Почему молчала армянская делегация в ПАСЕ?

24 июня президент Азербайджанской республики Ильхам Алиев выступил с речью на пленарном заседании сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Ильхам Алиев выступает столь часто и однообразно, что любой мало-мальски грамотный человек способен пересказать текст его речи без ознакомления с ней. Эта особенность выступлений президента Азербайджана лишает смысла их комментирование, чего и я не буду делать. Речь в данном случае пойдет о другом, об армянской делегации, отказавшейся обратиться с вопросами к Алиеву. Официальная версия подобного решения достаточно оригинальна: “чтобы не создавать для представителей Азербайджана дополнительные возможности озвучивать пропагандистскую позицию Баку, манипулировать общественным мнением”.

Совершенно непонятное и неоправданное решение, и нам остается лишь надеяться, что принято оно было не от слабого знания проблемы нагорно-карабахского конфликта и армяно-азербайджанских отношений в целом. Или наши депутаты надеялись, что Ильхам Алиев, не услышав вопросы армянской стороны, благородно откажется от изречения лживых постулатов азербайджанской пропаганды и манипулирования сознанием депутатов ПАСЕ? Между тем, ситуация, при которой Ильхам Алиев вынужден был отвечать на вопросы, предоставляла великолепную возможность показать всю несостоятельность и надуманность азербайджанских претензий на Республику Арцах, и, по большому счету, на всю Армению. Не стоит, наверное, напоминать, что вопросы могут быть даже более информативными, чем ответы на них. Это особенно верно в случае, когда задающий вопросы досконально владеет материалом.

Получилось как всегда. Выступление Ильхама Алиева было переполнено грязной ложью относительно Республики Арцах и Армении, а вопросы ему задавали люди, знакомые с нашим регионом по публикациям в прессе, нередко страдающим тенденциозностью. Как отмечает радио “Свобода”: “Президент Алиев без труда парировал вопросы евродепутатов. Вопросы носили общий характер, что позволяло ему легко приводить контраргументы”. Разве трудно было предвидеть это? Или мы наивно понадеялись на то, что депутаты из европейских стран “прижмут” Алиева вопросами относительно соблюдения прав человека или, например, многочисленных политзаключенных, и сорвут с него маску демократа?

Мы уже знаем, что Алиев, пусть даже пару раз потеряв самообладание, сумел привести контрдоводы на обвинения в авторитаризме, нарушении прав человека и наличие в Азербайджане узников совести и политзаключенных. При этом, насколько известно, никто не обратился к президенту Азербайджана с вопросом по поводу Республики Арцах. Это – наша проблема.

Одна из наших представителей в ПАСЕ следующим образом объяснила решение не задавать вопросы Алиеву: “Это однозначно верное решение, особенно в случае подобного настроя, когда стало ясно, что на вопрос европейского делегата, содержащий зафиксированные международной организацией факты, Алиев отвечает так резко, в агрессивном тоне и обвиняет европейского парламентария во лжи. В этих обстоятельствах любой вопрос армянской делегации означал бы дать шанс Алиеву озвучить оскорбления как в адрес членов делегации, так и в адрес нашей страны и представить позорнейшие комментарии касательно наших принципиальных подходов”.

Неужели наши депутаты посчитали, что не услышав их вопросов, президент Азербайджана начнет объясняться в любви к армянскому народу и армянским государствам? Или фраза из выступления Алиева – “Нагорный Карабах – исторически был азербайджанской территорией. Армяне пришли туда 200 лет назад. Армянской оккупационной армией разрушены исторические памятники, 20% азербайджанских территорий до сих пор находятся под оккупацией” – не является оскорблением нашей истории и нашей действительности? А “мысль” о подаренном великодушными азербайджанцами армянскому народу Ереване?

Эти и другие многочисленные перлы, прозвучавшие в выступлении Алиева, никем не были опровергнуты или хотя бы высмеяны. Но кто может поручиться, что они не застряли в памяти части евродепутатов? Или мы, по-прежнему, как и четверть века назад, продолжаем считать, что “в мире все всё знают”? Никто ничего не знает, и не будет знать, если мы не будем доводить до мира истинную правду. Повторю еще раз: это – наша проблема, и решать ее должны мы!

Мне интересно, что бы ответил Ильхам Алиев на вопрос-обвинение о попытке Азербайджана уничтожить армянское население Арцаха? Это обвинение подтверждается диалогом экс-президента Азербайджана Аяза Муталибова с министром внутренних дел этой республики Тофиком Керимовым.

А. Муталибов: “Я спрашивал, сколько примерно в Ханкенди (Степанакерте. – Л.М.-Ш.) разрушено, собственно говоря?
Т. Керимов: “Третья часть жилого фонда”.

Обращаю внимание наших депутатов: речь идет о жилом фонде, то есть о мирных гражданах, женщинах и детях!

А вот другая фраза Муталибова: “Двое суток мы учинили шквальный огонь на Мартуни и Аскеран. Я всякий раз требую количество жертв, чтобы знать, каковы потери с той стороны, трудно получить эти данные”. Прибавлю к этой фразе еще и рекомендацию министерства обороны Азербайджана: “Немедленно ввести массированный обстрел всех армянских сел в Аскеранском районе”. И вновь, как мы видим, речь идет о населенных пунктах, а не боевых позициях отражающей агрессию Азербайджана Армии обороны Республики Арцах.

Азербайджан и его президент обвиняют Армению в агрессии и оккупации его земли. В ответ мы слышим слабые оправдания. Между тем, агрессором, в классическом понимании этого слова, в прошедшей войне являлся именно Азербайджан. Вот выдержка из письма от 18 февраля 1992 года главы МНБ Азербайджана Гусейнова Ильгусейна государственному секретарю этого образования Митату Аббасову: “Ввести ЧП в приграничных с Арменией районах Азербайджана, включая меры по размещению там подразделений МО АР, вооруженных бронетехникой и необходимыми средствами ПВО в целях предотвращения возможной со стороны Армении помощи бандформированиям в Нагорном Карабахе”. Данное письмо неопровержимо доказывает, что Азербайджан совершил агрессию против Нагорно-Карабахской республики – Республики Арцах. В Азербайджане беспокоятся относительно возможной помощи Армении осажденному Арцаху, а не агрессии, как они это утверждают сегодня.

Тот же И. Гусейнов предлагает (предложение было принято) “объявить в республике (Азербайджане – Л.М.-Ш.) частичную мобилизацию без объявления в средствах массовой информации”. Обращаю внимание наших депутатов: письмо Гусейнова было написано 18 февраля 1992 года, одновременно с мерами, предпринимаемыми Баку “в целях предотвращения возможной со стороны Армении помощи” Республике Арцах. 

Так кто совершил агрессию, и кто должен нести ответственность за ее последствия? И как можно в этих условиях молчать, когда Алиев вещает об “оккупации” Арцаха его же автохтонным населением?

Документов, развенчивающих ложь Ильхама Алиева, и подтверждающих агрессию Азербайджана против Республики Арцах, много. Почему они не используются нашими дипломатами и депутатами?

Данные вопросы отнюдь не являются риторическими. Наша беззубость привела к тому, что 27 июня бюро Ассамблеи ПАСЕ, реагируя на предложение группы лоббирующих интересы Азербайджана депутатов, рассмотрит предложение о лишении армянской делегации права на голосование в ПАСЕ. Об этом уже официально заявила председатель ПАСЕ Анн Брассер. Это то, что называется “дожили”. Агрессор обвиняет жертву в агрессии, и я не удивлюсь, если ему удастся добиться успеха.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

 

Также по теме