Крымское цунами

Со временем, когда появление новых государств (будем надеяться) в мире перестанут встречать избирательно в штыки, политологи и историки подробно разберут феномен Карабахского движения и его влияние на политическое развитие по меньшей мере на постсоветском пространстве.

В рамках этого влияния, несомненно, будут рассматриваться и события на Украине. А на Украине происходит то, что и должно было произойти; то, что диктует неумолимая логика развития подобных конфликтов.

Легкость, с которой Крым вернулся в Россию, продемонстрировала, с одной стороны, тот очевидный факт, что Крым так и не стал для Киева своим, украинским, тем, за что надо воевать – до упора, до последнего солдата. С другой стороны, стало понятно, что Крымом дело не ограничится, даже если Россия и будет против – крымское цунами неминуемо захлестнет и весь русский Восток и Юг нынешней Украины.

Сразу после воссоединения Крыма могло показаться, что сопротивление материковой части пошло на убыль и, возможно, Киев сможет сохранить эти территории. Правда, для этого Киев должен был согласиться как минимум на референдум и федерализацию. Но это – проклятие империй: ни одна из них не способна отказаться добровольно от части, чтобы сохранить остальное. Вот и в Киеве решили, что смогут удержать Юг и Восток силой.

На Юге и Востоке тем временем поняли, что ни США, ни Европа за украинцев и для украинцев воевать с Россией не будут, а Киев им навстречу не пойдет ни по одному более-менее значимому вопросу. Остальное было делом времени и техники. Восток, а за ним и Юг перешли к делу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Формальным спусковым крючком, запустившим механизм отделения Крыма, было то, что по конституции Украины он являлся автономной республикой. Донецкая область обьявила себя Донецкой народной республикой, тем самым, по крайней мере, в глазах простого народа, получив формальный повод запуска всего механизма. За нею подтягиваются уже остальные восточные области, а там и Юг. Если в первые дни требования ограничивались федерализацией, то теперь уже перешли к открытому противостоянию и неприятию киевской власти в любом виде.

Крыму повезло в том, что он так и остался отрезанным ломтем для Украины; там движение с первого же дня возглавили официальные власти. Востоку для самоорганизации, для генерации лидеров понадобился месяц. Все это время Киев всеми возможными способами старался подавить назревающее восстание; все это время его действия вызывали и вызывают еще большее противодействие. По всей Донетчине власть переходит к восставшим. В полном соответствии с заветами незабвенного Ильича народ мудро занимает «вокзалы, мосты, телеграф» – здания администраций, управлений внутренних дел, прокуратуры, судов, службы безопасности. Вместо флагов Украины поднимаются свои флаги и флаги России. Уже произошли прямые боестолкновения между присланными из Центра и Запада силами и местными ополченцами, – по сути, организованными войсковыми частями, которые знают военное дело не хуже, если не лучше пришлых. К восставшим присоединяется и милиция, что естественно: милиция набирается из местных, это не армия. Восток и Юг преимущественно русские по населению, остальные русскоязычные, за исключением самих украинцев. При таком раскладе практически со стопроцентной уверенностью можно сказать, что эти области Украина уже потеряла. Сохранить часть этих территорий она сможет только если проведет референдум, по результатам которого население каждого конкретно района или города определит свой политический статус. В цивилизованном мире далее следует обмен территориями и населением, по итогам которого и устанавливается граница между государствами, являющаяся одновременно и границей между народами. Дело это долгое, хлопотное, но единственно разумное. На федерализацию Киев не пойдет – проклятие империи! – так как понимает, что следующий шагом будет референдум о выходе из состава Украины, тем более, что появится тот самый формально юридический повод. Киев угрожает карательными операциями, но они приведут лишь к пролитию еще большей крови и еще большему взаимному ожесточению и неприятию.

Судя по последним новостям, вероятность полномасштабных боевых действий достаточно велика, но независимо от их результата проиграет в первую очередь Киев. Это не контртеррористическая операция, как заявляют в Киеве – террористы такими не бывают; это и не гражданская война, которой пугает и от которой предостерегает бывший президент В. Янукович. Гражданская война – это когда «поидоша брат на брата, сын на отца и отец на сына». Это будет типичная национально-освободительная война: русские не хотят жить под властью украинцев, где им гарантирована ассимиляция, а хотят жить со своими сородичами. Желание абсолютно естественное и законное. Как говорим мы, армяне: «Козел для козла милее стада овец». Оттого, что это происходит в Европе, суть происходящего не меняется.

Но Европа, давно уже впавшая в старческий маразм и живущая под бдительным присмотром США, панически боится любых изменений, которые могут потревожить ее сонное существование. То, что русские не хотят жить в одном государстве с украинцами, ее не волнует. Ее не будет волновать, если все украинцы и русские перережут друг друга; наоборот, она этому будет только рада: нет народа – нет проблемы. Ее, а вернее, ее опекуна США, волнует то, что Россия опять прирастает: и не Сибирью, а европейской территорией.

Россия, естественно, прямо не вмешается, и войска на Восток и Юг вводить станет, только если там появятся войска НАТО: там и без нее есть кому воевать и чем воевать. Состояние украинской армии плачевное. Когда Киев гнал закавказским (азербайджанским) туркам всякое разное оружие, незалежников интересовали только деньги. «Буки», снятые с боевого дежурства и вместе с расчетами отправленные воевать на стороне грузин против осетин, тоже оплачивались зеленой валютой, однако созданная после грузино-осетинской войны временная депутатская комиссия Верховной Рады обнаружила, что львиная часть денег до государственной казны не дошла. Примечательно, но депутатов больше озаботил не сам факт продажи Грузии оружия вместе с расчетами, а то, что все это выплыло наружу. В Турции украинские БТР-ы приспособили под нужды туристов-экстремалов – они на них по бездорожью и горам ездят. Обслуживают эти машины все те же украинские компании.

Украинские власти в Киеве, все президенты и премьер-министры, только тем и занимались, что воровали. Проворовали и армию: распродали, распилили. По-настоящему воевать станут только идейные части, набранные на Западе и Центре. С трудом верится, что русский по национальности солдат, призванный из той же Донетчины, станет стрелять в своих родственников и друзей в Славянске, Краматорске или Донецке. Скорее всего, он просто дезертирует и перейдет на сторону восставших, причем, конечно же, с оружием.

Ультимативные требования сложить оружие и сдаться, которые грозно шлет Киев, Восток не пугают. Никто эти требования выполнять не собирается, а у Киева реальных сил для потопления Востока и Юга в крови нету.

Европе и США, при всем при том, война под боком не нужна. Они, может быть, и смотрели бы на нее более философски: пусть дикари русские и украинцы режут друг друга, но через Украину проходят газопроводы в Европу, а идет по ним газ российский. Европа на все согласится, лишь бы не допустить холодомора, не поднять цену на газ – иначе тот народ, который в Европе еще бодрствует, тАк выйдет на улицы, что никому мало не покажется.

Поэтому на самом деле повторится известный и уже опробированный в Арцахе сценарий развития событий, когда все будут угрожать друг другу, вводить санкции и искать пути их обхода, Восток и Юг станут независимыми де-факто, войдут, опять же, де-факто, в состав России, де-юре оставаясь в составе Украины, которая не будет властна над ними. Создадут кучу согласительных и уговаривающих комиссий, в Украину и Россию станут наезжать дипломаты, которым положат высокие зарплаты, должности и регалии, м.б., со временем следующий президент США, руководитель Востока и Юга, президент Украины вскладчину получат Нобелевскую премию мира. Их много раздали за последние двадцать-тридцать лет; беда в том, что мира от этого нигде не прибавилось.

P.S. Есть еще один вариант развития событий. Европа и США элементарно купят русских Украины – накачают Украину деньгами так, что даже после воровства оставшаяся часть дойдет до народа, насытит его и обратит взоры его на Запад. Однако, учитывая состояние экономики Европы и всего мира, печальный опыт Греции, et cetera –вариант этот даже не из области фантастики, а фэнтези.

Раздан МАДОЯН

Также по теме