Ильхам Алиев больше не занимается азербайджано-арцахским конфликтом

Сейчас его беспокоят гораздо более важные вопросы

В последнее время я часто вынужден отвечать на вопрос журналистов о том, почему администрация Алиева последовательно обостряет ситуацию на границе. Каждый раз, когда азербайджанская сторона активизирует свои действия на передовой, армянская пресса начинает искать причины, параллельно пытаясь понять, чего еще можно ожидать от Ильхама Алиева. Подобные вопросы, которые имеют большую значимость для безопасности армянских государств, не должны висеть в воздухе. На такие вопросы необходимо отвечать прямо, не скрывая от людей ту реальность, что война еще не закончилась и все обусловлено армяно-азербайджанским, вернее, армяно-турецким конфликтом. Именно в этом заключается основная причина всех антиармянских решений Алиева, Эрдогана, Давутоглу, Гасанова и многих других деятелей. Этот вопрос должен быть ясен каждому, чтобы впредь не путали основную причину их действий с теми поводами, из-за которых азербайджанская сторона периодически обостряет ситуацию на границе.

Если причина одна – это вражда, то поводов много. Основным поводом последних событий на границе является встреча Саргсян-Алиев, которая должна состояться 19 декабря. Точнее, политика Алиева, направленная на избежание и провал переговоров. Судя по событиям последних двух лет, для президента Азербайджана вопрос урегулирования карабахского конфликта закрыт. На самом деле Алиев давно понял, что ни переговорами, ни какими-либо другими путями не сможет достичь тех результатов, которыми было бы довольно вскормленное им же разными обещаниями азербайджанское общество. Понял и прекратил заниматься этим вопросом, командировав все проблемы, связанные с карабахским конфликтом министру обороны Закиру Гасанову. Единственная задача, поставленная перед последним – военным путем препятствовать процессу урегулирования карабахского конфликта. Стрелять, бегать, оскорблять и так далее.

Сам же Алиев занимается совершенно другим делом. Он формирует новую правительственную систему будущего Азербайджана и то общество, которое будет подчиняться всем решениям этого правительства. Старт этой политической программы был дан года два назад. За этот период он провел несколько важных изменений в силовых структурах, а в настоящее время перешел к модификации службы безопасности. Следующие удары будут направлены в сторону политической элиты. У Алиева есть подобный опыт, когда-то он уже прошел этот путь. В то время его действия были настолько решительными, что он даже не постеснялся скрыть факт смерти своего отца, сфальсифицировав его подпись сам себя назначить на должность премьер-министра, и после этого упрятать главных свидетелей этого дела в тюрьмы (подробности по ссылке). Сейчас у него нет никаких проблем, кроме активизации исламистских настроений в обществе. Здесь не все так гладко, как хотелось бы Алиеву. Но это не отвлечет президента Азербайджана от намерений увековечить свою власть. Ведь в обратном случае он может столкнуться с более серьезными проблемами…

В Азербайджане сегодня происходят действительно серьезные изменения. Там решается будущая судьба этой республики. К тому же, решает не только Алиев. У него есть серьезные соперники в лице Ирана, России, Турции и Запада. Первый хочет видеть исламский Азербайджан, второй – евразийский, третий – пантюркистский, а четвертый – антироссийский… Каждый имеет серьезные шансы на успех, что еще больше усиливает борьбу за Азербайджан. Этот факт не может не беспокоить Алиева, чьи действия день ото дня становятся все более неадекватными.

В подобной ситуации возникает вопрос о том, чего армянская сторона может ожидать от азербайджанского руководителя, например, во время запланированной на 19 декабря встречи? К сожалению, ответ совершенно очевиден. Ничего. Алиев не может отказаться от старой медвежьей песни о «20% оккупированных территорий», не может приказать своим вооруженным силам соблюдать спокойствие на границе, не может ничего пообещать ни посредникам, ни армянской стороне. Потому что в случае любого такого шага он будет вынужден будет объясняться перед тем же населением, среди которого, как уже было сказано выше, сформировал невероятно большие ожидания. Вот почему Алиев каждый раз приходит, тихо выслушивает критику армянской стороны, уходит и готовится к следующей порции критики, параллельно пытаясь по возможности отдалить дату новой встречи.

Конечно, эта ситуация не безнадежна. Сколько бы Алиев не отказывался от урегулирования азербайджано-арцахского конфликта, а Закир Гасанов не пиарил себя, играя на границе в войнушки, они не могут не столкнуться с последствиями той жестокой реальности, которую создают Вооруженные силы Армении для азербайджанского общества. В этом плане, наши действия верны, необходимо продолжать жестокую нейтрализацию всех угроз, исходящих от Азербайджана. Даже если для этого нужно будет ежедневно уничтожать по 10 вражеских военных городков. Необходимо лишь укрепить эту деятельность еще более активной дипломатической работой, которая, кстати, значительно усилилась в последнее время. Остальное – вопрос времени и техники.

Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Также по теме