Или даже к самому Гейдару Алиеву
Интервью руководителя портала Voskanapat.info Левона МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНА агентству Times.am
Левон Грантович, в последнее время у наших читателей накопилось много вопросов. Есть они и у меня. Я думаю, читателям интересно ваше мнение по актуальным проблемам, тем более что в комментариях к статьям они часто адресуют вопросы вам. Давайте поговорим сегодня о темах, волнующих наше общество. Например, о нейтрализованной недавно в Карвачаре диверсионной группе Азербайджана.
Я уже говорил, что это была диверсия с элементами разведки и терроризма. На последнее, к сожалению, мало обращается внимания, вплоть до того, что в предъявленном плененным террористам обвинении отсутствует эта статья. Хочу надеяться, что в ходе следственных мероприятий обвинение в терроре им также будет предъявлено.
Дело в том, что главная цель террористов – воздействие на государственную политику путем насаждения среди граждан страха и ужаса. Напуганные жители, по замыслу террористов, должны потребовать от власти изменить политический курс в угоду террористическим организациям, или, как в данном случае, террористическому государству. Именно поэтому террористы любят позировать перед камерами, выставлять видео и фотоматериалы последствий террора, то есть подтверждать свое существование, что должно внушать населению страх.
Ту же цель преследовали и азербайджанские террористы, выставляя в интернете видео своих “посещений” территории Республики Арцах. Согласно их задумке, это должно было напугать население Карвачара и, шире, всей Республики Арцах, заставить их покинуть Родину, и, как следствие, пошатнуть веру руководства республики. Не случайно один из них рассказывал в видео, как заколол ножом жительницу Карвачара, не случайно на всех видео они демонстрируют оружие, не случайно у них был флаг Азербайджана, который должен был быть вывешен в самом неожиданном месте, в качестве подтверждения “уязвимости” нашей безопасности. Словом, все эти видео, не говоря уже об убийствах людей, в том числе носящего ритуальный характер, являются элементами террора.
Задумка врага не достигла цели по независящим от них обстоятельствам, но это ничего не меняет и вины преступников не смягчает. Они и их руководство рассчитали все, кроме одного: решимости нашего народа отстоять независимость страны и мужества наших воинов. Но это уже другая сторона вопроса.
Нейтрализованная группа проводила и разведывательно-диверсионную деятельность. На эту сторону их деятельности следственные органы Республики Арцах обратили пристальное внимание, поэтому не стоит вмешиваться в работу профессионалов.
Как могло так получиться, что им удалось проникнуть на территорию Республики Арцах? Сегодня некоторые армянские комментаторы и авторы резко критикуют нашу Армию, обвиняя ее в том, что она “проморгала” переход границы азербайджанскими террористами.
Обвиняют Армию, как правило, невежественные и самовлюбленные типы, никогда в жизни не бывавшие на границе, а зачастую и оружия в руках не державшие, и понятия не имеющие об особенностях пограничной службы и буднях наших бойцов. По моему мнению, нападки этих людей на Армию являются следствием испытываемого ими чувства собственной неполноценности и ущербности.
Между тем, особенности границы Республики Арцах с Азербайджаном по Мравскому хребту таковы, что полностью перекрыть ее практически невозможно. Это – огромный горный массив со сложнейшим рельефом, многочисленными труднодоступными вершинами, ежедневно меняющими русла реками из талых вод. Из окон ереванских квартир часто можно увидеть облака в небесах, там эти облака, как правило, находятся под ногами. Туман бывает такой, что на расстоянии в два метра невозможно ничего увидеть. Там даже теоретически невозможно выстроить сплошную линию обороны, что и для нас и для врага создает возможности проникновения малочисленных разведывательных отрядов.
Безусловно, никакие природно-климатические условия не могут послужить причиной для снижения бдительности, но, повторяю, полностью Мравский хребет не сможет перекрыть ни одна армия в мире. Другое дело, что наша Армия постоянно совершенствует оборонительную систему, учится на собственных ошибках. Разумеется, выводы из последнего инцидента были сделаны, и можно быть уверенным в том, что все выявленные тропы уже надежно закрыты. И эта работа ведется постоянно. Ожидается и дополнительное техническое усовершенствование охраны государственных рубежей, о чем недавно заявил Министр обороны Армении Сейран Оганян.
Было предложение о том, чтобы раздать оружие жителям приграничных сел, однако Президент Армении Серж Саргсян не согласился с ним. Решение Президента, не будем скрывать, вызвало неоднозначную реакцию. А как считаете вы, есть ли необходимость в вооружении жителей приграничных сел.
Президент Саргсян говорил о приграничных селах Республики Армения, и здесь трудно не согласиться с ним. Оборона границы Республики Армения с Грузией, Ираном, Турцией и Азербайджаном в силу как политических, так и географических условий, не требует радикальных мер. В том числе и в Тавуше, наиболее проблемном направлении. После проведения там дополнительных инженерных работ, возможные диверсионные вылазки противника в Тавуше не способны нанести вред мирному населению, поэтому враг “ограничивается” обстрелами наших поселений с той стороны границы. Подавление подобных огневых точек врага является прямой обязанностью Армии, и она с ней прекрасно справляется. Гражданскому населению в этом противостоянии делать нечего.
Иное дело, отдельные участки границы Республики Арцах с Азербайджаном, в частности, в Мартакертском и Шаумянском (Карвачарском) районах. Там, на мой взгляд, эта необходимость есть. Но, опять-таки, не выдавать оружие всем подряд, а с учетом многих составляющих: служба в Армии, рекомендации военного и гражданского руководства, медиков и так далее.
Рядовой состав Армии у нас всегда имеет быстрый доступ к оружию, они живут в казармах, а вот офицеры, ночующие в домах, по моему убеждению, ни днем ни ночью не должны расставаться с оружием. То есть, вооружать население этих регионов надо. Частично, выборочно, но – надо.
Есть еще одно предложение, способное, на мой взгляд, значительно обезопасить приграничные регионы Республики Арцах от возможного проникновения вражеских групп. Оно немного накладно и чем-то напоминает использование опыта казачества. Я нисколько не сомневаюсь в том, что среди нашего народа найдется достаточное количество молодых семей, готовых жить на приграничных землях Арцаха, при условии выделения им жилья (или даже предоставления возможности построения такового) больших земельных наделов и освобождения, хотя бы на время, от всех видов налога. Желающих, думается, будет немало, и эти люди, после тщательного отбора, естественно, должны иметь право на ношение оружия и построение второй линии охраны границы. Их дозоры и разъезды станут опорой для Армии. Что-то вроде казачества с армянской спецификой. В этом предложении заключается еще один плюс: ускоренное заселение Карвачарского района.
Азербайджан предпринимает огромные усилия, чтобы вернуть своих террористов. Сегодня стало известно даже об обращении членов семьи преступников в посольство России в Баку и к президенту России В. Путину с просьбой оказать содействии в их возвращении в Азербайджан. Могут ли эти обращения иметь успех?
С таким же успехом могли направить челобитную в небесную канцелярию, или даже в еще более значимую для закавказских турок инстанцию, самому Гейдару Алиеву. Дильгам Аскеров и Шахбах Гулиев совершили преступление на территории Республики Арцах, и должны и быть судимы по законам Республики Арцах. И неважно, гражданами какого государства они являются. Они – преступники, и этим все сказано. Их судьбу определит закон Республики Арцах, а не мировые авторитеты. Напомню, что Азербайджан уже успел обратиться и в европейские структуры.
Вот труп Гасана Гасанова, уничтоженного нашими бойцами террориста, я бы отдал. В обмен на заблудившегося в тумане и оказавшегося в азербайджанском плену Акопа Инджигуляна, например.
Почему Баку столь рьяно защищает преступников?
Во-первых, для Азербайджана они являются провалившимися диверсантами, а не преступниками. Убийство армянина, даже несовершеннолетнего, в Баку не считается преступлением, тем более, убийство во время выполнения боевого задания. Так что я не удивлюсь, если мы скоро узнаем о присуждении преступникам государственных наград.
Но в данном случае есть еще один нюанс. Баку пытается оказать на нас давление через посредников еще и потому, чтобы продемонстрировать собственному населению, да и нам тоже, свои возможности. Там прекрасно понимают: если им удастся вернуть своих террористов и диверсантов, это окрылит массы закавказских турок и уверит их в “всесилии” Ильхама Алиева, как это было в случае выкупа из венгерской тюрьмы ночного убийцы Р. Сафарова. И, наоборот, посеет недоверие и пессимизм в армянском народе.
Позиция армянской стороны должна быть четкая и не давать повода для иной трактовки: преступники должны быть судимы согласно законам Республики Арцах. И ничье ходатайство не должно повлиять на эту позицию. Желает Азербайджан заполучить их обратно, пожалуйста, пусть заключает с Республикой Арцах договор о взаимной экстрадиции лиц, совершивших преступление. Но даже в случае согласия Степанакерта на подобный договор, Баку придется дожидаться решения Верховного суда Республики Арцах. Все остальные варианты бессмысленны. Кто бы ни обращался к Степанакерту с ходатайством или просьбой.
Два слова об арестованном в Москве армянском предпринимателе и благотворителе Левоне Айрапетяне.
Строго говоря, Левон Айрапетян является российским предпринимателем и благотворителем. Другое дело, что он до мозга костей является армянином, с огромной и непреходящей любовью к своей Родине.
Левон Айрапетян сделал для армянского народа столько, что вправе ожидать всенародной поддержки, что, кстати, наблюдается. Наш соотечественник нуждается в нашей поддержке, но методы этой поддержки, применяемые в том числе некоторыми читателями Voskanapat.info, прямо скажу, огорчают своей надальновидностью. На что надеятся люди, оскорбляющие российскую власть, в том числе и судебную, одновременно требуя освободить Айрапетяна? Неужели трудно понять, что таким способом можно лишь пробудить у них тот самый человеческий фактор, что имеет огромное значение не только в частной жизни, но и в политике? Или ныне это считается признаком мужества: спрятавшись за фиктивными именами и никами, браниться в адрес людей, обладающих властью в одной из могущественных стран мира? Неужели кто-то считает, что Путин, прочитав их гневные записи, испугается и распорядится освободить Айрапетяна из-под стражи? Это – та самая форма услуги, которую принято называть медвежьей, и я не думаю, что таким способом можно защитить человека.
Левон Айрапетян нуждается в грамотной, аргументированной защите, в том числе и политической, но никак не с помощью контрпродуктивной брани. Я убежден, что эмоциональные, иногда даже переходящие грани цензуры выступления этих людей вредят нашему соотечественнику. А если кто-то считает, что их записи в интернете, в том числе на страницах Восканапата читает лишь узкий круг их единомышленников или оппонентов, то он глубоко ошибается. Интернет, не изолированная от соседей кухня в частном доме.
Беседовал Севак МОКАЦИ
Окончание следует