Меня, естественно, интересует не буквальный перевод (hАй Дат – Армянский Суд, практически всегда неправильно переводимый на русский язык как «Армянский вопрос»), а смысловая нагрузка этого выражения. Для каждого армянина в отдельности, и для армянской нации в целом.
На мой взгляд, мы давно и непростительно сузили значение этого выражения, и теперь для многих оно означает признание миром Геноцида армян в Османской Турции. Мы, в полном соответствии с нашим национальным менталитетом, боремся за моральную победу, словно она способна вернуть нам благоухающие яблоневые сады Артамеда и бездонную синеву Вана, восстановить наши дома в Карине и церкви в Ани.
5 июля прошлого года экс-прокурор Армении Агван Овсепян, выступая на Втором Всеармянском форуме юристов в преддверии 100-летия общепринятой даты Геноцида армян, сделал заявление, которое должно было стать судьбоносным в нашей политике и нашем мировоззрении. «Наследники жертв Геноцида армян должны получить материальную компенсацию, Армянской церкви должны быть возвращены чудом сохранившиеся церкви и принадлежащие церкви земли, Республика Армения должна получить свои потерянные земли», – сказал тогда А. Овсепян. Это заявление было широко распространено армянскими СМИ, и даже обсуждалось дня два, а затем все вернулось на круги своя.
Сегодня мы, всем народом, вновь с замиранием сердца вслушиваемся в ежегодное обращение президента США (употребит он слово «геноцид» или нет?), радуемся решению отмечать 24 апреля в Петербурге. Мы счастливы слышать об открытии нового памятника жертвам Геноцида в очередном европейском городе, и чуть ли не празднуем признание Геноцида армян американским штатом, который не всегда способны найти на карте. Неужели это и есть hАй Дат? Да еще массовые и закрытые акции и мероприятия 24 апреля по всему миру, заупокойные мессы в армянских церквах и сочувственные интервью зарубежных политиков.
В последние годы появилось новое веяние: турецкие журналисты, вспоминающие к 24 апреля о «непропорциональной жестокости» предков, и армянские деятели, активно пропагандирующие образ «цивилизовавшегося турка». Мы с непонятным удовлетворением цитируем турецких писателей и журналистов, «осмелившихся» осудить своих предков за «депортацию» армян. Фактически hАй Дат низводится до пропаганды «досудебного» примирения между турком и армянином, палачом и жертвой.
Между тем, hАй Дат является всеобъемлющим понятием, в котором проблема Геноцида армян и полной компенсации – территориальной, финансовой, религиозной, моральной – потерь армянского народа является важной, но далеко не единственной составляющей.
hАй Дат – это моральный и поведенческий кодекс армянского народа. hАй Дат – это умение быть армянином. Не слыть, а быть. Это умение жить и мыслить по-армянски. Не обязательно на армянском языке (жизненные обстоятельства могут быть разными), но обязательно – по-армянски. Можно ли быть искренним «сторонником» признания Геноцида армян, и позволить себе опуститься до отдыха в Турции? Возможно, я кажусь старомодным ретроградом, но я не верю в искренность чувств поднимающейся – за компанию – на Цицернакаберд нарядно одетой группы молодежи, лузгающих на ходу семечки. Не верю студенту, не способного назвать имена троих (!) Героев Арцахской войны, но яростно отстаивающего в интернете армянское происхождение толмы. Не верю отцу, произносящего пышные тосты за армянский народ и всеми правдами и неправдами старающегося «отмазать» от службы в Армии своего пышущего здоровьем здоровенного отпрыска. Не верю журналисту, никогда не видевшего наших бойцов на границе, с услужливой готовностью распространяющего грязные и лживые сведения об Армянской армии, но «патриотично» требующего признания Геноцида армян.
hАй Дат – это постоянная готовность служить Родине и народу. Это не должно восприниматься как подвиг, наоборот, это должно быть нашим повседневным и даже будничным поведением. Ученик или студент, пришедшие на занятие не выучивши урок, должны знать, что тем самым они предают идеалы hАй Дата. Преподаватель или учитель, берущие мзду за положительные оценки – предатели идеалов hАй Дата. Врач, не оказавший помощь больному, строитель, ворующий цемент и ослабляющий сейсмоустойчивость строения, водитель, ставящий под угрозу жизнь пассажиров и пешехода, все это люди, предающие идеалы hАй Дата.
К сожалению, нам до этого еще подниматься и подниматься. А пока у нас возможен абсурд, когда один и тот же человек утром с пеной у рта доказывает, что мир должен признать Геноцид армян, а вечером пытается обосновать «необходимость компромисса» с Азербайджаном, выражающегося в дарении армянской земли врагу. Не понимаю и никогда не смогу понять: как можно бороться за признание Геноцида и, одновременно, соглашаться с последствиями геноцида и даже предлагать их юридическое закрепление? В каком из этих случаев человек занимается самообманом, а в каком пытается обмануть свой народ?
Данная статья ни в коем случае не может быть воспринята как призыв отказаться от борьбы за признание Геноцида армян. Но мы все должны твердо усвоить: признание Геноцида является лишь необходимым условием для борьбы за возвращение неотъемлемого права армянского народа на Армянское нагорье. Признание не является той целью, ради достижения которой можно отказаться от армянской земли. Такого не должно и не может быть в принципе.
hАй Дат – это комплексный подход ко всей Стране Армянской. Наша Родина – единое целое, и любое событие на одной ее части, независимо от того, под чьим контролем она находится, непременно скажется на всем ее пространстве. «Компромисс» в виде дарения части армянской земли Азербайджану ставит юридический крест на наши требования о возвращении всей Западной Армении. Кому, в таком случае, нужно признание? Неужели можно быть до такой степени наивным, чтобы считать, что принужденный к покаянию турок перестанет быть турком?
hАй Дат не может довольствоваться раскаянием преступника. Нам не нужны покаяния, нам не должна быть интересна гипотетическая картина турка, стоящего на коленях в Цицернакаберде. Мы не можем и не вправе довольствоваться покаянием преступника. Убийц детей не прощают! Нам нужна наша Родина!
hАй Дат – это неустанная работа, безостановочное стремление к воссоединению всех частей Страны Армянской.
hАй Дат – это право армянского земледельца натруженными руками своими обогреть Страну Армянскую.
hАй Дат – это честь быть армянином!
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН