и Шамира, их трупы были раздавлены танками, а головы размозжены…».
Несколько десятков человек были взяты в заложники. Вот свидетельство одного из них: «…Каждые 2-3 минуты нас заставляли вставать и начинали беспощадно избивать, нанося удары автоматами, кулаками, пинали ногами. Когда я, изнемогая, падал, продолжали избивать в лежачем положении… С головы и с лица непрерывно сочилась кровь. Избивали по трое, четверо, азербайджанцы и русские… Поименно я их не знаю, но, увидев, могу опознать. Весь день продолжались избиения и истязания; когда избивавшие уставали и уходили, вместо них приходили другие… С меня сняли турецкий свитер, стали вырывать зубы, вставив между зубов нож, начали вырывать золотые коронки, разрезали губы, выдернули коренной зуб, плоскогубцами вырывали с корнями волосы на голове, ножом кромсали волосы, а потом заставляли собирать их, приговаривая при этом, что волосы армянина грязные, заставляли собирать и класть в карман, принуждали лизать ботинки, ложиться лицом на землю и приподниматься на руках, а когда я был не в состоянии исполнять, то они начинали ломать спину. Заставляли кусать друг другу уши, избивать друг друга… Затем вошел азербайджанец в чине майора и произнес: «Вы что, не знаете, что Горбачев не умер, сколько возможно, будем истреблять вас, хватит, что 70 лет вы жили на нашей земле, мы будем вас резать все больше и больше, вы видимо забыли 1915 год, еще месяц — и мы захватим Шаумян и Карабах, а потом вы увидите нас на площади в Ереване»…».

Безнаказанность ведет к новым злодеяниям. Оставшаяся не осужденной, операция «Кольцо» стала прецедентом для новых военных преступлений и жестоких акций против гражданского населения. Организаторы и исполнители этих преступлений не понесли никакого наказания; наоборот: даже были награждены орденами и медалями. Зверства поощрялись и в дальнейшем: при захвате Мараги, Шаумянского района. Вчерашние погромщики и убийцы мирных жителей становились национальными героями недообразования под названием Азербайджанская республика.
Трагедия Геташена и Мартунашена, Шаумянского района, других сел Нагорного Карабаха не должна быть забыта. Жители этих сел должны получить возможность вернуться в свои дома, вернуться и жить. Справедливость должна восторжествовать.

В той войне армянский солдат победил, но не добил векового врага в его логове. В плену у погромщиков остались и Геташен с Мартунашеном. Прошло двадцать пять лет, но враг не оставил попыток взять реванш и очистить Арцах от его исконных хозяев. На этот раз мы должны отбить у него желание даже смотреть в сторону армянских государств. И нас никто и ничто не должно остановить.

Двадцать пять лет назад Геташен называли воротами в Арцах. Закавказские турки при помощи советских солдат завладев им, решили, что смогут войти в Арцах. Они просчитались, и сегодня путь к окончательной победе — это Геташен. С него началась эта война, с его освобождением она и закончится. Теперь Геташен — это ворота в Баку. Ворота к Победе!

Арутюн ДЖАГАРЯН

Также по теме