Совершенно неожиданно, что называется, “на ровном месте”, на страницах Voskanapat.info развернулась дискуссия о любви к Родине и ненависти к закавказским туркам. Дискуссия, совершенно неприемлемая для меня, ибо считал и считаю: ненависть, это – аргумент слабого. После моей статьи с аналогичным названием Восканапат опубликовал прекрасную работу Александра Грантовича Микаэляна, в которой аргументированно расставлены все точки над “i”. Но, как это можно заметить в комментариях под статьей, проблема остается, даже если она порождена глупой бравадой и ложно преподносимым (не понимаемым, а именно преподносимым!) патриотизмом.
Но Александр Микаэлян – человек с огромными неисчерпаемыми знаниями и большим жизненным опытом – является истинным интеллигентом с высочайшей нравственностью, что не позволяет ему ответить так, как того заслуживает ситуация. Именно это обстоятельство вынуждает меня вновь вернуться к данной теме, ибо я не считаю себя вправе оставить без ответа попытки, пусть даже невольные, запятнать великую цивилизацию армянского народа.
Интернет, великое изобретение. Это – сильнейшее оружие, и придуман он отнюдь не самыми лучшими друзьями нашего народа. Но если уж это оружие существует, то мы обязаны научиться пользоваться им лучше других. Не могу не напомнить о недавнем громком успехе армянского Воина на танковом полигоне под Москвой, как не могу не вспомнить об одной фразе Анатолия Зиневича – генерала Арцахской войны. “Должен признаться, – восхищенно констатировал на заседании Президиума Национального Собрания (в то время – Верховного Совета) Республики Арцах Анатолий Владимирович, – что армяне являются лучшими в мире стрелками из противотанковой установки “Фагот”. У нас были всего 29 выстрелов, 28 из которых поразили технику врага”. Это было сказано еще тогда, когда в распоряжение Армии обороны Республики Арцах оказались первые установки эффективного в умелых руках оружия. Потом, конечно, у нас было много установок “Фагот”, в том числе и трофейных, а также выстрелов к ним, но суть, как мне кажется, понятна: “Фагот” придуман не нами, но исправно служил армянскому Воину.
К сожалению, не могу сказать того же об интернете. Значительная часть армянской молодежи восприняла это грозное оружие как средство анонимного самовыражения, раскрепощения низменных страстей, насаждения претящих армянской цивилизации “ценностей”, способствуя тем самым многократному усилению разрушительной мощи интернета.
В самом деле, комментарии отдельных читателей Восканапата напомнили мне “творчество” молодых певцов с искаженным пониманием национальной культуры, осмеливающихся уродовать армянские народные песни, равно как и музыку, например, великого Комитаса, мугамными ладами. Точно так же носители ненависти, пусть даже “виртуальной”, уродуют прекрасный лик армянской цивилизации, этого воплощения синтеза мужества с благородством.
Сразу скажу, мне кажется, что большая часть немногочисленных носителей виртуальной ненависти бравирует перед самими собой, пребывая в мучительных попытках оправдания собственного неучастия (в силу разных причин, в том числе и вполне уважительных) в судьбоносных событиях нашей современной истории. То есть, демонстрация ненависти, это – ложно преподносимая сопричастность к судьбе армянского народа. Ненависть, живущая на бесконечно далеком от народа расстоянии. Речь не о физическом расстоянии, разумеется.
Скажу еще, более жестко и точно: я бы с этими людьми в одной команде не работал и в разведку не пошел. Пишу это не с целью обидеть или оскорбить, а с тайной надеждой в душе на понимание оппонентами необходимости жить в согласии с выработанными на протяжении тысячелетий ценностями армянского народа. Надежду на это мне дает комментарий одного из активных читателей Восканапата: “Но презрение не даёт долгой и нескончаемой энергии… Может быть месть и возмездие”. Написано это было в ответ самому себе, на собственные же рассуждения о поисках необходимой энергии для всепоглощающей силы и жара любви к Родине, долгой борьбы с турками.
Приведенная фраза – классический пример сомнений в собственных силах и недостатка знаний для правильного осмысления, истолкования и восприятия национальных ценностей армянского народа. Отсюда, кстати, и часто повторяемый тезис о якобы отсутствии у армянского народа национальной идеологии. Армянская национальная идеология формировалась на протяжении тысячелетий: начиная от предания о прародителе нашем hАйке. Причитания об отсутствии у нас национальной идеологии являются наглядным подтверждением незнания нашей истории, трудов наших великих мыслителей, безвестных бродячих гусанов, авторов предания об Арташесе Великом, гохтанских песен и повествования о битве hАйка с Белом. Достаточно изучить несколько строк, описывающих сцену смерти царя Арташеса Великого, вникнуть в слова, написанные более двух тысяч лет назад, чтобы больше никогда не говорить об отсутствии у нас национальной идеологии
Предложения написать/составить армянскую идеологию указывают на полное незнание трудов Хоренаци, доказывавшего божественное право армянского народа на собственное государство, Анании Ширакаци, очертившего границы армянского государства, Корюна, Егише, “Книги хрий”, – выдающегося памятника армянского мировоззрения. Национальная идеология не может быть написана одним человеком, или группой ученых, это – не “моральный кодекс строителя коммунизма”. Наша национальная идеология писалась нашей историей, она настояна на жизни миллионов армян, впитана в нашу кровь и отражается на нашем быте. Разве Мхитар Спарапет или широко эрудированный Монте Мелконян, например, думали о национальной идеологии, когда брали в руки оружие с целью защитить право армян на жизнь в своем государстве? Все было наоборот, это впитанная в кровь с молоком матери национальная идеология привела их к этому решению. Они, как и тысячи других добровольцев, не писали идеологию, они ее претворяли и олицетворяли!
В начале ХХ века гениальный русский филолог Евгений Поливанов открыл удивительное свойство человека: он слышит не то, что произносится, а то, что привыкло воспринимать его фонетическое ухо. Примеров тому много: например, тюркские языки не приемлют сочетания согласных в начале слова или слога. Тюрок, не знакомый с иными языками, просто «не слышит», не воспринимает этого сочетания, вследствие чего добавляет гласный звук в начале слова или между согласными. Отсюда “пИлюс” вместо “плюс”, “Ыстакан” вместо “стакан” и бесчисленное множество других примеров, как, например, город Ыспарта в Турции. Это свойство “слышать” лишь знакомые, привычные звуки или сочетание звуков присуще всем народам. Армяне, например, не “слышат” звука “ф”, японцы не воспринимают на слух звука “л” и т.д.
Поливанов убедительно доказал, что народы и племена пропускают чужие звуки сквозь сито собственного “фонетического уха”. На мой взгляд, нечто подобное фонетическому уху существует и в цивилизационном воззрении народов. То есть народы пропускают сквозь собственное “цивилизационное сито” все новое, отбрасывая за ненадобностью чужое и наносное, и адаптируя к своему мировоззрению все то, что может послужить его динамичному развитию. Чем прочнее “цивилизационное сито” народа, тем крепче сам народ, ибо, это важно понять, цивилизационное мировоззрение любого народа формировалось на основе его нравственных ценностей.
Сегодня мы видим попытки разорвать наше цивилизационное сито, поставить под сомнение наличие у нас национальной идеологии. Александр Грантович справедливо сравнивает эти попытки с усилиями по внедрению в наше общество сектантской нечисти. Сектанты стремятся оторвать нас от Армянской Апостольской Церкви, а, значит, от национальных корней, а “идеологи” ненависти – поставить под сомнение наше цивилизационное воззрение.
Скажу откровенно: я воспринимаю все эти комментарии этаким позерством перед интернет-зеркалом. Однако совершенно не считаю, что от этого наносимый ими вред становится меньше. Поэтому предупреждаю в последний раз: Восканапату не по пути с людьми, проповедующими претящую нашему национальному мировоззрению ненависть. Наша сила в любви к Родине, а не ненависти к ее врагам. Ненависть иссушает и озлобляет, она – признак слабости.
Из многих определений слова “ненависть” наиболее точной, на мой взгляд, является определение “бессильная”. Ненависть бывает только бессильной. Армянская национальная идеология не может пестовать слабость, она поощряет и воспитывает сильных духом людей, а силу питает только любовь.
В годы агрессии Азербайджана против республики Арцах я физически чувствовал, когда пущенная из моего оружия пуля находила аскера. Это было ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения, я бы даже сказал, наслаждения, ибо я понимал: уничтоженный аскер является гарантией безопасной жизни наших детей. Мне даже казалось, что я слышу сладостный “чмок” впивающейся в тело врага пули. Потом я интересовался у друзей: испытывали ли они похожие чувства. Выяснилось, что практически все они в те годы переживали схожие чувства. Уверяю, ими, как и мной, двигало сознание необходимости защиты Родины, а не слепой ненависти.
Призывы жечь деревни, вырезать поголовно, это – не по-армянски. Еще раз хочу напомнить, наш враг – аскер, а не ребенок. Вырастет турчонок, наденет форму аскера, тогда и уничтожим. Где бы он нам ни встретился. А чем больше мы уничтожим аскерни, тем меньше потомства они оставят. Наконец, у каждого из проповедников ненависти есть возможность хотя бы частично утолить ее. Почему этого не делается? Видимо, потому, что писать призывы легче и безопасней, что еще раз доказывает, что ненависть – удел слабых духом людей. Недостаточно родиться в армянской семье, надо еще доказать право называться армянином.
У каждого из нас есть немало возможностей ослабить вражеское государство, дабы обеспечить безопасность и чистоту нашего дома. Когда в доме заводятся мыши, или в окна залетают мухи, нам и в голову не приходить ненавидеть их. Мы просто боремся с этим явлением, уничтожаем их, очищаем наш Дом. Так кто сказал, что турки достойны большего внимания, чем пробравшиеся в наш дом грызуны? Почему мыши или например, тараканы, не заслуживают ненависти, а турок надобно ненавидеть?
Ненависть обязательно иссякнет, в отличие от существующего тысячелетия национально ориентированного мышления. Не разум является родителем ненависти, а слово. Именно поэтому я предлагаю всем “проповедникам ненависти” утолить ее, записаться в ряды Армянской Армии, служить на границе и отстреливать все, что движется по ту сторону восточных границ армянских государств в форме аскера. Это будет более эффективно и несравнимо полезнее, чем проповедовать необходимость уподобляться турку в ненависти. Давайте трансформируем теорию ненависти врага в древо жизни армянского народа.
Наконец, последнее. В процессе работы над данной статьей я не преследовал цели обидеть или оскорбить кого-либо из восканапатцев или читателей нашего сайта. Считаю, что тема закрыта. Поэтому предупреждаю: редакция, без предупреждения, лишит возможности писать на сайте любого, кто и дальше будет пытаться взломать цивилизационное сито армянского народа. Независимо от заслуг перед Восканапатом и воинского звания в батальоне “Восканапат”. Демократия в Восканапате имеет разумные пределы.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН