Армения в античной и средневековой картографии и географии

Часть 1. Армения на карте Помпония Мела


Подробное фундаментальное изучение исторической географии Армении, отражении её этнических и географических границ в различных исторических источниках, требует особого внимания к древнеримской картографии. Одним из её наиболее известных представителей является Помпоний Мела (15-60 гг.) – географ 40-х годов I века н.э., автор небольшого, но важного труда «De situ Оrbis» («Описание мира»). Авторству Помпония приписывается одна из древнейших карт в мировой истории (т.н. «Карта Помпония Мела»). В данном случае нас интересует географическое расположение Армении I века. Представляем вниманию читателей старинную реконструкцию римского картографического документа, широко известного в мировой исторической науке.

Фрагменты реконструированной карты Помпония с изображением Армении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На вышеприведённых фрагментах карты мы видим, что Армения (Armenia) охватывает достаточно обширную территорию. На юге она достигает Средиземного моря (Mare Nostrum), а на севере – бассейна Чёрного моря (Pontus Euxinus) и крупной реки, образующей дельту перед впадением в Каспийское море (Caspium mare). На карте она указана гидронимом Araxes (Аракс), однако в этом случае под данным именованием скрыта река Кура, потому как расположена значительно выше русла настоящего Аракса.

Напомним и о других римских и греческих источниках I-II вв., в частности, о «Естественной истории» Плиния Старшего (I в. н.э.), писавшего, что Армения «простирается до Кура» (Книга VI, 4) и о «Географии» Клавдия Птолемея, согласно которому «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иберией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир». ( Книга V. XII).

Возвращаясь к карте Помпония, отметим, что на ней выше Армении расположена Савроматия (Savromatae), предтеча Алании. Между сарматами и армянами проживали иберы (русский историк и писатель XIX века Осип Сенковский в «Некоторых сомнениях касательно истории грузинов» даже приводит слова древнеримского историка Тацита: «Иберы, владеющие горными местами, через Кавказский проход вдруг Сармату выливают на Армению»), которые, однако, на карте, как и албаны, размещены значительно южнее, в районе Каспианы. Вероятно, это обусловлено недостаточными сведениями Помпония относительно народов, проживавших между Сарматией (Савроматией) и Арменией. Между тем, сама значимость карты для мировой науки весьма велика. Не будем умалять значения этого картографического документа и для армянской историографии, ведь это одна из древнейших фиксаций Армении в ранней картографии.

Далее приведём практически аналогичную реконструкцию карты Помпония 1898 года за авторством немецкого картографа и естествоиспытателя XIX-ХХ вв. Конрада Миллера (1844-1933). Соответствующий фрагмент представлен ниже.

Данная версия практически полностью схожа с представленной выше. Мы вновь видим Армению, простирающуюся от Средиземного моря (точнее, от Исского или Александреттского залива) до Чёрного. В качестве крайнего предела Армении снова предстаёт широкая река, при впадении в Каспий образующая дельту и, как мы уже отмечали выше, ошибочно обозначенная как «Араксис». При этом, за ней размещено полумифическое племя «Amazones». Оно было упомянуто в I в. до н.э. древнегреческим географом Страбоном: «амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими» (Страбон, «География», XI, V, 1). То есть, амазонки, если они существовали в действительности, бок о бок с албанским племенем гаргаров проживали в горах Большого Кавказского хребта, либо в предгорьях. Но, как известно, к данной горной цепи примыкают земли левобережья Куры. Т.е., гаргары, являвшиеся одним из крупнейших агванских народностей, не могли населять какие-либо земли на правом (армянском) берегу Куры и уж тем более ни они, ни амазонки не проживали в бассейне Аракса. Всё это, а также тот факт, что на карте Помпония Армения вклинивается в Кавказский регион, располагаясь напротив обитателей гор и предгорий Большого Кавказа – сарматов и амазонок – доказывает, что её крайним пределом была именно Кура, а не настоящий Аракс.

Приведём еще одну реконструкцию карты Помпония, осуществлённую Джастином Винзором (1831-1897) – знаменитым американским историком, профессором, президентом Американской библиотечной ассоциации.

На данной карте мы вновь видим Армению от моря до моря. Однако здесь наша страна расположена между Чёрным (Pontus) и Каспийским (Caspium) морями. На севере она достигает отрогов Большого Кавказского хребта (именного Большого – от Тамани, до Апшерона), в связи с чем вспомним о месторасположении армянской провинции Камбисена или Камбечан-Шаки, находившейся, в отличие от других прилегающих к ней областей Армении, на левом берегу Куры, в районе нынешнего Шеки, и примыкающей к Большому Кавказскому хребту. Не лишним будет привести слова Страбона: «Провинцией Армении являются Фавена, а также Комисена и Орхистена, выставляющая наибольшее число всадников. Хорзена и Камбисена — самые северные и больше всех покрыты снегом; они находятся на границе с Кавказскими горами, с Иберией и Колхидой» (XI, 14, 4). Таким образом, и карта Помпония, и «География» Страбона подтверждают факт принадлежности Армении всех тех областей, которые ныне «оспариваются» азербайджанскими историками, одновременно разрушая и другой миф азерпропа – об отсутствии Армении в Закавказье до XIX века.

