Летом 2005 года азербайджанское агентство Дей.аз опубликовало интервью, в котором рассказывалось, как некий Вугар Гасанов «убил» легендарного командира Арцахской войны Монте Мелконяна и «отрубил ему голову». Интервью, снабженное фотографией улыбающегося подонка в обнимку с отрезанной головой неизвестного человека, варганил Вугар Сеидов, спрятавшийся под псевдонимом «Салех Самандаров». Несмотря на то, что спустя пару часов интервью было убрано, история эта получила резонанс, продолжающийся по настоящее время. Этому способствовало и то, что то же интервью было опубликовано в бумажном варианте бакинской газеты «525». Впоследствии выяснилось, что «Вугар Гасанов», это инвалид Ибад Гусейнов (страдающий нарциссизмом Сеидов дал вымышленному «герою» в турецком понимании этого слова собственное имя), вначале превращенный азербайджанской пропагандой в игрушку, а затем и сам поверивший в собственный «героизм».
То, что вся история с «убийством» Монте Мелконяна «героем Ибадом» была придумана с целью искусственной героизации малоизвестного участника провальной агрессии Азербайджана против республики Арцах, убедительно доказали офицеры вооруженных сил самого агрессора. Поэтому речь в данной статье пойдет не об этом.
Как уже было сказано, история с героизацией Ибада Гусейнова продолжается до настоящего времени. При этом, вне всяких сомнений, оды и дифирамбы в адрес «героя» произносятся людьми, давно уже убежденными в том, что Ибад не убивал Монте Мелконяна, а отрубленная голова, скорее всего, принадлежала мирному крестьянину, оказавшемуся в заложниках у азербайджанской аскерни. Но, время требовало героев, а геройство в понимании закавказских турок, это – умение рубить головы.
Напомню, что 19 февраля 2004 года элитный азербайджанский офицер Рамиль Сафаров, будучи на курсах НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира», зарубил топором спящего армянского сокурсника – офицера Гургена Маркаряна. Это зловещее преступление было воспринято в Азербайджане с необыкновенным воодушевлением. Десятки, а потом и сотни организаций признавали убийцу своим кумиром, молодые родители называли новорожденных мальчиком и девочек Рамилем и Рамилей, политические деятели с высоких трибун называли убийцу примером «истинного патриотизма», в республике создавались фонды по оказанию материальной помощи семье убийцы, оплате услуг адвокатов и так далее.
Однако когда Азербайджану не удалось к лету 2005 года добиться экстрадиции Сафарова (это будет сделано лишь семь лет спустя), и закованного в кандалы преступника судили в Будапеште, Баку почувствовал острую необходимость в новых «героях», способных рубить головы армянам. Героев, живущих в республике, которых можно было потрогать руками, водить на собрания и встречи. Не закованными, герои не могут быть в кандалах, а улыбающимися и пользующимися почитанием населения. Вугар Сеидов, надо отдать ему должное, правильно уловил момент, вовремя преподнеся закавказским туркам еще одного «героя»-головореза.
Ибад Гусейнов в одночасье оказался на гребне славы турок закавказских и анатолийских. О нем снято два фильма, написано несколько песен, а депутаты азербайджанского Милли меджлиса (парламента) выстаивались в очередь, чтобы сфотографироваться с существом, умеющем рубить головы. Кульминацией его славы, наверное, можно считать 16 января прошлого года, когда Ибада Гусейнова принял премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, назвавший собеседника «героем всего тюркского народа».
Не могу говорить за «все тюркские народы», но, и мне уже приходилось писать об этом, Ибад Гусейнов, как и Рамиль Сафаров, на самом деле являются истинными героями в понимании закавказских и османских турок. Они не лжегерои, как часто пишут армянские авторы. Они – самые настоящие герои в турецком понимании этого слова. Они способны резать головы, поедать человеческую плоть, насиловать детей и старушек и бежать от сильного. Они – герои, о которых турчанки поют у колыбелей своих детей, герои – воспетые в эпосе «Китаби Деде Коркут», словом, герои, отвечающие племенному менталитету турок. С этой точки зрения Эрдоган совершенно прав. Называя их лжегероями, армянские авторы невольно проецируют собственное мировоззрение на турка, без необходимого учета разности цивилизаций. Они – герои турецкого мира, как и самка по имени Нурджахан Гусейнова, вырезавшая сердце у раненого армянского бойца и возложившая его в банке из-под джема на могилу своего сына, убитого своими же сослуживцами.
Почему я вспомнил об истинных героях – турках? Несколько дней в интернете распространялись ныне убранные видеохостингом Youtube, но сохраненные на азербайджанских серверах, кадры, на которых было показано, как несколько принадлежащих к группировке «Исламское государство Ирака и Шама (ИГИШ) террористов из Азербайджана отрезают в Сирии голову пленному. Закавказских турок – азербайджанцев, судя по разговорам и истошным выкрикам «Аллаху акбар», не менее четырех. Тот, кто режет голову, делает это спокойно и привычно, я бы даже сказал, буднично. Остальные восторженно вопят.
В комментариях к этому видео можно встретить вопросы, общий смысл которых заключается в недоумении: как и где воспитывались нелюди, способные хладнокровно резать головы людей? Подобными вопросами задаются и отдельные жители Азербайджана.
Где воспитывались выродки на видео, нам уже известно: в Азербайджанской республике. А вот вопрос – как они воспитывались? – будучи более актуальным, нуждается в специальном рассмотрении.
Можно смело утверждать, что за все годы существования независимой Азербайджанской республики в этом образовании проводится целенаправленный процесс освобождения турецкого менталитета и мировоззрения от «идеологических оков оккупационной России». Данный идеологический тезис закреплен в Конституционном акте «О восстановлении Азербайджанской Республики», в котором Россия названа оккупантом. Сегодня в Азербайджане в почете другие ценности: ценности кочевых разбойников и убийц.
Нельзя сказать, что за годы пребывания в составе Российской Империи, а затем и Советского Союза, закавказские турки отреклись от выработанного веками образа жизни (кровавые события в Баку, Сумгаите, Мараге и так далее опровергают этот домысел), однако в еще недавнем прошлом пропаганда кочевого убийцы в Азербайджане была запрещена. Сегодня этот запрет снят и, более того, идеология Азербайджана стала строиться на ненависти ко всему, что не соответствует образу мышления турка. Вышеприведенные примеры с Р. Сафаровым, И. Гусейновым и Н. Гусейновым являются тому подтверждением. Эти примеры можно продолжить до бесконечности, включив туда и «сумгаитских героев», и первого национального героя Азербайджана Шахина Тагиева, отряд которого вырезал, расчленил и сжег 57 престарелых людей в Мараге, и другого национального героя Азербайджана – Ширина Мирзоева – лично вбивавшего гвозди в головы старушек в Фарухе и Храморте…
Убийцы в Азербайджане в почете, а те из них, кто умеет рубить головы, становятся национальными героями. Не случайно 13 декабря прошлого года в Наримановском районе Баку состоялось открытие памятника эпосу «Китаби-Деде Коркут» и нового парка имени Деде Горгуда. Покрывало с памятника сдирал президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Об этом эпосе, полное название которого звучит как «Книга моего деда Коркута на языке племени огузов» я писал не раз. Поэтому просто приведу оттуда небольшую цитату, разговор именитого турка-огуза Бай-бура-бека с заезжими купцами:
– Скажите, разве мой сын отрубил головы, пролил кровь?
– Да, он отрубил головы, пролил кровь…
– Итак, не пора ли дать этому юноше имя?
Юноша, не принявший участия в набегах на деревни оседлых народов, не грабивший чужие поселения и не убивавший людей, не мог надеяться на честь называться мужчиной и жениться, он даже не имел имени. Честь, слава и, добавлю, доходы, доставались тому, кто убивал и грабил. И в эпосе «Китаби-Деде Коркут» каждый может найти уйму примеров этому.
Поэтому не стоит удивляться тому, что в современном Азербайджане, живущем по канонам кочевого турка, воспитываются убийцы и героизируются те, кто умеет рубить головы. Как не стоит удивляться тому, что закавказские турки стремятся заслужить имя. В самом прямом значении этого выражения.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН