Невозможно сражаться с ножом в спине!

Говоря о лезгинах мы, желая им скорейшего вызволения из тюркского ярма, подчас противопоставляем решительность армян их пассивности. Нас отличает сочувствие к жертвам угнетения, в которых мы видим друзей, и неудивительно, что мы желаем им всего лучшего и сразу. Отдавая должное благородству наших побуждений, надо всё же признать, что это противопоставление отдаёт верхоглядством.

Поставим лошадь перед телегой, обратившись к здравому смыслу. Успех движения за Миацум был обусловлен (и предрешен) не только мужеством и решительностью Арцаха, но и его поддержкой в Армении и в армянском мире. То, что происходит в Дербенте, который закавказские турки объявили своим городом, означает, что Баку извлёк урок из поражения в Арцахе и всячески стремится нейтрализовать движение лезгин, поставив под свой контроль руководителей Дагестана в центре и на местах, лишив лезгин этнического тыла. Драматизм положения можно представить, если вспомнить, что Ереван поддерживал Арцах, а Махачкала – контакты с Баку. Поддержка поддержке рознь! Из сказанного следует банально простой вывод.

Начинать надо с начала, а не с конца! Несправедливо обвинять в нерешительности лезгин, лишённых всякой опоры в автономии, в которой они провозглашены одним из государствообразующих этносов, но не могут заявить о попираемых Баку своих правах, потому что этому препятствует Махачкала. Нет смысла говорить о свободе Южного Лезгистана, пока лезгины, рука об руку с другими наследниками древней Албании, не наведут порядок в самом Дагестане.

Никто не призывает лезгин совершать подвиги, закрывая своими телами амбразуры азербайджанских дотов; речь идёт лишь о чистке авгиевых конюшен дагестанской автономии. Это – вполне выполнимая и более чем актуальная задача, учитывая, что террору в Дагестане не положен конец, а цена гражданской войны непозволительно высока даже для гораздо более многочисленных народов, чем лезгины. Кто больше всего страдает от террора в Дагестане, что подпитывает его и, что важнее всего, кто больше всего от него выигрывает?

Ответ на первый вопрос лежит на поверхности – от террора больше всего страдают лезгины, оказавшиеся на мушке Баку, вынашивающего планы аннексии «древнего азербайджанского города» Дербента.

Старый друг стоит двух новых. Этно-конфессиональный конфликт с Россией не сулит лезгинам ничего, кроме разрушения их очагов и гибели молодых людей, столь необходимых своему народу. Немногочисленный народ должен беречь, а не губить свой генофонд в проповедуемом некоторыми провокаторами абсурдном противостоянии с Россией, народ которой никогда не испытывал вражды к дагестанцам (её ростки пробиваются лишь сейчас, благодаря неусыпным стараниям Азербайджана).

Ответ на второй вопрос сложнее, поскольку он предполагает поиск путей решения социально-экономических проблем, терзающих Дагестан. Это требует совместных усилий хозяйственников, политических деятелей, духовных вождей, пользующихся авторитетом в народе, и коллективной воли лезгин, желающих хорошего будущего для себя и своих детей. Никто не говорит, что это легко, но проблемы надо решать, а не избегать их решения ссылками на объективные трудности.

Крупной проблемой стала упрощенческая трактовка ислама, взятая на вооружение частью лезгинской молодёжи, не нашедшей себе места в обществе. Ислам – мощное орудие противодействия бацилле глобалистской уравниловки. Он способен помочь многим древним народам, в том числе лезгинам, отстоять своё право быть самими собой, но то, что происходит в Дагестане, есть подмена одного наднационального и глобалистского проекта другим. Молодые люди гибнут на войне не за свои идеалы, а за более чем сомнительное право навязывать ислам, о котором многие из них не имеют представления, другим. Быть мусульманином вовсе не означает навязывать его террором и ненавидеть тех, кто не испытывает к нему ненависти (эта азбучная истина применима не только к мусульманам). Не случайно одним из крупнейших спонсоров проповедования экстремистского видения ислама в Дагестане является владелец сети книжных магазинов «Сунна», шейх уль-ислам Азербайджана Аллах Шукюр Паша-заде.

В 1916 году Верховный Совет улемов Мекки и Медины издал фетву, предписывавшую мусульманам-арабам спасать переживших Геноцид армян. Сегодняшним исламистам этот акт рыцарского благородства может показаться странным, но наше уважение к исламу определяет братское отношение к нам арабов в самый трудный для нас момент. Прекрасный пример уважительного отношения к неисламским религиям подаёт Иран, который не назовёшь страной, не уважающей ислам. Примером дружеского сосуществования ислама и христианства были и отношения между христианами армянами и исповедующими ислам автохтонными народами всего Кавказа. Навязывание своей веры иноверцам не имеет ничего общего с идеей смирения, лежащей в основе этой великой религии. Надо искать не поводы для конфронтации, а точки соприкосновения!

Становится ясно, кто именно выигрывает от эскалации хаоса на Северном Кавказе. Это Азербайджан, с 20-х годов прошлого века стремившийся очистить Дагестан от присутствия его коренного населения, о чём в своих статьях писал Игорь Вартанов. Эскалация террора уже привела к заметному оттоку русских из Ставрополья и ряда северо-кавказских автономий, а ответные действия федеральных войск приводят к значительным потерям местной молодёжи, одурманенной пропагандой бородатых бандитов, обещающих своим неискушённым последователям райские кущи.

Убивать (или хотя бы изгонять) русских руками дагестанцев, и убивать дагестанцев руками российских солдат! Что остаётся по завершении этой кровавой вакханалии? Выжженное поле, которое можно взять голыми руками! Именно такова логика турок – будь то анатолийских или закавказских. Воевать сами они не хотят.

Даже добровольная ассимиляция с кочевым отребьем закавказских турок (так называемыми «азербайджанцами») не решит проблем лезгин. Азербайджан – не Америка, щедро вознаграждающая желание эмигрантов стать американцами. Бакинский султанат не балует никого из тех, кого не считает своими. Ассимиляция не избавит лезгинское население Азербайджана от отведённой ему функции пушечного мяса. Надежды на то, что Баку оценит готовность лезгин удобрить убогий генофонд закавказских турок за счёт притока горячей крови своих сынов и дочерей, эфемерны. А новая агрессия Азербайджана против Арцаха приведет к тому, что азербайджанских лезгин (аварцев, талышей, татов и т. д.) будут убивать армяне, а российских – русские. План Баку прост, как всё гениальное! Устраивает ли лезгин такая перспектива?

Выбор, стоящий перед лезгинским народом, непрост. Он выходит за рамки выбора между свободой и рабством (такая романтизация отдаёт упрощенчеством и неверно представляет ситуацию). Лезгинам надо выбирать между жизнью и смертью!

Бороться за свои права в Азербайджане необходимо, но нельзя сделать второй шаг, не сделав первого. Невозможно сражаться с ножом в спине! Следует избавиться от бородатых короткоштанников, хотя бы путем массового бойкота, и оттеснить от национальной жизни продавшихся Азербайджану псевдопатриотов и саботажников. Это – самый первый шаг, за которым последуют другие, а всякое кругосветное путешествие начинается, как известно, с первого шага.

Александр МИКАЭЛЯН

Также по теме