Беседа с политологом, руководителем Аналитического Центра “Восканапат” и портала Voskanapat.info Левоном МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНОМ.
Левон Грантович, уже много лет, как вы дружите с лидерами автохтонных народов Азербайджана: талышей, лезгин, аварцев. Я помню их совместное заявление, в котором они призывали свою молодежь отказываться служить в вооруженных силах Азербайджана на границе с армянскими государствами, видел их в Ереване вместе с вами, читал многочисленные статьи и интервью. Казалось, в случае нового обострения ситуации на границе автохтонные народы скажут свое веское слово, однако, печальный факт: большинство азербайджанских аскеров погибших в столкновениях последних дней составили представители автохтонных народов. Скажу, например, что только из Масаллинского района погибли пять аскеров, из Хачмазского – четверо, и так далее. Это – талыши и лезгины. Как вы объясните этот факт?
В самом деле, все, что ты перечислил, правда. У меня много друзей среди представителей автохтонных народов, к которым ты забыл причислить парсийцев (татов), с лидерами которых я также знаком и близок. И о знаменитом заявлении ты вспомнил вовремя, и об ожидании многих. Правильно и то, что большая часть погибших за последнее время аскеров были представителями автохтонных народов Азербайджана. Как я уже говорил и писал, Азербайджан воспользовался опытом Турции и применяет политику неоянычарства. Фактически, стреляя в нас и погибая от наших пуль, автохтонные народы Азербайджана укрепляют на своей родине власть закавказских турок. Но неправильно ожидать, что призванные в вооруженные силы Азербайджана талыши или лезгины уже завтра повернут оружие против узурпировавших их родину закавказских турок.
Сегодня идет процесс накопления протестной энергии, и никто не может сказать, как долго он будет длиться. Истинная интеллигенция этих народов на самом деле ведет пропаганду мира с армянским народом, и этот факт невозможно отрицать. Но невозможно отрицать и оторванность интеллигенции от народа. Я имею в виду физическую и географическую, а не духовную оторванность, хотя в определенной мере есть и это. И если изгнание из Азербайджана не может считаться объективным явлением, то оторванность интеллигенции от народа является искусственно порожденной бедой этих народов.
Сегодня большинство населения Астаринского (Осторо), Лерикского (Лик), Ленкоранского (Ланкон) и других талышских районов Азербайджана не владеют в достаточной мере литературным талышским языком. То же самое относится и к лезгинским, и к аварским, и к парсийским районам. Это означает, что они вынуждены изучать историю своего края по написанным на языке закавказских турок учебникам. Если вообще эта история их интересует. Данное замечание не случайно. В Азербайджане нет ни одной школы на языках автохтонных народов, и с самого начала приобщения к знаниям талышские, лезгинские, аварские, парсийские дети подпадают под мощный пресс государственной пропаганды. Зачастую это просто отвращает детей от учебы: не случайно районы с компактным проживанием автохтонных народов имеют самые низкие показатели среди школьных выпускников и вузовских абитуриентов.
Искусственное подавление данного природой интеллекта автохтонных народов отрывает их от своих корней, от своей культуры и интеллигенции. Данная целенаправленная политика Азербайджана именно на это и направлена, и пока достигает определенного успеха. Сегодня мы нередко встречаемся в сети с лезгинами или талышами, враждебно настроенными против армянского народа – своего естественного союзника. Разумеется, нередко под лезгинскими или талышскими именами скрываются закавказские турки, но надо признать, что среди них есть и собственно талыши или лезгины. Безусловно и то, что с каждым месяцем растет число симпатизирующих армянам представителей автохтонных народов, но положительная динамика этого процесса пока не может считаться удовлетворительной.
Неужели трудно отличить правду от лжи, добро от зла, турка от человека?
Я отвечу вопросом на вопрос: тебе известно, сколько армян служили в турецкой армии в начале Первой мировой войны, до тех пор, пока их всех не убили? Народ чист душой и законопослушен, и нужно очень глубокое и массовое понимание ситуации, чтобы выправить ситуацию. Вот на этом благодатном поприще и работает сегодня их интеллигенция.
На днях в разговоре с нами вы сказали, что азербайджанские аскеры убили военнослужащего – талыша, пытавшегося перебежать на нашу сторону.
Нет, я не говорил, что это был талыш, так как у меня нет точных сведений. Я сказал, что меня не покидает ощущение, что убитый в ночь на 7-ое августа азербайджанский военнослужащий был талышом. Он приблизился к границе Республики Арцах с поднятыми вверх руками. К сожалению, азербайджанские аскеры заметила его продвижение, и даже окликнули пару раз, а потом открыли огонь. Наши ребята стали стрелять по окопам аскеров, пытаясь лишить их возможности вести прицельную стрельбу, но было уже поздно. Не знаю, почему, но мне кажется, что он был талышом. Не лезгином, не аварцем, хотя это не исключается, а талышом. Интересно, но когда мой друг, Фахраддин Абосзода, один из ярчайших представителей и лидеров талышского народа прочитал это сообщение, первыми его словами были: “Бедный мальчик. Наверное, это был талыш”. У него была абсолютно та же реакция, что и у меня.
Аналитический центр “Восканапат” и Комитет «Мост Братства» обратились к своим друзьям и единомышленникам из числа автохтонных народов Азербайджана с предложением проверить это сообщение. Задача облегчается тем, что в ночь на 7-ое августа на границе с Арцахом вооруженные силы Азербайджана понесли всего одну потерю убитым.
К гордости за наших бойцов, за несколько августовских дней отразивших ряд азербайджанских разведывательно-диверсионных вылазок, и уничтоживших многие десятки (по данным Аналитического центра “Восканапат” – свыше 120) аскеров специального назначения, примешалась боль за наших погибших бойцов и заложника – крестьянина Карена Петросяна. В Армении были просто ошарашены запредельной жестокостью официальных лиц Азербайджана.
Что касается наших военных жертв – а, начиная с 31-го июля, мы потеряли убитыми шесть бойцов – то мне уже не раз приходилось говорить: военная форма обязывает уметь уничтожать врага, но надевший ее должен быть морально и психологически готов к тому, что он и сам может погибнуть. Войны, к сожалению, без жертв не бывает. Я безмерно горжусь армянскими Воинами, сумевшими нанести врагу немалый урон, уничтожив более 120 аскеров и ранив примерно в два раза больше. Госпитали в Партаве (Барда), Гандзаке, Халхале (Казах), Шамхоре, Сарыджалы, Баку, равно как и три военно-полевых госпитали Азербайджана, развернутые в Агдамском, Геранбойском и Бардинском районах, переполнены ранеными аскерами. При этом мы должны понимать: вся поганая аскерня Азербайджана вместе взятая не стоит здоровья одного нашего бойца.
Что касается Карена Петросяна. Ты говоришь, что в Ереване ошарашены его убийством, и это действительно так. Эта растерянность от запредельной жестокости Азербайджана прозвучала даже из стен МИД-а Республики Армения. Я же удивлен подобной нашей реакцией. Более того, прости за нескромность, но я точно знал, что парня убьют. И написал об этом в статье “Подлый спектакль министра обороны Азербайджана”, опубликованной спустя несколько часов после задержания парня. Однако на этот раз нам некого винить: Азербайджан убил К. Петросяна практически сразу, не оставив Армении времени на принятие мер по защите его жизни.
Но вернемся к реакции армян. Неужели мы до сих пор не поняли, с кем имеем дело? Неужели мы так и не осознали, что турок ХХI века отличается от турка ХI века только костюмом? Сколько можно наступать на одни и те же грабли, сколько раз можно обманываться преступной фразой турок уже не тот?! Турок не устает демонстрировать нам и миру свою звериную сущность, а мы… не устаем надеяться на то, что турок уже не тот! Это – преступный общенациональный инфантилизм.
Турок – не только наш враг, он – враг всего, что можно определить словом “человечность”. Где-нибудь на островах Океании этого могут не знать, но как характеризовать армянина, надеющегося, что турок уже не тот?! Давно пора прозреть и перестать проецировать собственное мировоззрение на турка.
Сейчас в вооруженных силах Азербайджана немало представителей автохтонных народов. Нет ли в ваших словах противоречия, когда вы говорите о необходимости дружбы с ними и, одновременно, призываете к уничтожению аскерни.
Никакого противоречия в моих словах нет. Во-первых, я всегда говорю не о необходимости, а о неминуемости восстановления дружеских отношений с автохтонными народами Азербайджана. Необходимость была (и есть) давно, сегодня есть понимание неминуемости этой дружбы. Нам всем придется торить друг к другу дорогу, поросшую бурьяном забвения. Это – важная и благородная задача, и мы всегда должны быть готовы пройти свою часть пути. Преодолевая сопротивление некоторых армян и представителей автохтонных народов Азербайджана. Презрев мнением закавказских турок.
Но, позволю себе напомнить еще раз, на границе с нашими государствами служит немалое количество молодых представителей автохтонных народов. Как быть с ними?
Даже армянин в форме аскера подлежит уничтожению. Это – закон. Какая нам разница, кто стреляет в нашу сторону? Любой человек в форме азербайджанского аскера на нашей границе подлежит уничтожению. Нас не должны волновать и беспокоить ни его национальная принадлежность, ни причины, по которым он оказался в форме азербайджанского аскера, ни даже участие или неучастие в боевых действиях. Каждый, будь то закавказский турок, русский, украинец, еврей, или представитель автохтонных народов Азербайджана, должен знать: его пребывание у наших границ в форме аскера является смертным приговором. Как бы сильно мы ни уважали закабаленные автохтонные народы Азербайджана, на первом месте у нас должны быть наши интересы, будущее нашей страны и нашего народа. Их родители, не удосужившиеся спрятать или вывезти сына за пределы Азербайджана, не сумевшие откупить его от службы в вооруженных силах Азербайджана, должны знать, что они отправляют его на неминуемую смерть. Им необходимо понять, что стреляющие по нам их сыновья являются, невольно, конечно, предателями собственного народа, ибо воюя с нами, они укрепляют власть закавказского турка – пришлого узурпатора – на своей родине.
И если родителям не удалось наскрести достаточное количество денег, чтобы откупить сына от службы, то им необходимо объяснить своим чадам, что единственной гарантией их жизни является добровольная сдача нашим воинам. Это – наша война с закавказскими турками, но она имеет непосредственное отношение к автохтонным народам Азербайджана, ибо наша окончательная победа явится гарантией их освобождения от турецкого ига.
Беседовал Севак МОКАЦИ