Моему поколению очень повезло: нам довелось увидеть возрождение армянского государства и зарождение Армянской армии. То есть, счастливых мгновений в нашей жизни было, конечно, немало, но вот этот процесс – зарождение Армянской армии – важнейшего признака дееспособности страны, лично для меня стал самым запоминающимся.
Наша Армия вначале зародилась в умах отдельных интеллигентов, затем эта идея передалась в массы, породила многочисленные автономные отряды, время от времени проводящие совместные операции по обеспечению безопасности армянских сел, после чего интеллект и зрелый патриотизм командиров этих отрядов трансформировался в осознание необходимости иметь Армию с централизованным командованием.
Так, поэтапно: вначале разрозненные отряды, затем взаимодействие отдельных командиров, потом объединение отрядов в отдельных районах, – зарождалась наша Армия. В то время наши бойцы одевались кто во что горазд, вооружались дедовскими берданками, неизвестно откуда раздобытыми пистолетами и Бог знает каким чудом сохранившимися ружьями марки “Мосин”, а самой ходовой “валютой” среди наших добровольцев были патроны. Все это было. Не было только одного: сомнений в своей правоте и конечной победе.
Удивительно: не было ни одной военной операции по уничтожению засланных в Арцах азербайджанских вооруженных террористических группировок, в исходе которой были бы сомнения. Я говорю даже не о самих бойцах, а о гражданском населении. Можно смело утверждать, все военные операции в Арцахе проводились как с целью защитить население республики, так и по требованию ее граждан. Они, породившие Воинов Армии обороны, торопили бойцов, требовали от своих сыновей побед. Именно требовали, ибо прекрасно знали силу и возможности своих сыновей, отвагу и мужество армянского Воина.
Уничтожение окопавшихся в Ходжалу террористов, освобождение возведенного на трехсотметровой скале Шуши, вышвыривание поганой аскерни из Ковсакана на правый берег Аракса, преодоление двухметрового снежного покрова гор Карвачара, победное наступление на Акну (некогда Агдам) по ровной, открытой для вражеского огня местности, – все эти подвиги армянского Воина с высоты сегодняшнего дня кажутся далекими романтичными историями. Возможно, еще и потому, что и тогда, и сегодня армянский народ воспринимал и воспринимает подвиг армянского Воина как нечто естественное, даже обыденное. Армянский Воин, подвиг, победа и слава, – эти понятия неразделимы в сознании армянского народа.
Подобное восприятие народом своего защитника родилось не вчера, не в годы отражения вооруженной агрессии Азербайджана против Респблики Арцах, и не сто лет назад. Так было еще тогда, сорок пять веков назад, когда могучерукий предок наш hАйк призвал своих ратников на войну с мировым тираном Белом. И расставил на самых опасных участках боя своих сыновей и внуков. Та победа стала прочнейшим фундаментом, на который уже четыре с половиной тысячи лет опирается Армянское государство. Фундамент на смеси мужества, воли и беззаветной любви к Родине.
Победная война hАйка породила в армянском народе еще одну традицию: после нее и вплоть до нашествия на Армянское нагорье кочевых турок, в Армянской армии служили исключительно лица дворянского сословия. Младших сыновей бдешхов, нахараров, азатов сызмальства готовили к почетной роли защитника Отечества, при этом, в случае необходимости, за оружие брались и старшие отпрыски и главы рода. Стоит только прочесть книгу автора V века Егише, очевидца Аварайрского сражения, “О Вардане и войне армянской”, в прекрасном переводе выдающегося армянского ориенталиста, академика hОвсепа (Иосифа) Орбели, чтобы убедиться в этом. Описание Егише потерь Войска армянского в этой битве не оставляет сомнений: на войну армяне шли целыми семьями.
Вот имена тех доблестных мучеников, которые смертью пали там на месте:
из рода Мамиконянов храбрый Вардан со ста тридцатью тремя мужами,
из рода Хорхоруни доблестный Хорэн с девятнадцатью мужами,
из рода Палуни храбрый Артак с пятьюдесятью семью мужами,
из рода Гнтуни чудесный Тачат с девятнадцатью мужами,
из рода Димаксян мудрый Хмайеак с двадцатью двумя мужами,
из рода Каджберуни великолепный Нерсех с семью мужами,
из рода Гнуни юный Вахан с тремя мужами,
из рода Срвандзта стремительный Гарегин с двумя братьями и восемнадцатью мужами.
Эти двести восемьдесят семь мучеников с девятью великими нахарарами там же на месте скончались. И из царского дома, и дома Арцруни, и из каждого нахарарского дома, кроме этих двухсот восьмидесяти семи, (пали) еще семьсот сорок мужей, и в тот день в этом великом сражении каждый вписал свое имя в книгу жизни.
Необходимо обратить внимание не только на громадные потери великих родов армянских, но и на фразу Егише: “каждый вписал свое имя в книгу жизни”. Это – не литературный прием историка и писателя “золотого века” армянской литературы, это – реальность, которой армянский народ придерживался на протяжении всей своей истории. Защищать Отечество с оружиев в руках означает дарить жизнь всему народу.
Пусть это никому не покажется обидным, но Арцахская война, навязанная нашему народу вооруженной агрессией Азербайджана против Республики Арцах, является рядовым эпизодом истории армянского народа. Таких войн в нашей истории не счесть, и каждая из них отмечалась выдающимися подвигами армянских защитников Родины, веками вписывавшими свое имя в книгу жизни армянского народа. Арцахская война не стала исключением ни по массовому героизму народа, ни по количеству семей, отправивших на фронт двух и более сыновей. Фактически она подтвердила давно известную истину: армянский народ, это – народ-дворянин, или, как это прекрасно звучит в армянском языке – азнватоhмик.
Отличие Арцахской войны от всех предыдущих заключается в ее исключительно важном и, как мне кажется, до сих пор в полной мере не оцененном последствии: впервые за много веков мы полностью разделились с пришлыми кочевыми турками. С тех пор, как на нашей земле появились первые племена тюркских кочевников, впервые в тылу у турок нет “материала для геноцида”, беззащитного армянского земледельца, армянских поселений, резней которых турок “компенсировал” поражения на поле боя. К сожалению, данный итог достигнут не только за счет ратных побед. В силу многих объективных и не очень причин, Армия обороны Республики Арцах не дошла до исторических границ Армении на востоке: в турецком плену остались подаренные большевизмом Азербайджану весь Утик и значительная часть Арцаха.
Тем не менее, факт остается фактом: отныне наше население надежно прикрыто от врага и защищено от ятагана. Наше гражданское население, наши матери и сестры, наши дети и старики, наши виноградари и хлеборобы, словом, весь наш народ живет в безопасности. А у Воинов Страны Армянской освобождены руки, ибо им не придется больше не о чем будет беспокоиться. Арцахская война навсегда лишила турка его единственного оружия: возможности вырезать армянские поселения.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН