О грузинском направлении армяно-российского сотрудничества

Летом 2008г., когда Грузия напала на Южную Осетию, Армения оказалась в довольно сложной ситуации. Последствия продлившейся всего пять дней войны привели к появлению в нашей стране предпосылок энергетического кризиса. Во многих бензоколонках была приостановлена продажа топлива. Резко снизилось число экспорта и импорта товаров. Прервалась сухопутная связь между Россией и Арменией, что нанесло серьезный удар по экономике нашей страны, а также стало угрожать её безопасности. Разрабатывая программу нападения на Цхинвали, администрация Саакашвили ни минуты не думала о том, какие последствия могут иметь подобные шаги для Армении. Этот вопрос вообще не интересовал власти Грузии. Они не считались ни с официальным Ереваном, ни с мнением сотней тысяч армян, проживающих на территории Грузии. Но так не должно было быть. Это было наше политическое упущение. Ошибка, которая не исправлена до сих пор.

Мой отец часто повторял, что когда в Ереване пасмурно, в Тбилиси должны ходить с зонтом. У него было много оснований так говорить. Это и вековой опыт отношений армян с грузинским народом, и сравнительная оценка потенциала наших стран, и факторы, угрожающие безопасности Грузии, и геополитическая среда, и, наконец, тот факт, что на данный момент в этой стране проживает около 300.000 армян. Каждый из перечисленных факторов сам по себе мог стать достаточно весомым аргументом для властей Грузии, чтобы считаться с мнением официального Еревана. Вместо этого создалась ситуация, в которой единственное преимущество Грузии по отношению к Армении – ее географическое положение – превысило все вышеупомянутые факторы.

Когда и, самое главное, как родственная нам Грузия стала угрозой для Армении, думаю, многие наши читатели хорошо знают. В постсоветский период Грузия, в отличии от нашей страны, приняла явный прозападный путь развития, пытаясь максимально нейтрализовать влияние России на свою внутреннюю и внешнюю политику. Такой выбор официального Тбилиси был обусловлен поражением в абхазской и осетинской войнах, а также этнической, исторической памятью грузин, в которой Россия воспринимается завоевавшей Грузию страной. Но сколько бы грузинская русофобия не вредила жизненно важным интересам самой Грузии, её можно понять. Чего нельзя сказать, например, об отрицательном отношении грузин к армянам из-за армяно-российсой дружбы. В этом вопросе грузинская сторона игнорирует множество важных для Армении факторов, и это неопровержимый факт.

Также сильное влияние на ухудшение грузино-армянских отношений оказало участие абхазских армян в грузино-абхазской войне, а также активная работа турецко-азербайджанской пропаганды в грузинском обществе. Но если честно попробовать понять суть проблемы армяно-грузинских отношений, станет ясно, что в основе его находится отсутствие взаимопонимания. Да, в разные исторические периоды между нашими странами были конфликты и даже войны. Но все это никогда не доходило до вражды, да и сейчас нет такой опасности.

Ко всему этому прибавляется также и геополитика, которая создает дополнительные сложности в отношениях Армении с Грузией. В 1997г. Грузия присоединилась к ГУАМ – разработанному в американских экспертных центрах проекту по окружению и сдерживанию России. В 2005 г. официальный Тбилиси добился того, чтобы Россия вывела из Батуми и Ахалкалака свои военные базы. Параллельно этому, грузинские власти последовательно ослабляли фактор джавахских армян, ошибочно думая, что проживающие в этом крае наши соотечественники, угроза для территориальной целостности их страны. И это в том случае, когда после поражений в Абхазии и Южной Осетии именно благодаря доброй воле армя, особенно джавахских, была предотвращена реальная опасность распада Грузии.

Как бы то ни было, факт заключается в том, что грузинская власть на протяжении многих лет последовательно боролась против интересов России и Армении в регионе, отдавая предпочтение турецко-азербайджанскому фактору. Армения и Россия же, каждая в свою очередь, не сделали ни каких конкретных шагов, чтобы удержать Грузию под своим влиянием. Последствием этого стала война 2008г. и последовавшее за ней заметное ослабление связей Москва-Ереван.

Тем временем, Грузия была именно тем направлением, где Армения и Россия должны были сотрудничать так, как это делают Турция и Азербайджан. Две этих турецких республик сейчас почти полностью контролируют деятельность Грузии во всех важных сферах. В отсутствие России и Армении, турецкий фактор всего за несколь лет пустил настолько глубокие корни, особенно в южных регионах Грузии, что сейчас страна снова встала перед реальной угрозой распада. И единственная преграда, которая пока препятствует реализации планов Анкары и Баку, снова остается армянство Самцхе-Джавахка.

В предыдущей статье, говоря о армяно-российских отношениях, я обещал в небольшой серии публикаций представить те направления сотрудничества, которые могут быть взаимно интересны и выгодны нашим странам. Грузия – одно из этих важных направлений. По нескольким причинам.

Во-первых потому, что по этой стране проходят главные торговые маршруты Южного Кавказа. Грузинская инфраструктура открывает не только большие экономические, но и геополитические возможности. Именно это обстоятельство годы напролет заставляло Запад и Россию, Иран и Турцию, а сейчас ещё и Китай бороться за влияние над Грузией.

Второй важный фактор, который делает сотрудничество России и Армении в грузинском направлении просто обязательным – это усиление турецкого присутствия в Грузии. Особенно в южных регионах страны турецкая демографическая экспансия набрала большой размах, угрожая туркизацией даже армянскому краю Самцхе-Джавахк. И это в то время, как в Армении этот край часто называется «Путь жизни», который позволяет избежать полного окружения страны тюркскими племенами.

Третий фактор, который крайне важен как для Армении, так и для России – оставить Южный Кавказ христианским. Несколько дней назад грузинские СМИ широко осветили инцидент на Панкисском ущелье, в ходе которого проживающие там чеченцы в знак протеста против строительства в их районе новой ГЭС, с криками «Аллах Акбар», напали на правоохранительные органы республики. Исламизация Грузии – серьезная проблема, которая заботит и местные власти. И в случае аддекватного подхода и правильно разработанной политики, можно будет найти совместные пути решения этой проблемы.

Хочу особо отметить, что все представленные идеи и программы, выгодны в первую очередь самой Грузии. Это важно понять и объяснить грузинскому народу. В основе русско-армянского сотрудничества по грузинскому направлению нужно поставить следующую идею: никоим образом не навредить Грузии, не угрожать её безопасности, и сделать все, чтобы результатом этой политики были взаимные выгода, уважение и доверие. И это не пустые слова. Думаю, внимательный читатель и сам понимает, что цель предложенной программы сотрудничества – не подчинение Грузии армяно-российской воле, а нейтрализация турецко-азербайджанской завоевательной политики в нашем регионе. Это и есть основная проблема, стоящая перед Арменией, Россией и Грузией.

Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Также по теме