Турецкое заявление Эрдогана

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил 23 апреля в парламенте с заявлением относительно Геноцида армян в Османской Турции. Откровенно говоря, что-то наподобие данного заявления ожидалось, как теперь можно ожидать новых «покаяний». Тем не менее, выступление Эрдогана вызвало колоссальный интерес не только в армянских государствах и самой Турции, но и среди политиков многих стран мира, ибо в последний раз заявления руководителей Турции относительно этого злодеяния были почти век назад, в 1919 году. Нашлись даже СМИ, поспешившие назвать заявление Эрдогана извинением за Геноцид.

Первую реакцию армянских экспертов и комментаторов можно охарактеризовать как «растерянное неприятие». Неприятие, понятно, зиждется на расплывчатых формулировках Эрдогана, постаравшегося уравнять все население Турции начала ХХ века в «общей боли». А растерянность исходит от прозвучавшего из уст руководителя соболезнования внукам армян «погибших во время событий начала XX века».

Выступление Эрдогана готовилось тщательно, в нем каждое предложение наполнено явным и скрытым смыслом, и нуждается в тщательном же изучении, ибо по крайней мере ближайший год турецкая политика относительно Геноцида армян будет строиться на основании тезисов этого заявления. Ясно и то, что выступление Эрдогана готовилось длительное время. На это указывает как дата его озвучивания, так и тщательно выверенная терминология, а также то, что оно было опубликовано сразу на девяти языках. Последний факт указывает еще и на то, что это заявление больше предназначено мировому сообществу, чем армянскому народу.

В этой связи невозможно не обратить внимания на стремление Эрдогана представить свое выступление как результат демократических изменений в Турции, в которой отныне «свободное высказывание своих взглядов в связи с событиями 1915 года является отражением плюралистического подхода, культуры демократии и модернизации». Это утверждение Эрдогана адресовано европейским партнерам Турции, и призвано лишить аргументов критиков политики Анкары, жестко отрицающей кровавые страницы собственной истории. Продемонстрировав «плюралистический подход и культуру демократии», Эрдоган приступает к заявлению, которому могли бы позавидовать прославленные иезуитские риторы.

Большинство тезисов выступления премьер-министра Турции носят предварительный характер, и озвучены с прицелом на ближайшее будущее. Это обстоятельство позволяет предположить, что до 24 апреля 2015 года будут и другие выступления на ту же тему: как самого Эрдогана, так и других политических деятелей Турции. Будет обязательно и жесткая критика турецких политиков, что, во-первых, должно подтвердить «плюралистический подход и культуру демократии» в Турции и, во-вторых, показать Западу, что Эрдоган является приемлемым для них демократически настроенным лидером.    

Удивительно, но почти все первые армянские комментаторы заявления Эрдогана обратили внимание на фразу «Нельзя отрицать, что последние годы существования Османской империи для миллионов ее турецких, курдских, арабских, армянских и других граждан, вне зависимости от их религиозной и этнической принадлежности, были сложным периодом, наполненным горькими событиями», но упустили ее смысловое продолжение. А оно является одним из ключевых в выступлении премьер-министра Турции: «В действительности, ни условное построение иерархии боли и горечи, ни их сравнение между собой не имеют значения для тех, кто испытывает на себе эту боль».

Данная фраза Эрдогана преследует цель атомизации преступления Геноцида, низвержения общенациональной трагедии армянского народа до уровня трагедии отдельных индивидуумов. Подобная трактовка событий является отрицанием и сокрытием Геноцида, и нам нужно учесть, что эта фраза, в той или иной редакции, еще не раз всплывет в течение ближайшего года.

«События произошедшие во время Первой мировой войны, унесшие жизни миллионов людей разных вероисповеданий и национальностей, и приведшие к таким негуманным мерам, как переселение людей, не должны стать помехой для установления симпатии между турками и армянами и взаимного проявления человечного подхода и поведения».

Еще одна фраза с далеким прицелом, высказанная в чисто турецком стиле. Геноцид армян продолжался с 1894-го по 1923-й год, и не может быть связан с Мировой войной. К сожалению, некоторые армянские исследователи уже поддались этой, не в первой раз озвучиваемой в Турции пропагандистской лжи, невольно способствуя Анкаре свести трагедию Геноцида до уровня военных преступлений.

Между тем, первые акты массового уничтожения мирного армянского населения в Новой истории начались в 1894-ом и продолжались до 1896-го года. За этот период было убито, по разным подсчетам, от 80 до 300 тысяч армян. Резня происходила в Сасуне, Ване, Стамбуле, Карине (Эрзеруме), Урфе, Трабзоне и других населенных пунктах Турции. Вслед за этим начался «вялотекущий» Геноцид, очередная катастрофическая вспышка которого произошла в 1909 году, в частности, в провинциях Адана и Алеппо. Интересующиеся этой темой могут обратиться к специальной литературе. Хронология уничтожения автохтонного армянского населения Армянского нагорья и Малой Азии убедительно подтверждает: Геноцид армян начался задолго до Мировой войны и продолжился после нее.

Эрдоган не случайно пытается связать в логическую цепочку Первую мировую войну и Геноцид армян, называемый им «негуманным переселением людей». Можно не сомневаться, эта мысль будет «развиваться» и дальше и оформится в пропагандистскую формулу, согласно которой: «переселение» было не только «негуманным», но и «плохо организованным» актом, и виной этому послужила война, во время которого государство слабо контролировало население. Таким способом Турция старается отвести обвинения в государственном характере преступления Геноцида, и «объяснить» массовые убийства людей низким уровнем культуры населения и вызванном военной ситуацией слабом контроле над турецкими и курдскими кочевниками. О том, что именно высшая государственная власть организовала «переселение» армян в безводную пустыню, в которой сотни тысяч армян погибли от голода и жажды, и что задача эта была поручена местным главам администрации – каймакамам – турецкая пропаганда, разумеется, будет молчать. Как и о сотнях тысяч армянах, убитых в своих домах.

О вновь повторенном предложении относительно создания совместной исторической комиссии «для научных исследований событий 1915 года» писать не имеет смысла, аргументированный ответ на это предложение армянской стороной давался не раз. Напомню лишь, что данное предложение преследует цель поставить под сомнение факт Геноцида армян. Подобная комиссия возможна лишь после признания Турцией преступления своих ближайших предков, и целью ее должно стать изучение причин Геноцида, способов его проведения, степени ответственности государства за его претворение и так далее.

Исключительно цинично звучит фраза о «народах Анатолии, и сегодня обладающих всеми возможностями и способностями для строительства нового будущего». Вследствие Геноцида армян в Анатолии, как в Турции называют Западную Армению, сегодня не живет его исконное автохтонное армянское население, а свое «новое будущее» нынешнее ее жители строят на костях армянского народа.

Наконец, апогей цинизма современной турецкой идеологии. «С надеждой и верой в то, что древние народы, обладающие схожими обычаями и традициями и принадлежащие к одной сложной, но уникальной географии, смогут вместе и достойным образом вспомнить о своем прошлом и о потерях, мы желаем, чтобы души армян, погибших в событиях начала 20 в., покоились с миром, а их внукам передаем свои соболезнования. Также в этой связи мы вспоминаем о всех гражданах Османской империи, какой бы этнической или религиозной принадлежности они ни были, которые погибли в тот же период в подобных условиях. Пусть покоятся с миром», – сказано в заявлении Эрдогана.

Выражение «народы, обладающие схожими обычаями и традициями и принадлежащие к одной сложной, но уникальной географии» не соответствует ни истории, ни этнографии, и призвано закрепить в сознании читателей ложную концепцию автохтонности турок на Армянском нагорье. Армяне и турки принадлежат к разным, взаимоисключающим цивилизациям, а некоторая внешняя схожесть обычаев (не традиций!) берет свое начало со времен захвата Армении турецкими племенами и подчиненного положения армянского народа.

Души армян, убитых в течение долгих лет Геноцида, не могут покоиться с миром, пока преступник не понес заслуженного наказания. В пустыня Дер Зор по сей день белеют косточки сотен тысяч убитых и не погребенных армян, и верхом цинизма со стороны потомка убийц является пожелание им покоиться с миром.

Упоминание жителей Османской Турции, «какой бы этнической или религиозной принадлежности они ни были, которые погибли в тот же период в подобных условиях» имеет целью представить миру трагедию Геноцида армян как следствие межнациональных столкновений, что совершенно не соответствует истине и является неприкрытой формой отрицания и сокрытия преступления Турции против человечества.

Выводы

Заявление премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана не имеет отношения к трагедии преступления Геноцида армян на территории Османской Турции, и было сделано с целью ослабить нарастающие обвинения со стороны международного сообщества. При этом Эрдоган намеренно не использовал не только слово «геноцид», ждать которое от него было бы бессмысленно, но даже слово «преступление».

Локализация Геноцида армян во временные рамки 1915 года неправильна с исторической точки зрения, и не отражает степени трагедии армянского народа, апогей которой пришелся на период с 1894-го по 1923-й год. 24 апреля 1915 года отражает лишь общепринятую условную дату поминовения жертв Геноцида армян, продолжавшегося с 1894-го по 1923-й год.

Геноцид армян в Османской Турции не имеет непосредственной связи с событиями Первой мировой войны. Подобная трактовка является ошибочной, и направлена на объяснение «негуманного переселения» «военной необходимостью».

В течение ближайшего года Турция возьмет на вооружение стратегию атомизации трагедии Геноцида армян и «распределения» его жертв между турками, курдами, арабами и армянами.

Современная Турция не готова признать преступление Геноцида армян, а данное заявление Эрдогана является продолжением политики отрицания и сокрытия этого великого злодеяния.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

 

Также по теме