В прошлой статье писалось о реваншизме закавказских турок, и было бы неправильно умолчать о поствоенных реваншистских настроениях среди армянского народа. Это тем более важно сделать, что феномен реваншизма существует и в армянском народе, который принято считать победителем в Арцахской войне.
Армянский реваншизм главным образом зиждется на осознании потери части Арцаха (Шаумянский район, некоторые равнинные места Мартунинского и Мардакертского районов), и исторической провинции Утик. Земли эти армянская генетическая память воспринимает в качестве своей Родины, они испокон веков и до 1988 года были населены армянами, там расположены многие прославленные армянские деревни: Заглик, Бананц, Геташен, Восканапат, Мирзик, Джагир и многие десятки других. Там же привольно раскинулось и деревня Чардахлу – подарившая армянскому народу и миру маршалов О.Баграмяна и А. Бабаджаняна. С этой точки зрения совсем немаловажным представляется тот факт, что сегодня в Армении проживает примерно 400 тысяч выходцев из Утика.
Реваншизм армян подпитывается и сознанием того факта, что подразделения Армии обороны Республики Арцах в свое время приостановили наступление в направлении Утика и его центра – Гандзака (Гянджи). Обывательское мнение вправе не терпеть возражений: азербайджанская аскерня бежала в страшной панике и сдавала позиции практически без боя, а мы не воспользовались благоприятной ситуацией, чтобы освободить исконно армянские земли. Что же, спорить с этим мнением не имеет смысла, да и задача у меня другая.
Однако неоспоримым остается факт: армяне в глубине души убеждены, что их вынудили отступать от Баку до заснеженных гор Арцаха и только там удалось закрепиться. Замечу, кстати, для заинтересованных лиц, что усилиями двух подвижниц от науки – С. Мирзоян и А. Газиян – в Историческом архиве Еревана выявлены и классифицированы несколько тысяч документов 1918-20 гг. по деятельности Армянского Национального Совета в Баку. Документы эти неопровержимо доказывают, что носителями государственности в Азербайджанской Демократической республике (АДР) были как закавказские турки, так и армяне. Это значит, что именно два этих народа являются как полно-, так и равноправными юридическими наследниками этой республики.
С другой стороны, если забыть о коротком и бесславном существовании АДР, то истинными хозяевами территории этого образования являются ее автохтонные народы, в числе которых без всяких оговорок следует считать армян, талышей, лезгин (в том числе все те народы, которые ныне почему-то называются лезгиноязычными), аварцев и, с определенными оговорками, татов. Армяне в числе законных наследников и хозяев этой территории являются в любом случае, и при любой методике определения.
Еще один повод для реваншистских настроений армянского народа – резня беззащитного армянского населения в Сумгаите, Баку, а также практически во всех населенных пунктах Азербайджанской ССР. Историческая память армян логически связывает эту трагедию как с резней армян в этом образовании в 1918 году, когда было убито до 250 тысяч армян, так и с Геноцидом армян в Османской империи 1894 – 1923 годов. Сравнение, безусловно, уместное. Разница в количестве жертв, пусть даже колоссальная – за 40 лет Геноцида в Турции были умерщвлены свыше двух миллионов армян – не может быть принята во внимание, поскольку и в Османской Турции и в Азербайджанской Республике:
а) резня проводилась согласно государственному плану, силами регулярных и иррегулярных государственных вооруженных отрядов и подразделений;
б) людей вырезали по национальному признаку, только потому, что они родились армянами.
Армянский реваншизм также не смог избежать экономической подпитки. Распад СССР, приведший к разрыву налаженных экономических связей, смена социального и экономического строя, катастрофичное землетрясение, коррупция, прием огромного количества беженцев, блокада и боевые действия на границе с Азербайджаном естественным образом привели к резкому падению благосостояния населения армянских государств. Каждой из этих катастроф в отдельности было бы достаточно для подрыва экономики практически любого государства в мире, однако усилиями некоторых нечистоплотных политиков все трудности нашей страны объяснялись и оправдывались Национально-освободительной борьбой армянского народа.
Среди населения Республики Арцах чувство реваншизма выражено значительно слабее, чем в Республике Армения и зачастую просто не замечается. Люди в Арцахе живут более спокойно, справедливо полагая, что на этот исторический момент они свою задачу выполнили: достойно защитили молодую Республику от внешней военной агрессии.
Наконец, чисто личностно-бытовой фактор, подпитывающий реваншизм как армянского народа, так и тюркских племен Азербайджана, в особенности тех из них, что оказались в зоне боевых действий. Во всех трех республиках огромное множество людей потеряли дома и годами нажитое имущество, не говоря уже о семьях, понесших человеческие утраты.
Значение Минской группы ОБСЕ
Удивительно, но многочисленные посредники и миротворцы, насколько известно, за все эти годы так ни разу и не удосужились разобраться в истории и взаимоотношениях конфликтующих сторон. Мало того, чуть ли все вовлеченные в «миротворческую деятельность» государства, как правило, пытались (и пытаются) решать на нашей земле свои политические и экономические проблемы. Возможно, именно по этой причине они абсолютно не желают утруждать себя изучением истории конфликта, его этапов, взаимоотношений и психологии вовлеченных в конфликт армянского народа и закавказских турок. Казалось бы, провалившиеся лихие кавалерийские наскоки на начальном этапе «миротворчества» должны были их чему-то научить. Однако «поиски взаимоприемлемого компромисса» на западный манер, без учета специфики конфликта, раз за разом продолжают порождать неприемлемые для обеих сторон предложения, а на стол ереванских, степанакертских и бакинских политиков ложатся предложения, в которых совершенно не учитываются психология двух народов.
Совет Европы, например, наряду с регулярно озвучиваемым требованием освободить политзаключенных в Азербайджане, мог бы потребовать обеспечения интеграции (а также хоть сколько-нибудь сносным жильем) десятков тысяч беженцев. Однако европейские структуры даже не попытались вникнуть в эту проблему, равно как полностью проигнорировали психологию участников конфликта. Что касается Азербайджана, то ему это не просто не нужно, но и противоречит проводимой государством политике. Причины столь странного, на первый взгляд, поведения государственных органов этого образования рассмотрены в предыдущей статье.
Отмечу также, что никто в Азербайджане так и не удосужился высказать населению истинные причины неудач аскеров на Арцахском фронте. Между тем, представляется, что закавказским туркам необходимо четко объяснить: их военные неудачи и огромное количество потерь были изначально запрограммированы, ибо
а) Закавказским туркам никогда в истории не удавалось победить армян на поле боя;
б) В отличие от закавказских турок, привыкших «воевать» набеговой тактикой, армянский народ обладает многовековым опытом защиты Родины от агрессоров.
б) Начатая Азербайджаном прямая военная агрессия против Республики Арцах изначально была обречена на поражение, с учетом целей, задач и значимости войны для противостоящих сторон.
Непонимание закавказскими турками феномена армянского народа становится поводом для активных поисков виновных и предателей в собственных рядах. Вот найдем их, мечтает обыватель, накажем как следует, заменим на честных патриотов и расправимся, наконец, с армянами. Подобная неадекватная реакция на вполне логичные последствия войны становится для азербайджанского народа сильнодействующим источником реваншизма.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН