Шах Ильхам I Хатаи

На сайте азербайджанского муллы Гапона хаккин.аз опубликована статья Льва Мааса “Ильхам Алиев из ХVI века”. Если бы я не знал, что за псевдонимом Лев Маас скрывается бывший тат, а теперь самый, что ни на есть закавказский турок – азербайджанец Аскеров Лев Мабутович, то, скорее всего, прошел бы мимо очередной попытки лизнуть руку президента Азербайджана Ильхама Алиева. Но Л. Аскеров, некогда бывший известным журналистом, затем ставший писателем, предпочитающим писать в жанре научной фантастики, умеет вызвать интерес к своим работам. Не случайно статья, о которой пойдет речь, подписана его именем.

Бывают люди, бережно хранящие в памяти выпавшие на их долю “звездные” часы. А некоторые так и застревают в тешащем их самолюбие времени. К таковым явно относится Л. Маас, раньше времени перешагнувший порог, после которого говорить о приобретенной с годами мудрости уже не приходится. Дело, как легко понять, не в биологическом возрасте, хотя Маасу почти 75 лет, а в выраженном инфантилизме и неодолимом желании припасть к ногам власть имущих.

В свое время известность Л. Маасу принес роман «Человек с того света». С тех пор Маас застрял над загадкой взаимодействия пространства и времени, а также перемещения во времени и, судя по его статье, реинкарнации душ. В данном случае, воплощении шаха Исмаила I Сефеви Хатаи в… Ильхаме Алиеве.

Суть статьи заключается в том, что азербайджанскому писателю показали иллюстрацию, изображенный на которой основатель иранского государства Сефевидов шах Исмаил Хатаи похож на Ильхама Алиева. В связи с этим открытием Маас приходит к выводу о том, что душа шаха обосновалась в бренном теле президента Азербайджана, и констатирует: “В конце концов, тайны жизни – тайны небес. И кто с уверенностью может сказать людям, почему они вдруг показываются и какой смысл сокрыт в этом?

О самой статье Мааса, пожалуй, сказать больше нечего, кроме того, что миниатюра, которую ему подсунул адвокат Мухтар Мустафаев, была написана спустя более шестидесяти лет после смерти в 1524 году Исмаила Хатаи. И вряд ли Маас считает, что художник – миниатюрист конца ХVI века пользовался пожелтевшими от времени фотографиями шаха. Но угодническая чушь Мааса невольно помогла подобраться к этническому происхождению Исмаила Хатаи.

Этническая принадлежность Хатаи, как и всего рода Сефевидов, давно уже является предметом ожесточенных споров между учеными – представителями тюркских племен, талышами, курдами и даже арабами. При этом все соглашаются с тем, что потомки Исмаила Хатаи, если и не были изначально тюрками, то со временем тюркизировались. Именно восприятие Сефевидов как тюрок отмечено в миниатюре, поразившей адвоката Мустафаева, фантаста Л. Мааса, и смотрителя института рукописей в Баку (с недавних пор в Азербайджане есть и такое заведение).

Шах Исмаил правил с самого начала ХVI века до самой смерти, и, как легко понять по сохранившимся миниатюрам, перекочевавшие через Среднюю Азию из заалтайских степень тюрки в то время еще не успели вобрать достаточного количества генов автохтонных народов. Не случайно художник изображает их монголоидными – скуластыми, узкоглазыми, с редкой (жиденькой) бородкой – тип, наиболее полно сохранившийся у современных уйгуров, относящихся к огузской ветви тюрок, или казахов, тюрок кыпчакского происхождения. То есть неизвестный миниатюрист рисовал шаха Исмаила таким, каким он представлял знатного тюрка.

Сам художник явно не был тюрком, и индивидуальные особенности тюркских лиц не поддавались его восприятию, по причине чего все изображенные им тюркские персонажи удивительно схожи друг с другом. Это похоже на то, как европейцы с трудом, или вовсе не отличают друг от друга японцев и китайцев, а для армян, например, все корейцы “на одно лицо”. Точно так же перекочевавшие в наш регион тюрки были для местного автохтонного населения “на одно лицо”.

Миниатюрист был убежден, либо ему подсказал заказчик, что Исмаил Хатаи являлся тюрком. Этому, видимо, способствовали политическая конъюнктура заказчика, а также тот общеизвестный факт, что отец Исмаила Сефеви добился главенствующего положения над тюркским племенем кызылбашей. Кстати, мать Исмаила, дочь Узун-Хасана (Долговязого Хасана), правителя государства Аг-Коюнлу (Белых Баранов) действительно имела тюркское происхождение. Но сам Исмаил Хатаи наверняка не был тюрком или арабом, на что указывает его портрет, сделанный или при его жизни, или вскоре после смерти. То есть человек, нарисовавший данный портрет, не имеющий ничего общего с монголоидным тюрком, скорее всего, писал его с оригинала. Таким образом, сравнение рисунков убеждает: шах Исмаил I Сефеви не был тюрком или арабом, и дальнейшие споры о его этнической принадлежности могут вести между собой талыши и курды. При этом стоит заметить, что большинство современных ученых считают доказанным факт происхождения рода Сефевидов из Ардебиля. Можно даже сказать, что это мнение опирается на первоисточник: написанную в ХIV веке книгу Ибн Баззаз Ардебили “Саффат-ус-Сафа”. В данной книге, посвященной роду Сефевидов, указываются его истоки: деревня Калхуран в окрестностях Ардебиля. Кстати говоря, поэтом был не только шах Исмаил, но и его отец – шейх Гейдар и дед – шейх Сафиаддин, и писали они на языке, легко понимаемом современными талышами.

Примечательно также, что шах Исмаил в основном воевал против тюрок на территории современных Турции и Азербайджана.

Тем не менее, Л. Маас, сам того, наверное, не желая, заставил задуматься о сходстве между шахом Исмаилом Хатаи и Ильхамом Алиевым. Не внешнем, конечно, об этом уже было сказано, и даже не о том, что отцов обоих звали Гейдарами.

То, что современные закавказские турки – азербайджанцы в большинстве исповедуют несвойственный их племенному менталитету ислам шиитского толка, является “заслугой” шаха Исмаила, жесточайшим образом уничтожавшего исповедующих ислам суннитского толка тюрок Ширвана, и заселявшего опустошенные им территории своими единоверцами, иранцами – шиитами. Ильхам Алиев заселяет те же территории курдами – суннитами из Турции и Ирака, одновременно создавая невыносимые условия для населения республики, в том числе для закавказских турок – азербайджанцев.

Достаточно ли этих фактов для сравнения Ильхама Алиева с шахом Исмаилом Хатаи? Думается, что хаггин.аз, вернее, истинные заказчики статьи, имели в виду вовсе не это. Как уже было сказано, курды пытаются оспорить этническое происхождение Исмаила Хатаи, публикуя и заказывая труды, в которых род Сефевидов выводится из иракского Курдистана. Учтем и то, что в Азербайджане хорошо известно: Ильхам Алиев является этническим курдом, происходящим из племени джалали.

Статья, подписанная Л. Маасом, призвана внушить жителям Азербайджана (и не только), что курд Ильхам Алиев является потомком “курда” шаха Исмаила Хатаи, реинкарнировавшегося в нынешнем президенте Азербайджана. Говоря более простым языком, Маас, патетично восклицающий, что “тайны жизни – тайны небес”, стремится внушить читателям, что “предки” и небеса благословляют Ильхама Алиева на трон в Азербайджане. Или, как горько иронизируют бакинские интеллектуалы, в Курдбайджане.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

 

Также по теме