Если кто помнит, приход 2009-го года в Азербайджане не отмечали. Вначале понаставили елок, украсили города, а затем, буквально накануне Нового года, в течение всего одной ночи все это убрали. Не положено, ибо Новый год совпал по времени с траурным месяцем мусульманского календаря хиджры – Махаррамом.
В следующем году Махаррам начался 18 декабря, а Ашура – день, когда шиитский мир оплакивает память шахидов Кербалы, имама Хусейна и его соратников – пришелся как раз на католическое Рождество. Однако это не помешало закавказским туркам весело встретить Новый год. С Дедом Морозом, Снегурочкой и другими атрибутами христианского праздника Рождества. Объяснение, которого за год до этого жители Азербайджана не удостоились, было простым и даже внятным: в исламской религии траур не отмечается, следовательно, празднование Нового года не воспрещено.
В текущем году встреча Нового года вновь оказалась под вопросом. Дело в том, что прошедшее 31 декабря совпало по передвижному календарю хиджры с днем смерти исламского пророка Мухаммеда, а также днем убийства имама Гусейна, память о котором отмечается в день Ашура. В связи с этим, отдельные религиозные деятели оппозиционного поля Азербайджана выступили с инициативой отменить празднование встречи Нового года. И вновь прозвучал тот же ответ.
Так, азербайджанский теолог Эльшад Мири выступил с пояснениями, смысл которых был заключен в несколько фраз. «В исламе нет понятия «держать по кому-то траур». «Даже дети и внуки пророка не держали по нему траур после его смерти. Как это понятие появилось у нас, если этого не было в эпоху пророка?» А требования отменить встречу Нового года он назвал популистскими, неискренними шагами, никак не связанными с религией: «Ислам не приемлет понятия «траур». Затем Э.Мири дал более подробные разъяснения: «По канонам ислама над умершим принято проводить обряд омовения и обмывания. Покойного хоронят в саване, а затем над ним совершается погребальный намаз, после чего происходит захоронение. А мероприятия, проводящиеся после этого, то есть поминальные обряды на 3-й, 7-й и 40-ой дней после смерти, никак не связаны с религией».
Фраза «даже дети и внуки пророка не держали по нему траур» широко использовалась в конце декабря минувшего года, и надо сказать, что она отражала действительность. В самом деле, исламская религия является порождением кочевых арабов, а кочевники, как известно, уничтожали следы захоронений. В этом была своя логика, так как кочевники не сидели на одном месте, и бесхозные могилы могли подвергнуться разорению. По сей день туркмены, монголы и другие кочевые племена, в том числе те же кочевые (не оседлые!) арабы сравнивают с землей могилы близких таким образом, чтобы уже спустя пару недель их невозможно было найти. Огузы туркмены, например, если им надо покинуть место, где только что был похоронен их соплеменник, пускают скотину топтать могилу, скрывая таким образом место захоронения. Естественно, что при таком отношении к могилам о трауре не могло быть и речи. Что же касается нынешних поминальных церемоний у некоторых мусульман, то они являются поздними обрядовыми заимствованиями у христиан и иудеев.
Данный экскурс в далекую и недавнюю историю сделан с целью понять траурные мероприятия, каждый год 20 января организовываемые руководством Азербайджана. Получается интересно: дети и внуки пророка Мухаммеда, как и последующие поколения мусульман, не держали траур по нему, поскольку это противоречит канонам ислама, а по захороненным на Аллее «шахидов» убийцам, насильникам и каннибалам траур организуется на государственном уровне. То есть для Азербайджана эти убийцы и каннибалы имеют большую этическую ценность, чем пророк Мухаммед и имам Гусейн. Новый год в день смерти пророка Мухаммеда и имама Гусейна праздновать можно, а вот сыграть свадьбу или провести концерт 20 января воспринимается как преступление государственного масштаба.
Вчера, 20 января, Аллею названных шахидами погромщиков и убийц в Баку посетили все высшие руководители Азербайджана, все государственные структуры, студенты и школьники. Ровно в 12 часов пополудни был остановлен весь городской транспорт, водители, как это было предписано управлением дорожной полиции МВД Азербайджана, громко, словно пытаясь достучаться до мертвых, сигналили. Во всех городах и селах Азербайджана проводились траурные митинги. Напускная скорбь охватила Азербайджан. В республике – траур.
Сегодня в Азербайджане многие задаются вопросом: почему власть в республике относится к погромщикам и убийцам с большим уважением, чем к исламскому пророку? Ответ на этот вопрос прост: в Азербайджане уже зародилась новая религия. Пророком этой религии является нынешний президент этого образования Ильхам Алиев, а главным божеством – его отец, Гейдар Алиев.
В самом деле, сегодня не более одного процента населения Азербайджана знает, что исламский календарь хиджра берет свое начало со дня переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Ясриб (ныне – Медина). Слово «хиджра», кстати, переводится с арабского как «переселение». Между тем, день и год переселения Гейдара Алиева из Нахиджевана в Баку известен каждому азербайджанскому школьнику. Это день назван в Азербайджане Днем национального спасения. Само слово «спаситель» заключает в себе сакрально-религиозный смысл, и, по большому счету, предшествует рождению новой религии. Отменив Махаррам и предав забвению Ашуру (в регионах Азербайджана полиция избивает и даже арестовывает людей, исполняющих принятый у мусульман шиитского толка обряд Ашуры), И. Алиев ввел новые религиозно-государственные праздники, связанные с именем нового божества: День национального спасения – 15 июня, и Праздник цветов, приуроченный ко дню рождения Гейдара Алиева. Это вовсе не секуляризация, не отделение религии от государства, как можно было бы подумать, это самая настоящая новая религия.
Как и любому верованию, новой религии нужны свои страстотерпцы и мученики. Вот этими самыми мучениками и объявлены захороненные в Аллее «шахидов» грязные убийцы. И именно им приказано поклоняться в Азербайджане.
Существует еще одна тонкость, на которую пока мало обращают внимания. Любая новая религия, как правило, старается строить свои молельные дома на месте ею же снесенных старых, имея в виду то, что люди по старой привычке приходят к святым местам. Турки, кстати, даже в этом не утруждают себя, они просто «переименовывают» чужие храмы в мечети. Исходя из этого, проверенного временем, принципа, сегодня в Азербайджане идут на прямое пренебрежение догматами ислама, запрещающими изображения людей. Более того, мечети в Азербайджане сегодня украшаются фотографиями, портретами и даже статуями Гейдара Алиева. А в конце декабря минувшего года в бакинском поселке Мардакян была вновь открыта Джума мечеть, получившая после реставрации имя Гейдар. Интересно, что, опять-таки, вопреки всем канонам ислама, мечеть открывала дочь Ильхама и внучка Гейдара Алиевых – Лейла.
Во всем этом не было бы ничего странного – новые религии не являются столь уж редким явлением – если бы не одно «но»: религия гейдаризма является, пожалуй, единственной, в которой роль мучеников и страстотерпцев отведена убийцам и насильникам. Но это уже – мизантропические особенности мировоззрения Гейдара Алиева и его пророка – Ильхама.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН