Почему нарастает напряженность на границе Азербайджана c Республикой Армения

«Армения намерено меняет географию очага напряжения». Вот так, с одним «н» охарактеризовал сайту Минвал напряженность на границе Азербайджана с Республикой Армения азербайджанский политолог, руководитель Центра «Восток-Запад» Арастун Оруджлу. Смысл этого «намереного» искажения географии конфликта заключается, согласно умозаключению Арастуна, в том, чтобы в случае войны Армения могла воспользоваться помощью ОДКБ.

Вообще, понять изречения Оруджлу достаточно сложно, иногда даже невозможно. Вот, например, первое предложение его интервью: «Тенденция роста напряжения на линии соприкосновения войск вовсе не позитивная, потому что не трудно представить, чем война чревата в каких-то локальных границах».Возможно, что подобные фразы азербайджанских политологов прибавляют им уважения в обществе закавказских турок (примитивные общества всегда выделялись особым пиететом по отношению к душевнобольным), но, право слово, неплохо было бы перевести их на человеческий язык: для читателей за пределами Азербайджана.

Тем не менее, смысл сказанного Оруджлу в интервью понять можно, тем более, что он, в меру своих возможностей, постарался выстроить свои соображения в логическую цепочку. Попробуем разобраться и резюмировать коряво изложенные соображения Арастуна.

«С ростом напряженности на границе Азербайджана с армянскими государствами все громче слышны подстрекательские призывы, подталкивающие Азербайджан к возобновлению агрессии. Одновременно российские эксперты «в унисон» заверяют Азербайджан, что в случае возобновления агрессии Россия не будет открыто вмешиваться и поддерживать Армению и даже «чуть ли не готова» встать на сторону Баку. Рассчитывать Азербайджану не на кого. Ни на Турцию, утопающую в множестве своих внутренних проблем, ни на Пакистан, да еще неизвестно, как поведет себя Грузия».

Итак, Турция вынуждена решать множество внутренних проблем и ей не до Азербайджана. К проблемам Турции прибавляется и то, считает Оруджлу, что Турция является членом НАТО и не самостоятельна в своих решениях. Словом, вычеркнем Турцию из числа потенциальных военных союзников Азербайджана и оглянемся по сторонам. Выясняется, что сегодня Азербайджан не может рассчитывать и на Пакистан, оказавший в 1992 – 1994 годах Азербайджану огромную людскую и материальную помощь. К сожалению, Оруджлу не соизволил объяснить причину вычеркивания Пакистана из списка военных союзников Азербайджана.

Не верит Оруджлу и Грузии, с которой во времена правления Саакашвили у Азербайджана были «тесные отношения». А сегодня в Азербайджане «даже стали свидетелем, что российская военная техника провозится через территорию Грузии». И на Иран надеяться не имеет смысла, так как эта страна способна «только укрепить свои границы вдоль линии фронта в случае войны». Остается Израиль, с которым Оруджлу предлагает наращивать военное сотрудничество, но понимать, что ЦАХАЛ воевать за Азербайджан не будет.

Словом, куда ни кинь, везде не слава Аллаху, и Азербайджан стал подобен покинувшему стены приютского дома сироте.

И в это самое время коварные российские эксперты подстрекают сиротливо ежащийся Азербайджан к военной агрессии, а сама Москва ускоренными темпами наращивает оружие и военное присутствие в Армении, да еще сотрудничает с Ереваном в рамках ОДКБ. То есть сироту провоцируют на преступление, после которого его должны заковать в кандалы и отправить в места, не столь отдаленные. Например, в заалтайские степи. А Оруджлу разгадал эти коварные игры. Он понял, что если Азербайджан решится на агрессию против Республики Арцах, то «Армения, безусловно, автоматически расширит линию фронта, постарается перенести географию боевых действий». А это станет основанием для России вмешаться в войну на стороне Армении, согласно договору, подписанному в августе 2010 года. Причем, российские войска будут и в составе ОДКБ, также обязанного начать военные действия против Азербайджана.

«Если обратим внимание, – размышляет Оруджлу, – то заметим, что очагом последних напряжений, в основном, является Товузское (арм. Тавуш) направление, то есть инциденты происходят непосредственно на армяно-азербайджанской границе. Армения будет заинтересована в том, чтобы иметь мотивацию потребовать поддержку у ОДКБ, России. Разве существуют гарантии, что этого не произойдет?» Поддержу азербайджанского политолога: таких гарантий действительно нет.

Однако проблема заключается в том, что именно Азербайджан, ни во что не ставящий собственные жертвы, устраивает кровавые провокации на границе с Арменией. При этом Баку не хуже Оруджлу понимает, что возобновление агрессии гарантированно закончится полным уничтожением и расчленением Азербайджана на национальные составляющие. С помощью России и ОДКБ или без оной. Так зачем это нужно Алиеву?

Война – плохо, или вовсе неконтролируемое явление. Начать ее значительно легче, чем остановить. И Ильхам Алиев, скорее всего, понимает это, как понимает и неотвратимые последствия новой агрессии возглавляемого им образования против Арцаха. Именно поэтому кровавые провокации Азербайджана на границах с армянскими государствами проводятся с применением исключительно стрелкового оружия. Это – навязчивое напоминание миру о возможной войне. А пока, мол, это не война, а нарастающие по степени ожесточенности и участившиеся пограничные инциденты. Которые могут перерасти в полноценную войну.

Важно понять, почему Азербайджан (именно Азербайджан!) переместил «ограниченные боевые действия» с границы с Республикой Арцах к границам с Республикой Армения? Особенно отчетливо это проявляется в те дни, когда внимание мировой прессы по тем или иным причинам сосредоточено на нашем регионе. Дело в том, что Азербайджан, не имеющий возможности решить проблему оккупации Республики Арцах посредством войны, пытается создать себе правовые позиции, способные обеспечить ему помощь международных организаций.

В самом деле, начиная с 90-х годов прошлого века, в мире было образовано немалое количество новых государств. Часть из них отразила агрессию бывшей метрополии и защитила свою независимость с помощью оружия, а другие достигли независимости (или находятся на пути к ней) путем цивилизованного развода. Отмечу, что в абсолютном большинстве случаев, за исключением Косова и Метохии, выбор способа достижения независимости зависит от бывшей метрополии. От их согласия на цивилизованное правовое оформление актов о независимости, подкрепленных референдумом. В противном случае, как это было в Арцахе, Абхазии, Приднестровье, Южной Осетии, Эритрее, Южном Судане и так далее, война становится неизбежной.

В мире это хорошо понимают. И, естественно, стараются разрешить возникающие или потенциальные конфликты мирным путем. Так, между Великобританией и Шотландией, а также Канадой и Квебеком существует некий «джентльменский уговор», согласно которому независимость отделяющихся территорий должна быть решена на референдуме самоопределяющейся территории. Есть немалая вероятность подобного соглашения между Испанией и Каталонией.

Прецеденты мирного провозглашения новых государств пугают Баку, ибо они уже занимают прочную нишу в международном праве. С другой стороны, Азербайджан прекрасно понимает, что решение проблемы военным путем находится за пределами его возможностей. Именно это становится причиной того, что Азербайджан пытается исказить историю провозглашения Нагорно-Карабахской Республики – Республики Арцах и изменить логику переговорного процесса. «Не НКР провозгласила свою независимость, а Республика Армения совершила агрессию и оккупировала часть территории Азербайджана», – именно такое восприятие нагорно-карабахского конфликта и пытается утвердить Баку в сознании мирового сообщества и, что намного важнее, в международных организациях, посредством провокаций на границе с Республикой Армения.

Эта политика Азербайджана не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд. Она укрепляет позиции Азербайджана на международной площадке, ибо предает забвению реализованное населением Арцаха право на самоопределение и последующую за этим агрессию Азербайджана, и мы просто обязаны противопоставить ей объективные факты, а также имеющиеся в нашем распоряжении документы. Ошибочно надеяться, что в мире все знают истину. Никто ничего не знает и знать не будет, если мы не будем действовать.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Также по теме