Историк, потерявший самолюбие учёного или О мёртвых лучше говорить правду. Часть 4

Продолжение. Предыдущие части статьи читайте здесь, здесь и здесь.

Напомню читателям слова литовского «учёного» (он не достоин этого определения без кавычек) Лекиса о якобы геноциде так называемых «азербайджанцев»: «Особенно много азербайджанцев пострадало в прошлом – ХХ веке. По сей день они со скорбью и ужасом вспоминают первый геноцид, устроенный в 1905–1906 годах армянами и их главными предводителями – армянской церковью, национал-шовинистической партией «Дашнакцутюн» и армянской диаспорой – Спюрком. Затем те же силы армянства все повторили в отношении азербайджанцев в 1918–1920 годы, но этот второй геноцид был осуществлен уже совместно с советской властью и большевиками в Баку, во главе которых стоял армянин Степан Шаумян» [1].

О лжи геноциде «азербайджанцев» в 1905 г. в Закавказье и особенно в Баку, а на самом деле геноциде армян, речь шла в 3 части этой статьи. Здесь речь пойдёт о событиях 1918-1920 гг. 

О событиях 1918-1920 гг. в Закавказье есть огромное количество литературы, я не буду подробно анализировать их, остановлюсь на событиях относящиеся к геноциду армян. Сразу же скажу о роли Степана Шаумяна, которого Лекис считает главой осуществлявших «геноцид азербайджанцев». Роль чрезвычайного комиссара Кавказских дел Шаумяна, в распоряжении которого находились силы советской красной гвардии, интернациональной красной армии, красной флотилии и армянских национальных вооруженных формирований, была защита Баку от мусульманской «Дикой дивизии», в составе которой было и немало русских офицеров, и вооруженных мусульманских банд партии «Мусават» [2].

В апреле 1918 г. защитники Баку отстояли город. Эта были бои, в которых с двух сторон было убито более трех тысяч человек [3]. 

В августе 1918 г. англичане заняли Баку, арестовали Шаумяна и других руководителей бакинского совета и 20 сентября расстреляли в песках восточнее Каспия.

Лекис, вот вкратце «роль» Степана Шаумяна. Где ты увидел его в качестве организатора «геноцида азербайджанцев», не говоря уже о том, что в 1918 г. и в помине не было (реальность, которая известна даже детям) понятие «азербайджанцы» севернее матери армянских рек Ерасха (Аракса). 

Вот, как начался геноцид армян в Баку. 31 июля 1918 г. Мусульманская армия (турки и кавказские татары) Кавказа во главе с Нури пашой (племянник Энвера паши, одного из организаторов геноцида армян в Западной Армении и Османской империи – С.С.) перешла в наступление и 15 сентября вошла в Баку. Три дня и три ночи город подвергался грабежу и насилию. Всё оставшееся в Баку армянское население было предано огню и мечу, а их имущество – разрушено и разграблено [4].
Турецкие войска истребили 30 тыс. армян. Это было прямым продолжением Геноцида армян [5].

Геноцид армян был не только в Баку в 1918 г., но и в Карабахе и особенно в Шуши.
В начале XX в. из 60 тыс. жителей Шуши 47 тыс. составляли армяне. Вступившие в Шуши в декабре 1918 г. англичане, следуя своей подлой, преследующей экономическую выгоду политике, 15 января 1919 г. генерал-губернатором Карабаха назначили мусаватиста Хосров-бека Султанова, который, благодаря средствам, предоставляемым из Баку, а также помощи турецких инструкторов, организовал специальные курдские отряды – «джанбезари» и мусаватистские гарнизоны, разместив их в конфискованных казармах армянской части Шуши. В конце 1919-го -начале 1920 гг. мусаватистское правительство направило в Шуши очередной военный отряд из 7 тыс. штыков, возглавляемый генералом Али-агой Шихлинским. В ночь на 5 июня 1919 г. в Шуши и окрестных деревнях было убито 500 армян, а 23 марта 1920 г. турко-мусаватистские разбойничьи банды, возглавляемые Хосров-беком Султановым, варварски истребили более 30 тысяч армян, разрушили и подожгли армянскую часть города. В остальних частях Карабаха турки и мусаватисты истребили 5000 армян [6].

Чтобы не было сомнений в том, что  в 1918-1920 гг. в Баку и Карабахе. осуществлялся именно геноцид армян, приведу свидетельства очевидцев.

Заранее приношу извинения читателям за предоставление жутких картин геноцида армян. Однако это необходимо, чтобы показать: какие ничтожные существа Лекис и те, кто опровергают эти злодеяния и события ставят с ног на голову.

«Три дня подряд беспрестанно турецкие аскеры, местные многотысячные мусульманские банды и хлынувшие из окрестностей крестьяне грабили, захватывали и уносили всё то, что желали и что могли унести из домов, магазинов, канцелярий, учреждений и церквей армян…» писал очевидец событий в 1918 г. в Баку [7].

Писатель и публицист Сергей Рафалович о геноциде армян Баку в 1918 г. пишет: «В течение нескольких дней на больших повозках и грузовиках вывозились из города трупы. Даже после восьми дней после погромов в центральных и привокзальных частях города, где я лично был на улицах и в домах, стоял невыносимый трупный запах. В разрушенных до основания квартирах я видел окровавленные трупы изнасилованных и убитых женщин, грудных детей»[8]..

Немецкий майор Генерального штаба Османской империи, Майер: «… Множество армян, в числе которых женщины и дети, а также годные для военной службы пленные, уничтожены. О нескольких тысячах нет пока точных сведений. Заслуживающие доверия местные жители утверждают, что их число намного больше, чем число армян, убитых в марте. Немцы, которым можно верить, независимо друг от друга называли число 10 000… Убили также двух только что поселившихся немцев (они не были подданными империи) и изнасиловали нескольких только что поселившихся немецких женщин (не являвшихся подданными империи). Насилия имели место и по отношению к австрийцам (подданные монархии) и русским…»[9].

Турецкий автор Эссад бей в своей книге «Кровь и нефть» пишет: «Все армянские дома постепенно подвергались нападению, а жители – резне. Спасались только те армяне, которых прятали их друзья-магометане. Единственной сложностью магометан была необходимость отличить армян от других, особенно от евреев, чей внешний вид в значительной степени был схож с армянами. […] К счастью, дальновидное правительство проинструктировало, что каждый […] должен был быть немедленно обследован для подтверждения своего еврейства. В течение трёх дней по ошибке был убит только один еврей, которого приняли за армянина. Намного труднее приходилось еврейским девушкам, которые не имели при себе какого-либо подтверждения своего еврейства, а правительство строжайше запретило подвергать бесчестию еврейских девушек. Для предотвращения недоразумений, несколько еврейских солдат турецкой армии действовали в эти три дня в качестве экспертов и с лёгкостью спасали своих соотечественниц» [10].

Тот же Эссад бей описывает в своих воспоминаниях жестокость и беспримерные истязания, которым подвергались армяне: «… Снова пролилась кровь на улицах нефтяного города. Беспощадно убивались мужчины и женщины. «Победители» вскрывали тела своих жертв, раздавливали их черепа, ложились на трупы, вопили бред о своей победе, буквально плавали в крови. Они разрывали их тела, рубили их, перегрызали горла и пили кровь. Несколько сот армян не были сразу же убиты, а были перенесены на большую городскую площадь, где их сторожили солдаты. Любой магометанин − ребёнок, женщина, старик − мог прийти и убить их. Жертвы стояли закованные в цепи и выдавались по требованию мстителя. В качестве доказательства мести иные макали одежду в кровь врагов, чтобы показать её дома. На второй день паша разрешил своим офицерам также принять участие в грабеже. Каждый считал своим долгом совершить убийство на улице. Даже части тел армян стали символом этих дней» [11].

Очевидец резни армян в Баку, Дж. Каялофф в своей книге «Падение Баку» также описывает трехдневные страдания армян: различные свидетельства, неопубликованные документы, которые стали основой для создания книги и являются неопровержимым доказательством армянских погромов в Баку 1918 г. [12].

В одном из рапортов генералу И. Багратуни говорится: «Грабёж, убийства, изнасилования достигли своего пика. Во всём городе продолжалась резня армянского населения и грабёж всего немусульманского населения. Они разбивали двери и окна, врывались в квартиры, выносили мужчин, женщин и детей, убивали их на улице. Из всех домов слышались нечеловеческие вопли подвергшихся нападению людей. Варварская толпа татар и аскяров с дикими криками выбегала на улицу для поиска новых жертв. Ужасы «Варфоломеевской ночи» были ничем по сравнению с убийствами в Баку 15 и 16 сентября. В некоторых местах образовались горы погибших тел, многие из которых имели ужасные огнестрельные раны. Самая ужасная картина была у входа в казначейство на улице Суруханская. Вся улица была покрыта телами мёртвых детей не старше девяти-десяти лет. Около 80 тел имели раны от мечей и штыков, а горла многих были перерезаны: было очевидно, что несчастные были зарезаны как агнцы. С улицы Телефонная мы слышали крики женщин и детей и выстрелы. Спеша спасти их, я был вынужден вести машину по телам мёртвых детей. Жуткий звук дробящихся костей и разрывающихся трупов, колёса, которые были облеплены внутренними органами мёртвых тел, были невыносимы. … Турецкий полковник и солдат закрыли глаза руками, опустили головы. Они боялись смотреть на страшную резню. Потрясенный от увиденного, водитель хотел уехать с улицы, но тут же встречал другое кровавое зрелище…» [13]. 


В октябре 1918 в газете «Кавказское слово» была опубликована статья врача, ставшего очевидцем резни армян в Баку. В ней говорилось: «В 9 час утра в воскресенье, 15 сентября, турки с нагорной части ворвались к нам. Начиная с Шамахинки по Воронцовской и другим главным артериям города, Торговой, Телефонной – массовый грабеж всего до нитки, варварское уничтожение имущества, лабораторий, врачебных кабинетов, аптек, магазинов, квартир… Убивали почти только армян…Всего армян погибло до 30 тысяч человек… Весь город усеян трупами армян, которые разлагались несколько дней, пока их убрали. Михайловская больница переполнена изнасилованными девушками и женщинами. Все лазареты переполнены раненными армянами… Три дня продолжалось хозяйничанье дикарей, миссия коих была одна: армян грабить и убивать…» [14].

Издававшаяся в Баку 1918-1920 гг. газета «Наше время» публиковала на своих страницах материалы об армянских погромах, совершенных турками и мусаватистами в Баку, Шуши, Нухи и др. местностях [15]. 

Консулы нейтральных стран в Баку 18 сентября 1918 г., с опозданием предъявили жалобу Нури паше։ «Мы, нижеподписавшиеся представители нейтральных государств, считаем нашим долгом исключительно из гуманных соображений выразить Вам как Главнокомандующему турецких войсковых частей решительный протест против систематических зверств и грабежей, которые были совершены после взятия города Баку» [16].

Однако турки всех мастей сделали своё чёрное дело…

Я не буду приводить свидетельства очевидцев о зверствах турок в Шуши [17], чтобы читатели не пережили то, что я пережил изучая литературу геноцида армян в Шуши и в Карабахе в 1919-1920 гг., ограничусь тремя свидетельствами о погромах в Шуши.
Геноцид армян в Шуши и уничтожение армянской части города были такие ужасные, что следы этой трагедии были видны даже много лет спустя.

Глава Кавказского бюро ЦК РКП (6) с апреля 1920 г. Серго Орджоникидзе в 1936 г. отмечал: «Я с ужасом вспоминаю и сегодня ту картину, которую мы увидели в Шуше в мае 1920 года. Красивейший армянский город был разрушен, разгромлен до основания, а в колодцах мы увидели трупы женщин и детей» [18]. 

В 1927 году писательница Мариетта Шагинян писала в своих воспоминаниях:
«… я увидела остов Шуши. Здесь в течение трех дней в марте 1920 года было разрушено и сожжено 7000 домов и вырезано – цифры называют разные… одни говорят – три-четыре тысячи армян, другие – свыше двенадцати тысяч. Факт тот, что из тридцати пяти тысяч армян не осталось в Шуше ни одного» [19].

В июне 1931 г. поэт Осип Мандельштам с супругой были в Шуши. 

Вот, что пишет Надежда Мандельштам: «…Город начинался с бесконечного кладбища, потом крохотная базарная площадь, куда спускаются улицы разоренного города. Нам уже случалось видеть деревни, брошенные жителями, состоящие из нескольких полуразрушенных домов, но в этом городе, когда-то, очевидно, богатом и благоустроенном, картина катастрофы и резни была до ужаса наглядной. Мы прошлись по улицам, и всюду одно и то же: два ряда домов без крыш, без окон, без дверей. В вырезы окон видны пустые комнаты, изредка обрывки обоев, полуразрушенные печки, иногда остатки сломанной мебели. Дома из знаменитого розового туфа, двухэтажные. Все перегородки сломаны, и сквозь эти остовы всюду сквозит синее небо. Говорят, что после резни все колодцы были забиты трупами. Если кто и уцелел, то бежал из этого города смерти. На всех нагорных улицах мы не встретили ни одного человека. Лишь внизу — на базарной площади — копошилась кучка народу, но среди них ни одного армянина, только мусульмане. У О. М. (Осипа Мандельштама – С.С.) создалось впечатление, будто мусульмане на рынке — это остатки тех убийц, которые с десяток лет назад разгромили город, только впрок им это не пошло: восточная нищета, чудовищные отрепья, гнойные болячки на лицах. Торговали горстями кукурузной муки, початками, лепешками… Мы не решились купить лепешек из этих рук, хотя есть нам хотелось… О. М. сказал, что в Шуше то же, что у нас, только здесь нагляднее и поэтому невозможно съесть ни куска хлеба… И воды не выпьешь из этих колодцев…» [20].

Под воздействием увиденного, Осип Мандельштам 12 июня 1931 написал стихотворение «Фаэтонщик», из которого привожу последние три куплета:

Так, в Нагорном Карабахе,

Вхищном городе Шуше

Яизведал эти страхи,
Соприродные душе.



Сорок тысяч мертвых окон

Там видны со всех сторон

И труда бездушный кокон

На горах похоронен.



Ибесстыдно розовеют

Обнаженные дома,

А над ними неба мреет

Темно-синяя чума.

Заканчивая эту часть, хочу отметить, что до геноцида армян, в 1918-1920 гг. в Баку и Карабахе, кавказские татары в конце 1917 – начале 1918 года совершили геноцид русского населения Мугани и истребили возвращающихся в Россию с Кавказского фронта 6000 русских солдат в Шамхоре [21]. 


Я удивляюсь: как может исследователь (в данном случае Лекис для меня не учёний), несомненно зная, о приведённых выше событиях и фактах, о чём свидетельствует даже турок (Эссад ), проигнорировать их и представить историю геноцида армян в Закавказье, как геноцид «азербайджанцев».
Лекис, ты не литовец…

Седрак САЯС

P.S. Некоторые ссылки в сети не открываются. Их материалы, однако, хранятся у меня.

Окончание следует

———————–
[1]. https://slaptai.lt/wp-content/uploads/2017/05/Algimantas_Liekis_rusiska.pdf (стр. 8).

[2]. http://novostink.ru/ex_ussr/138027-bakinskie-pogromy-1918.html

[3]. Ст. Шаумян, Избранные произведения, 1902-1918, Ереван, 1948, стр. с. 565-566.

[4]. http://novostink.ru/photoreports/138314-baku-stolica-treh-pogromov-pogromy-armyan-v-1918-godu-fotoreportazh-chast-ii.html; http://nashasreda.ru/znaete-li-vy-chto-pogromy-armyanskogo-naseleniya-v-gorode-baku-osushhestvlyalis-v-1905-1918-i-v-1990-godax/

[5]. «Հայկական հարց» հանրագիտարան, Երևան, 1969, էջ 145.

[6]. «Հայկական հարց» հանրագիտարան, Երևան, 1969, էջ 155, 164, 368 ; Энциклопедия «Армянский вопрос», Ереван, 1991, стр. 274; http://sumgait.info/caucasus-conflicts/karabakh-soldier-notes/karabakh-soldier-notes-8.htm.

[7]. http://novostink.ru/photoreports/138314-baku-stolica-treh-pogromov-pogromy-armyan-v-1918-godu-fotoreportazh-chast-ii.html.

[8]. http://novostink.ru/photoreports/138314-baku-stolica-treh-pogromov-pogromy-armyan-v-1918-godu-fotoreportazh-chast-ii.html; http://nashasreda.ru/znaete-li-vy-chto-pogromy-armyanskogo-naseleniya-v-gorode-baku-osushhestvlyalis-v-1905-1918-i-v-1990-godax/.

[9]. http://novostink.ru/photoreports/138314-baku-stolica-treh-pogromov-pogromy-armyan-v-1918-godu-fotoreportazh-chast-ii.html.

[10]. http://novostink.ru/photoreports/138314-baku-stolica-treh-pogromov-pogromy-armyan-v-1918-godu-fotoreportazh-chast-ii.html. http://nashasreda.ru/znaete-li-vy-chto-pogromy-armyanskogo-naseleniya-v-gorode-baku-osushhestvlyalis-v-1905-1918-i-v-1990-godax/.

[11]. http://novostink.ru/photoreports/138314-baku-stolica-treh-pogromov-pogromy-armyan-v-1918-godu-fotoreportazh-chast-ii.html.


[12]. Там же.

[13]. Там же.

[14]. Энциклопедия «Армянский вопрос», Ереван, 1991,стр. 274. 

[15]. «Հայկական հարց» հանրագիտարան, Երևան, 1969, էջ 353.

[16]. http://novostink.ru/photoreports/138314-baku-stolica-treh-pogromov-pogromy-armyan-v-1918-godu-fotoreportazh-chast-ii.html; http://nashasreda.ru/znaete-li-vy-chto-pogromy-armyanskogo-naseleniya-v-gorode-baku-osushhestvlyalis-v-1905-1918-i-v-1990-godax/.

[17]. Ограничусь ссылкой: Зарэ Мелик-Шахназаров, Записки карабахского солдата, Гибель Шуши (http://sumgait.info/caucasus-conflicts/karabakh-soldier-notes/karabakh-soldier-notes-8.htm).

[18].  С. Орджоникидзе, Избранные статьи и речи: 1918—1937, Москва, 1945, стр. 422.

[19].  Шаген Мкртчян, Щорс Давтян. Шуши. Город трагической судьбы. «Амарас», 1997, стр. 73.

[20]. https://russia-armenia.info/node/28653.

[21]. Об этих трагедиях русских см.:Александр Андреасян. Шамхорская и муганская бойни – истоки Азербайджана (http://www.golosarmenii.am/article/63635/shamxorskaya-i-muganskaya-bojni—istoki-azerbajdzhana); Грант Абрамян. Шамхорское побоище (http://golosarmenii.am/article/61804/shamxorskoe-poboishhe); Станислав Едиевский. Шамхорская трагедия (рассказ очевидца), газета «Баку», 31 января 1918 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также по теме