Фахраддин Абосзода: Наша цель – независимый Талышистан

«Сегодня мир стал совсем другим. Он изменяется ускоренными темпами. Сегодняшний мир мне больше напоминает бушующий океан, который старается очистить себя от грязи и нечисти. Эпоха диктаторов и тиранов уходит в прошлое, наступает эпоха свободных и независимых народов. Я от всей души верю, что очень скоро и наш талышский народ будет в числе этих независимых и свободных народов…»
Фахраддин Абосзода

Фахраддин АБОСЗОДА – учёный, политолог и общественный деятель талышского происхождения; председатель Милли Меджлиса самопровозглашённой Талыш-Муганской Автономной Республики (1993). Считается вторым лицом в Талышском национальном движении после (находящегося в эмиграции) экс-главы Талыш-Муганской автономии Аликрама Гумматова.

В эксклюзивном интервью Nog Uasamonga.ru г-н Абосзода рассказал о том, что талыши ждут усиления России в Закавказье, однако, в своей борьбе рассчитывают в первую очередь на себя, и выразил сожаление о том, что осетины, получив долгожданную независимость, забыли о своих ираноязычных братьях – талышах.

«Движение за возрождение Талыша» своей главной и единственной целью провозгласило установление статуса автономии Талыша в составе Азербайджана. На каком уровне находится процесс реализации этой задачи?

Позвольте Вас слегка поправить. Дело в том, что «главной и единственной целью» Движения за возрождение Талыша (ДВТ) давно уже не является «установление статуса автономии Талыша в составе Азербайджана». Да, были времена, когда мы ставили перед собой такую цель. Но, сами понимаете, тут вопрос в стратегии и тактике, на формирование которых воздействуют различного рода объективные и субъективные факторы. После того, как мы ставили такую цель перед собой, в мире и нашем регионе произошло много значимых событий, которые кардинально изменили региональную геополитику в пользу коренных народов региона, и наши взгляды на это, что немаловажно, исходя из чего, мы заново пересмотрели свое отношение к своей главной цели. После августовского «принуждения Грузии к миру», – с одной стороны, и известные «Цюрихские протоколы» между Турцией и Арменией, мы поставили перед собой цель провозглашения независимого Талышистана. Кроме всего прочего, при этом мы исходим от общего состояния нашего движения, степени готовности основной массы нашего народа встать на зашиту своей независимости. Мы уверены в том, что только независимое талышское государство может стать реальной гарантией выживания и дальнейшего возрождения нашего народа.

Что касается второй части Вашего вопроса, должен сказать, на сегодня мы довольны общим ростом самосознания нашего народа, передовая часть которого, под прямым воздействием последних событий, активно занимается консолидацией всех талышей вокруг данной цели. Многое в этом зависит от общего хода изменений в мире и регионе. Сегодня мало кто сомневается в том, что украинские события не останутся локальным актом «одного акта». Есть все основания полагать, что они положили начало коренного переформатирования политического поля во всем постсоветском пространстве, и в первую очередь на Закавказье.

Какие преграды и кто ставит перед деятельностью Талышского движения? Кто помогает в реализации поставленных задач?

Такие же, какие обычно стоят перед национально-освободительным движением любого другого народа. Одним словом, никто никогда не дарит свободу другому народу, находящемуся под его гнетом. Свобода возможна только путем ведения перманентной борьбы за свои права, чем мы и занимаемся.

В этом деле мы имеем немало союзников в регионе, так и в мире. Главные наши союзники – это другие коренные народы Закавказья, некоторые из которых уже достигли независимости, а другие находятся, как принято говорить в таких случаях, «на подходе».

Что знает мировое сообщество о талышах?

Сегодня мы с полной уверенностью можем констатировать, что мир, в первую очередь, те страны, которые имеют свои интересы в нашем регионе, достаточно информированы о талышах. Без всякого преувеличения могу утверждать, что «Талышский вопрос» сегодня стоит на повестке дня таких государств, как США и некоторых других стран Запада. Недавнее обсуждение талышского вопроса в Европарламенте – этому свидетельство.

На каких позициях сейчас стоит Иран по отношению к Азербайджану?

Учитывая непростые отношения внутри Ирана и вокруг него, руководство этой страны вынуждено вести очень осторожную политику в отношении своих ближайших соседей. Но, несмотря на такую четко выверенную политику Ирана, соседняя с ним Азербайджанская Республика, которая образовалась как самостоятельное государство на исторических иранских землях, со дня провозглашения своей независимости в 1991 году, стала настоящей головной болью для Ирана. В Баку на официальном уровне заявляют, что Иран для Азербайджана – «враг № 1».

Известно, что руководство АР активно замышляет планы по расчленению Ирана, и за счет северо-западных областей Ирана, где проживает некоторое количество так называемых «азербайджанцев» (сами они себя называют «азерами», т.е. «отуреченными иранцами». Согласно иранским источникам, их – около 8 млн. чел., а в Баку называют цифру в 35 млн. чел.), намерены создать «Большой Азербайджан». Президент АР Ильхам Алиев с недавних пор провозгласил себя «президентом 50 млн. азербайджанцев мира», что является прямым доказательством наличия у него территориальных претензий, в том числе, и к Ирану.

Должен отметить, что за все годы независимости Азербайджанской Республики иранское руководство так и не смогло разработать четкую и ясную концепцию в отношение своего северного соседа. За все это время отношения между этими двумя странами подверглись многочисленным кардинальным изменениям, и отличались исключительной хаотичностью. Одним словом, Иран не знает, что делать с АР, как строить свою политику в отношение этому государственному образованию. Создается устойчивое представление, что в этом спарринг-партнерстве Иран является ведомым, а не ведущим, как это в принципе должно было быть. Вот, например, последний визит И. Алиева в Тегеран, и его встречи с руководством этой страны. Инициатором этого визита был И. Алиев. Хотя отсутствует подробная информация о содержании переговоров на высшем уровне в Тегеране, но мы уверены в том, что никаких кардинальных изменений в отношениях двух стран, особенно, в отношении Азербайджана к Ирану, после него ожидать не стоит. Потому что за красивыми словами И. Алиева всегда стоят его же коварные планы относительно Ирана. Понимают это в Иране или нет, не находится в нашей компетенции.

Что сейчас происходит с коренными народами Азербайджана? Какова внутренняя политика в отношении них?

Коренные народы постепенно, но стремительно подвергаются языково-этнической ассимиляции, точнее – этноциду. Власти АР их просто уничтожают. Некоторые из этих народов, например, талыши, лезгины и аварцы ведут активную борьбу за восстановление своих прав в своей Родине. С недавних пор к этой борьбе примкнулись и закавказские парсы (таты).

Должен признать, что наша борьба не остается незамеченной в самом Азербайджане, как это было еще несколько лет назад. Власти начинают соображать, чем эта борьба может обернуться для них самих, и для государства в целом. Поэтому наряду с открытыми репрессиями, которые постоянно подвергаются талышские и прочие активисты, руководство страны в последнее время идет на некоторые компромиссы в плане удовлетворения прав коренных нетюркских народов. Например, после 8-летнего перерыва, недавно снова восстановлен пост Советника президента по национальным вопросам, кто обещает представителям наших народов открыть ТВ и радио передачи на местных языках в местах компактного проживания того или иного коренного народа. Хотя мы ничего реального не ожидаем от восстановления поста Советника, но все же было бы наивно полагать, что власти добровольно пошли на такой шаг.

Важным направлением внутренней политики государства в отношении коренных народов было и остается широкое использование «агентов влияния» из самих талышей, которые на фоне последних событий особо активизировались, и перешли в атаку против деятелей Талышского национального движения. Главной их целью является доказать всем талышам необходимость сохранения единства АР, где в будущем якобы всем станет «хорошо». Разумеется, на сегодня эти жалкие «псы» никак не смогут конкурировать с нашим движением, которое с каждым днем укрепляет свои ряды.

Чего ждут талыши от России?

Талыши ждут и надеются, что Россия еще больше укрепится и в соответствии с этим, укрепит свои позиции на международной арене. Сильная и влиятельная Россия, причем, дружная со всеми своими соседними народами, может стать гарантом стабильности и процветания в регионе. Мы не надеемся и ничего не ожидаем ни от одного иностранного государства, в том числе и от России. Наша свобода – наше дело! И мы добьемся независимости для своего народа!

Разумеется, этим я не хочу сказать, что нам вообще безразлична Россия. Сегодня российское руководство занимается исправлением ошибок советских руководителей. Мы уверены, что оно и дальше будет заниматься исправлением этих ошибок, относящихся к более ранним периодам существования СССР, когда в том числе в отношении нашего народа были приняты ими, мягко говоря, не очень гуманные решения. У нас есть уверенность в том, что у нынешнего руководства России есть четкое понимание своей ответственности перед этими народами, которые с известного периода связали свои судьбы с Россией, а в дальнейшем либо были разделены, либо были переданы другим народам на «съедение».

