Переговоры по нагорно-карабахской проблеме уверенно заходят в тупик. Отсутствие правовых оснований и неуемное желание оккупировать Нагорный Карабах, заставляют Азербайджан прилагать усилия не в направлении поисков выхода из сложившейся ситуации, а по срыву переговоров. В каком-то смысле Азербайджан понять можно: когда не хватает воли и умения, а, главное, правовых аргументов, остается последнее средство: торпедировать усилия посредников декларативными воинственными заявлениями.
Как указано на сайте президента Азербайджана, Ильхам Алиев, выступая на официальном мероприятии по случая Дня республики, заявил: «Мы не позволим создать на нашей территории второе надуманное армянское государство. Первое армянское государство было создано на нашей территории, на древней азербайджанской земле, в Иреване, Гейче, Зангезуре. Второго армянского государства не будет. Никогда самопровозглашенному Нагорному Карабаху не будет предоставлено никакого правового статуса».
Сказанное И. Алиевым выглядит насколько бескомпромиссно, настолько и неграмотно. И дело даже не в том, что Нагорно-Карабахская Республика – Республика Арцах не нуждается в «предоставлении» ему какого-либо статуса: провозглашенную Верховным Советом НКР (ныне – Национальным Собранием) на основании демократического волеизъявления всего населения государственную независимость никто не вправе отменять. Проблема в другом: Ильхам Алиев преподносит проблему таким образом, чтобы уверить заинтересованных читателей и слушателей в том, что Арцах когда-то был частью Азербайджана. Между тем, данное утверждение совершенно не соответствует истине и лишь отражает демагогические приемы азербайджанской государственной пропаганды.
Арцах никогда не был в составе Азербайджанской республики
Никакой. Ни Азербайджанской демократической республики, просуществовавшей с мая 1918 по апрель 1920 годов, ни Азербайджанской ССР, ни современной Азербайджанской республики.
Вообще, само зарождение Азербайджанской Демократической (в первые сутки – Мусульманской) республики является нонсенсом в Новой истории, когда войска одного государства (Турции) оккупировали часть территории Восточного Закавказья, на которой и была провозглашена Азербайджанская республика, немедленно заявившая о своих территориальных претензиях ко всем, без исключения, соседям, кроме, естественно, самой Турции. Однако предъявление претензий далеко не означает иметь права на эти территории. Интересно также, что сама Азербайджанская республика была лишена суверенитета со стороны своего родителя – Турции. В этом аспекте любопытен документ, договор от 29 октября 1919 года о военном союзе Азербайджана с Турцией, статья 10 примечания Б которого гласит:
«Азербайджанское Правительство обязуется не заключать какое бы то ни было соглашение с внешними Государствами без ведома и одобрения Оттоманского правительства».
Трудно представить другой подобный «межгосударственный» договор, в котором столь явно подчеркивается абсолютное подчинение одного «государства» другому. Но именно войска этого союзника оккупировали для Азербайджана обширные территории, в том числе родину талышей, лезгин, аварцев и т.д. Кроме того, турецким войскам удалось установить контроль над значительной частью Арцаха и Утика: Санасарским (Кубатлу), Ковсаканским (Зангелан), Шамхорским, Гетабакским и другими районами. В частичной оккупации оказались также Ханларский, Дашкесанский, Мартакертский, Казахский районы Карабаха. Вскоре, однако, турецкие войска оказались вынуждены решать свои проблемы на западе Турции, а поднявшимся против тюркской тирании народам удалось освободить значительную часть своей Родины. Азербайджанская республика, просуществовавшая менее двух лет, оказалась на грани исчезновения, и в этих условиях вынуждена была пригласить войска большевистской России. 28 апреля 1920 года подразделения ХI Красной Армии вошли в Баку, что не только спасло Азербайджанскую республику, но и вновь пробудило в ней аннексионистский аппетит.
Большевики щедро отплатили Азербайджану, завоевав для нее Талыш-Муганскую республику, а чуть позже приняв решение неконституционного партийного органа о передаче оккупированного ХI Красной Армией Арцаха в пределы Азербайджанской ССР. Это решение, однако, никоим образом не означало, что Арцах стал часть Азербайджанской ССР. И дело не только в незаконности подобного решения, принятого партийным органом России, хотя этот факт крайне необходимо использовать на всякого рода переговорах. Дело в самой системе национально-государственного устройства СССР, в котором оказались и Азербайджан, и Армения, и Армянская Автономия Арцаха.
Как и Азербайджанская демократическая республика, Азербайджанская ССР не имела государственного суверенитета, классифицируемого международным правом как территориальное верховенство и исключительная законодательная, исполнительная и судебная власть государства на его территории. Собственно говоря, не было и такого государства – Азербайджанская ССР. Территория под таким названием являлась всего лишь частью государства под названием Советский Союз. А современные территориальные амбиции Азербайджанской республики исходят исключительно из того факта, что в годы СССР Армянская Автономия Арцаха была в пределах Азербайджанской ССР. Не частью Азербайджанской ССР, а в ее пределах.
Данное утверждение не является казуистикой, оно полностью отражает особенности советского законодательства. Так, НКАО, как и Азербайджанская ССР, делегировала часть своих властных полномочий не Баку, а именно СССР, и самостоятельно, посредством избранных у себя депутатов Верховного Совета СССР, представляла свои национально-государственные интересы в высшем законодательном органе СССР.
В соответствии с Конституцией СССР, прокурора НКАО назначал Генеральный прокурор СССР, что означало, что государственный надзор в Армянской Автономии Арцаха осуществлял не Баку, а Советский Союз.
В паспортах жителей Арцаха указывалось гражданство СССР, а не какого-либо иного государства, молодые ребята Армянской Автономии служили в армии СССР, а не отдельно взятой его части.
Смешно сегодня читать заявления азербайджанских политических деятелей о «гражданах Азербайджана» в Арцахе. С другой стороны, обидно, что подобные заявления не получают аргументированного отпора армянской стороны.
Следует указать, что в годы существования СССР Азербайджанская республика узурпировала власть в Армянской Автономии Арцаха, незаконно вмешиваясь в ее политическую и социальную жизнь, пыталась влиять на ее этническое и социальное развитие, однако суть проблемы от этого не меняется. Незаконное вторжение во внутреннюю жизнь национально-государственного образования не может явиться основанием для последующих притязаний на эту территорию. Я уже не указываю на то, что это вторжение осуществляла республика, лишенная всяких признаков суверенности.
Строго говоря, до 1992 года в мире не существовало признанной международным сообществом суверенной Азербайджанской республики, незаконное самопровозглашение которой имело место 30 августа 1991 года. И вновь приходится отмечать, что зарождение Азербайджанской республики произошло вопреки советскому законодательству и международному праву. Достаточно лишь указать, что провозглашение нового государственного образования произошло без учета мнения населения, то есть без всенародного референдума. Более того, за четыре с половиной месяца до этого, на территории Азербайджанской ССР был проведен референдум, по результатам которого подавляющее большинство населения республики высказалось за сохранение СССР и своего пребывания в нем. Того самого государства, что некогда спасло так и не признанную мировым сообществом Азербайджанскую республику от полного уничтожения.
Однако эти проблемы современной Азербайджанской республики граждан Республики Арцах касаются не в большей мере, чем история, например, разваливающегося на глазах государства Ирак. Совершенно другое дело, когда узурпировавший власть в «своей» республике президент аннексионистского государственного образования практически еженедельно грозит Республике Арцах военным вторжением и повторной узурпацией. И втягивает регион во взрывоопасную гонку вооружений.
Безусловно, можно было бы (а, возможно, и стоит) отказаться от переговоров с Азербайджаном и предоставить И. Алиеву возможность попытаться реализовать свои территориальные амбиции. Убежден, что в этом случае, спустя не очень большое время за столом переговоров окажутся руководители двух государств: Республики Арцах и Азербайджанской Республики, если остаткам последней удастся сохраниться как государство. Вместе с тем, было бы предпочтительнее воевать с законным лидером пусть даже незаконного государственного образования.
Президент Азербайджанской Республики, Ильхам Гейдар-оглу Алиев, подделал 4 августа 2003 года подпись своего умирающего и находящегося в коме отца, и, посредством преступной подделки государственных документов, сам себя назначил премьер-министром и исполняющим обязанности президента Азербайджанской республики. Знают ли об этом в Азербайджанской республике, власть в которой узурпировал Ильхам Алиев? В курсе ли этого кощунственного мошенничества страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ и представляющие их дипломаты? Имеет ли моральное и юридическое право человек, незаконно захвативший власть в республике, объявлять войну, причинив тем самым неисчислимые бедствия населению республики, власть в которой им узурпирована? Наконец, какой компетентный орган в Азербайджане или мире способен потребовать проведения графологической экспертизы Указа о назначении Ильхама Алиева премьер-министром и исполняющим обязанности президента Азербайджанской Республики? Или эту проблему тоже должны решить бойцы Армии обороны Республики Арцах? Если, конечно, Азербайджан и его незаконный президент решатся на коллективное самоубийство.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН