Интервью 168.am с руководителем Аналитического центра «Восканапат» Грантом Мелик-Шахназаряном
– Господин Мелик-Шахназарян, утверждение посла Минасяна о том, что нынешняя власть Армении – временная и вскоре уйдет, похоже, вызвало вопросы у многих. Какие, по-вашему, основания позволяют прийти к подобным заключениям, и как скоро надо ожидать отставки правительства Пашиняна?
– Полагаю, утверждение о скором уходе власти лучше всего обосновал сам посол Минасян. В своей известной записи он ясно указал, что лакмус № 1 временности этого режима заключается в его неспособности принимать решения. Микаел Минасян заявляет, что «они до сих пор не сумели принять ни одного решения по самым болезненным для страны вопросам». И это правда.
Посмотрите, что творится вокруг проблемы Амулсара. Посмотрите, как Пашинян раз в месяц меняет свой подход к урегулированию азербайджано-арцахского конфликта. Посмотрите на его кадровую политику. На тактику установления отношений с внешними партнерами, особенно в решении существующих проблем. Что тут скажешь?
Примеров великое множество, и все говорит о том, что внутренние и внешние проблемы Армении накапливаются. Ни одного серьезного вопроса за прошедшие полтора года решено не было. Вместо этого прибавились новые проблемы, для противодействия которым правительство Пашиняна вновь тратит накопленный до этого ресурс страны. А этот ресурс, кстати, крайне ограничен.
Вторым важным обстоятельством является отсутствие любых программ и тактик желаемого качества. Конечно, многие могут мне возразить, говоря о том, что Пашинян поставил задачу к 2050 г. довести население Армении до 5 млн человек, или же занять место как минимум в первой двадцатке ведущих стран мира по боеспособности армии. Но факт состоит в том, что ни один представитель этой власти никогда не разрабатывал и не демонстрировал реальных путей решения подобных задач. Противоположные примеры? Опять же, сколько хотите. Темпы эмиграции не снижаются, коррупция продолжает подтачивать основы государственных институтов и т. д.
Но самое важное обстоятельство, которое позволяет говорить о провале властей, – это то, что они терпят, одно за другим, сокрушительные поражения в целом ряде важных сфер. Как следствие этого, все новые слои народа «чернеют» в глазах Пашиняна и членов его команды. Теперь уже «черными» становятся экологи, импортеры автомобилей, «черными» стали даже те люди, которые всего несколько месяцев назад являлись видными представителями этой власти. Так что процесс уже начался и день ото дня набирает обороты.
– Вы сказали, что в важных сферах команда Пашиняна уже потерпела поражение. Можете уточнить, о каких конкретно сферах идет речь? И если они действительно потерпели поражение, то кто же стал победителем?
– И победителем, и проигравшим всегда оказывается народ. Другой вопрос, мнение какой части народа оказывается преобладающим в отдельно взятый период времени, и кто составляет наиболее подготовленную силу для выражения этого мнения. В прошлом году люди жаждали перемен. Они хотели избавиться от красных линий, измерителей скорости, угнетателей, святых … от всего. Они тогда еще не знали, чего хотят вместо этого. Знали только, что не хотят старого, и отвергают всё – и хорошее, и плохое, и мусор, и ценное … всё.
Прошедшие полтора года были временем строительства нового. Что было построено вместо старого? Ничего. И вот тут власти потерпели первое сокрушительное поражение. Видя, что ничего не могут построить, они начали подражать старому, отвергнутому. В результате вместо прежних – хороших и плохих, мы получили их плохие копии. Это уже стало серьезным сигналом для той части нашего народа, которая до этого молчаливо следила за развитием событий в стране. А это, как минимум, те 60 процентов избирателей, которые на парламентских выборах прошлого года остались дома.
Вновь возвращаясь к тексту Микаела Минасяна, напомню: он говорил, что режим Пашиняна предпринял атаку на церковь, культуру, семью, язык, историю, науку и образование. Верно говорит господин посол. Подобная атака действительно была. И в ее результате власть Пашиняна потерпела второе поражение. И еще какое поражение! Они были попросту разгромлены и уничтожены. И сейчас у нас уже имеется ситуация, когда команда Пашиняна ничего не стоит для интеллигенции, сливок нации. Кстати, это та сфера, где и до Пашиняна многие ломали зубы. На протяжении своей истории наш народ частенько терял государственность, уступал территории и т. д. Но в ценностном плане мы никогда не проигрывали. Никогда. И в этот раз мы тоже победили.
Причем премьер слишком поздно осознал, в какой ситуации оказался. Ему казалось, что народ наделил его властью делать все, что он пожелает. Он встает и гордо объявляет, что лицо, изменившее пол, которое, кстати, вовлечено в пропаганду различных мерзостей, находится под его личной защитой. Задает резонный вопрос: является ли человеком трансгендер, вещающий с трибуны НС? И общество ответило: нет. И это превратилось в «нет» премьеру от подавляющего большинства общества. Дни Никола Пашиняна и его политической команды сочтены. Имеющий глаза да увидит. Вердикт уже вынесен.
– Кто же в этом случае станет альтернативой? Ведь старые отвергнуты, а новые, как вы говорите, разгромлены. Видите ли вы на политической арене такую силу, которая в этой ситуации может взять на себя ответственность за будущее нашей страны?
– Проблема не в старом и новом. Вообще, я убежден, что это ложное разделение, глупое желание видеть политическое поле черно-белым. Борьба за лидерство в Армении протекает в совершенно иной плоскости. Это не политическая борьба. Это борьба ценностей. Если хотите, цивилизационная борьба. Разделительная линия здесь проходит по национальным традициям, культуре, духовным ценностям и по всему, что члены команды Пашиняна называют «западными ценностями» и «современным миром». Соответственно, сегодня Армения оказалась перед водоразделом. В зависимости от исхода этой борьбы, в будущем у нас либо будет Армения, базирующаяся на мощных духовно-культурных основах, либо некое образование, основанное на популизме и обесцененных свободах. Вот борьба двух этих перспектив сегодня и идет в нашей стране.
Что же касается той силы, которая может заменить команду Пашиняна, то здесь все произойдет стремительно и неожиданно. Во-первых, скажу, что сама сила – это народ, который в течение прошедших полутора лет уже отверг вышеупомянутые «ценности» «мойшаговцев» и сформировал новые требования. Сейчас задача состоит в формировании новой команды, защищающей эти требования и выражающей интересы народа. А это всего лишь вопрос техники и короткого времени. Каждый день мы сталкиваемся с личностями, которые могут стать одними из важных частичек этой силы. Студенческое движение с требованием отставки министра образования, науки, культуры и спорта Араика Арутюняна – вам пример. Вы видели, сколько новых имен появилось из этих, мягко говоря, не самых многолюдных демонстраций?
– Но даже если мы будем воспринимать протекающую в Армении политическую борьбу в указанном Вами свете, то все равно, по одну сторону оказываются Никол Пашинян и члены его команды, а по другую сторону – представители прежних властей. Почему?
– Потому что представители прежней власти, я надеюсь, поняли, почему страна оказалась в такой ситуации. Потому что они знают, что по ряду важных вопросов, таких, например, как национальное образование, институт семьи, церковь и вера и др., они пошли на большую сделку. Возможно, в то время они полагали, что это – не слишком серьезная уступка, или что эта сделка не повлияет на наш образ жизни, нашу защищенность. Но время показало, что они ошибались. И они это сейчас поняли.
Наш народ говорит: старый человек бывает не мудрым, а получившим по голове. Вот сейчас против этих свалившихся на голову напастей, стоя бок о бок, борются представители прежних властей. В этой борьбе они не выступают в качестве прежней власти. В этой борьбе они выступают как воины Армении, основанной на национальных и духовно-культурных ценностях. Мои слова, конечно, не относятся ко всем представителям прежней власти. Мои слова относятся к тем, кто действительно извлек уроки из своих ошибок. Таких не много, но они есть. И они – воины совсем иной борьбы.