Вместе с тем, вернёмся к теме расположения Армении между морями. Если взять за основу реконструкцию Винзора, на которой Армения простирается между Чёрным и Каспийским морями, то целесообразно напомнить и о средневековом грузинском источнике «Картлис Цховреба» Леонтия Мровели (XI в.), писавшего, что «Хаос (Согласно древнегайканскому преданию – прародитель армян Гайк – Н.М.) же обосновался в месте пребывания отца своего Таргамоса и занял страну, простирающуюся на север, как я и описал. На юге земли его простирались от горы Оретской, а на востоке вплоть до моря Гурганского. На западе его владения были вплоть до моря Понтийского…». Горы Орет, суть, Тавр. Понтийское море есть Чёрное, а Гурганское – не что иное, как Каспийское.

Напомним и о карте 1660 года голландца Николауса Вишера юго-западное побережье Каспия включавшего в Великую Армению (Armenia Major), а юго-восточное побережье Чёрного моря между Трапезундом и Чорохом (земли исторического Амшена, и по сей день населённые исповедующими ислам армянами – хемшилами) – в Малую Армению (Armenia Minor). Вновь приведём слова русского историка XIX века Платона Зубова, согласно которому «Арсацидская эпоха (до 428 года по Р. X.) есть действительно эпоха славы, величия и самобытности Армянского Государства, стоявшего на ряду с первыми державами Азии, ибо оно, достигая Тигра и Ефрата, опиралось на оба моря, Черное и Каспийское, и Северную границу имело у ворот Тифлиса», его современника Сергея Глинки, отмечавшего, что С.Глинку, писавшего, что «Великая Армения, несправедливо названная Туркоманией новыми географами, находится между Чёрным и Каспийским морями, Грузиею и Месопотамией или Диярбекиром. Она разделена рекою Араксом. Западная ея часть принадлежит Турции, восточная Персии». Да и целый ряд энциклопедических источников XIX – го, начала ХХ вв. наделяет Армению выходами к Чёрному либо к Каспийскому морю, а нередко и к обоим морям. Т.е., если принять за основу реконструкцию Винзора, то можно констатировать, что под Арменией понимали страну, с запада омывавшуюся Чёрным, а с востока – Каспийским морями, причём и в I в. н.э. (Помпоний Мела), и в XI в. (Леонтий Мровели), и в XVII в. (Николаус Вишер, Николя Сансон), и в XIX-нач.ХХ вв. (Сергей Глинка, Платон Зубов, энциклопедические источники под ред. Зеддлера, Леера, Толля, Новицкого и пр.). Впрочем, не стоит игнорировать и более подробную реконструкцию Миллера, не менее авторитетного учёного. Тем более, две реконструкции двух знаменитых учёных – немецкого и американского – не противоречат друг другу, свидетельство чему – уже неоднократно приводившаяся нами на страницах Voskanapat.info карта Кристофа Вейгеля «Armenia Vtraque» (Нюрнберг, 1720), на которой Армения достигает всех трех морей – Чёрного, Каспийского и Средиземного.

Возвращаясь к Помпонию Мелу, нам хотелось бы закрепить картографические данные фрагментом из упомянутого в начале статьи труда этого древнеримского автора «De situ Оrbis» (Источник: Подосинов A.B., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий. М., 2011).

«Книга I.

13. Внутренние земли [Азии] населяет много различных племен: за скифами и Скифскими пустынями — гандары, парианы, бактры, сугдианы, фармакотрофы, хомары, хоаманы, пропанисады, и даги, за Каспийским заливом — комары, массагеты, кадусы, гирканы, иберы; за амазонками и гипербореями — киммерии, киссианты, ахеи, георгилы, мосхи, керкеты, фористы, римфаки, а там, где страна подходит к нашим морям, — матианы, тибараны и уже более знакомые нам имена: меды, армении, коммагены, мурраны, вегеты, каппадоки, галлогреки, ликаоны, фригийцы, писиды, исавры, лидийцы, сирокиликийцы».

Под «нашими морями» Помпоний подразумевает Понтийское (Чёрное) и Средиземное, на берегах которых располагался ряд восточно-римских провинций. Выходом к Каспию Рим обладал короткий промежуток времени, при Траяне, во время оккупации Армении (114-116), уже спустя много лет после смерти Помпония (60 г. н.э.), так что данный вариант нам не подходит. Особое внимание стоит уделить списку народов и племён, населявших, согласно Помпонию, ту часть Азии, которая «подходит к нашим морям», а именно Южном Причерноморье и Восточное Средиземноморье, их берега и бассейны. В числе этих этносов мы находим и «армениев».

Здесь следует обратить внимание на картографическую фиксацию данного положения Помпонием Мелой. Наибольший приоритет при этом, на наш взгляд, стоит уделить реконструкции Миллера (равно как и предшествующей ей чёрно-белой карте), т.к. она располагает почти все вышеперечисленные народы именно в бассейне «римских» морей, а Армению наделяет доступом к ним, не учитывая Каспийское море, в бассейне которого Помпонием локализованы иные племена и народности. Также вместе с армениями и другими народами Мела упоминает «коммагенов» – жителей царства Коммагена, которое, по мнению авторитетного учёного-ираниста Эхсана Яршатера представляло собой вассальное армянское образование во главе с ветвью династии Оронтидов (см. Ehsan Yarshater- The Cambridge History of Iran, Volume 3: The Seleucid, Parthian and Sasanid Periods, 1983. R.535.), более известных в армянской историографии как Ервандидов.

Таким образом, зона расселения армянского народа распространялась на достаточно обширную территорию. Можно сделать вывод о том, что в течение всей своей истории границы Армении достигали трёх близлежащих морей. Данный факт нашёл своё отражение в ряде исторических источников, в числе которых и бесценная карта Помпония Мела – самого раннего римского географа.

 

Николай МЕЛКУМОВ

Также по теме