Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, или, сокращенно, UNESCO, давно уже превратилась в структуру, обслуживающую интересы тех, кто готов за это платить.
И это при том, что основными целями, декларируемыми данной организацией, заявлены «содействие укреплению мира и безопасности за счет расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры, обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии».
Вы, возможно, будете поражены, но два геноцидальных образования, прославившиеся в истории лишь разрушениями и массовыми убийствами мирного населения («здесь турок прошел – повсюду смерть и руины» (Виктор Гюго), представляющие конгломерат кочевых племен, разбавленных кровью уничтоженных ими коренных народов региона, согласно UNESCO, обладают на двоих списком материального и нематериального наследия, уступающим по величине разве что Китаю и превышающим список культурного наследия таких стран, как Индия, