29 апреля, в выступлении на съезде правящей Партии справедливости и развития (ПСР), премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган вновь заговорил о Геноциде армян в Османской империи. Первое его выступление на эту тему было 23 апреля, накануне 99-ой годовщины общепринятой даты Дня Геноцида армян.
В заявлении от 23 апреля Реджеп Эрдоган попытался атомизировать преступление Геноцида, выхолостить общенациональную трагедию армянского народа до уровня трагедии отдельных индивидуумов. Подобная трактовка событий была воспринята армянским народом и всем цивилизованным миром как отрицание и сокрытие Геноцида армян.
В своем заявлении Эрдоган не использовал не только слова «геноцид», «резня» или другие, соответствующие им, синонимы, но и просто слово «преступление». Тем не менее, руководство ПСР поспешило дезавуировать заявление своего лидера. Так, уже 24 апреля заместитель председателя ПСР Мехмет Али Шахин заявил, что в Турции в 1915 году не было никакого Геноцида армян. Чувствуя ущербность своей позиции, он добавил, что «Есть множество фактов, подтверждающих то, что армяне в 1915 году восстали против государства и объединились с иностранными захватчиками против мирного населения». Вслед за тем Мехмет Али Шахин резюмировал: «Местное (турецкое – «Восканапат») население в 1915 году было вынуждено защищать себя от армян».
В тот же день, 24 апреля, министр Турции по делам ЕС и глава делегации на переговорах Мевлют Чавушоглу заявил, что «Турция никогда не признает «так называемого» (Кавычки от «Восканапат») Геноцида армян, так как в истории государства не было никакого геноцида против армян, которые жили на его территории».
«Коррекции» заявления премьер-министра Турции продолжились и в последующие дни, несмотря на то, что само заявление Эрдогана, как уже было сказано, явилось преднамеренным и грубым искажением истории.
Итогом протестных выступлений стало новое заявление Реджепа Эрдогана, в котором были высказаны мысли, которые иначе как циничные, невозможно охарактеризовать.
В частности, премьер-министр Турции заявил, что «Страны и народы, которые используют события 1915 года в своих интересах, должны быть готовы к встрече со своей собственной историей».
К сожалению, Эрдоган не конкретизировал адресата своих угроз, однако несложно догадаться, что речь идет о странах, признавших факт Геноцида армян в 1894 – 1923 годах. Премьер-министр также не объяснил, каким образом осуждение преступления против человечности можно «использовать в своих интересах», однако недвусмысленно дал понять, что Турция готова к скрупулезному изучению прошлого признавших Геноцид армян стран, с целью найти в их истории элементы военных преступлений.
Эрдоган также заявил, что «Анкара сделала жест доброй воли по отношению к Армении и армянам и надеется на то, что Ереван сможет это оценить».
Это – еще одна циничная ложь премьер-министра Турции.
Заявление Реджепа Эрдогана от 23 апреля не может считаться жестом доброй воли по следующим причинам.
1.Оно явилось результатом сильнейшего давления на Турцию со стороны армянских государств, армянского народа, государств, не считающих возможным способствовать сокрытию преступления Геноцида. То есть заявление Эрдогана стало вынужденным шагом, констатацией краха усилий Турции по сокрытию преступления Геноцида.
2. Заявление Эрдогана явилось не признанием факта Геноцида армян, и не извинением перед армянским народом, а попыткой сокрыть масштабы и факт самого преступления, объяснения гибели армян как следствие межнациональных столкновений.
3. Премьер-министр Турции пытался ввести в заблуждение мировое сообщество, сузив рамки страшного преступления Геноцида армян до одного 1915 года и связав его с издержками Первой мировой войны.
Между тем, Геноцид армян продолжался с 1894-го до 1923 года. Данный период истории Турции охватывает временные рамки Османской империи периода абсолютной монархии, годы власти в государстве членов партии «Единение и прогресс» – младотурок, и первые годы современной Турецкой Республики. Более того, в 1918 – 1920 годах Турецкая Республика устроила Геноцид армян в Республике Армения, и порожденной Анкарой Азербайджанской Республики. За эти годы в двух республиках было вырезано около 250 тысяч мирного армянского населения.
О каком жесте доброй воли говорит премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, отрицающий совершенный его ближайшими предками Геноцид армян?
Реджеп Эрдоган правильно замечает, что «Народы, которые стали заложниками истории, не способны строить будущее», – однако пытается спроецировать эту истину на другие народы. Между тем, именно Турция и турецкий народ, отказывающиеся покаяться в совершенных преступлениях, оказались заложниками своей преступной истории. Давление на Турцию будет усиливаться, ибо все больше людей и стран воспринимают это образование в качестве сценариста и исполнителя массового убийства людей.
Наконец, еще одна фраза Эрдогана: «Турция – большая страна, и она не боится своей истории».
Нам непонятна цель использования определения «большая», а потому это выражение невозможно понимать иначе, как напоминание об экспансии турецких племен, захвативших армянские, греческие, арабские земли и построивших там государство.
В связи с этим невозможно не указать на откровенную ложь Эрдогана, утверждающего, что «Турция не боится своей истории».
История, это именно то, чего панически боится Турция. И речь не только о Геноциде армян.
Турция – единственное государство в мире, в истории которого веками существовал налог на детей мужского пола в христианских семьях – нуфус.
Турция – единственное государство в мире, в истории которого веками практиковался «обычай» умыкания малолетних детей соседних народов для воспитания в ненависти к родному народу и формирования из них войск – янычарство.
Турция – единственное в мире государство, навязывающее своим гражданам национальность. Статья 66 Конституции Турецкой Республики: «Каждый связанный с Турецким государством через обязательства гражданства – турок».
Турки – единственный в мире народ, сознательно отказавшийся от своих предков и пребывающий в поисках «достойных» родителей.
Можно продолжить ряд присущих только Турции и туркам особенностей, однако, судя по высказываниям турецкого руководства, все перечисленное может быть воспринято ими как похвала.
Тем не менее, Турция боится правдивого освещения своей истории, и заявление Эрдогана подтверждает это. Сильный молчит о своей силе, удел слабых и трусливых – бахвальство. Заявление Эрдогана является тому подтверждением.
Аналитический центр «Восканапат»