Но при всем этом, события в Крыму со всей ясностью показали, что Россия приходит на помощь своим бывшим народам только тогда, когда они сами бывают готовыми к своей независимости. Поэтому мы занимаемся подготовкой своего народа к этому историческому моменту. А так, у нашего народа есть поучительная поговорка: еслт кто надеется на соседа, то он обычно остается без ужина!

Есть ли единство среди талышей в понимании глобальных задач, стоящих перед этим этносом?

Простите, но вопрос – риторический. Единство народа проявляется в судьбоносные для него моменты. Наступит время, когда мир узнает, насколько талыши готовы стать независимыми.

Как настроена молодежь к ситуации вокруг вопроса Нагорного Карабаха? Готовы ли национальные меньшинства к новой войне за территориальную целостность?

По-разному. Но в основной своей массе ни коренные народы, ни тем более наша молодежь не намерена воевать за чужие интересы в Карабахе. Что касается «войны за территориальную целостность», наша цель добиться независимости Талышистана сама по себе говорит о том, что для нас главным в этом вопросе является международный принцип самоопределение народов. Принцип «территориальной целостности» искусственно придуман некоторыми западными идеологами в интересах некоторых государств, и уже доказано, что он, благодаря действиям тех же западных государств в различных регионах мира, не прошел испытания временем. Сегодня на мировую арену, на политическую сцены вышли народы, и их требования могут быть выполнены только путем самоопределения. Это – не только в интересах народов, но и в интересах обеспечения стабильности в мире на многие годы вперед.

Какое отношение у азербайджанской элиты и у народа ко всему, что произошло в Крыме и к тем острым политическим проблемам, которые возникли из-за возвращения Крыма в лоно российского государства?

Я сам много писал на тему отношения азербайджанцев к событиям на Украине, в том числе в Крыму. Вкратце могу сказать так: власти Азербайджана, действия которых полностью были поддержаны всем политиками страны, вместо того, чтобы поддержать Россию в Крымском вопросе, и заявить о своих таких же правах на Карабах, пошли другим путем. Они выступили против России. Этим они сами еще раз доказали всему миру, что не имеют никаких исторических прав на Карабах!

Что вы знаете о Южной Осетии? Как вы оцениваете ее признание Россией? Осетины тоже являются разделенным народом. Сейчас в обществе активно говорят о том, чтобы народ воссоединился в составе России…

О Южной Осетии я знаю очень много и в деталях. Осетины и талыши – два родственных ираноязычных народа, которых связывает очень много. Мы одними из первых поздравили наших югоосетинских братьев и сестер с их исторической победой! Мы уверены в том, что осетины примут правильное решение по поводу будущего своего народа. Им самим решать, быть в двух государствах, или же объединиться.

Но у меня есть некоторое недовольство нашими осетинскими братьями. Ни для кого не секрет, что осетинам здорово помогли, Россия помогала им стать независимыми и признала их независимость. Можно было ожидать, что южные осетины также станут поддерживать борьбу соседних коренных народов Закавказья за независимость. Мы неоднократно выступали с предложением создать Координационный Совет коренных народов Закавказья, Координационный Совет ираноязычных народов Закавказья, но, увы, осетины никак не ответили на наши предложения. Видимо, они думают, сделали свое дело, и все! Но так не бывает, друзья мои! Вам помогали в трудный момент, и вы должны помочь своим братьям!

В ответ на это с чем сталкиваемся мы? У меня были несколько контактов с московскими осетинами, в том числе и с официальными представителями Южной Осетии в Москве. Должен признать, впечатления у меня после этих встреч – довольно грустные. Подавляющее большинство из них интересует только то, как им занять какие-то руководящие посты в правительстве Южной Осетии. Судьба простого народа их не очень волнует. Я думаю, то, что до сих пор разрушенная инфраструктура в Южной Осетии не восстановлена, во многом связано именно с таким отношением осетинского политического класса к судьбе народа и государства.

Но, несмотря на все это, я желаю нашим братьям-осетинам дальнейших успехов на пути укрепления своей независимости!

Элина МАРЗОЕВА

Также по теме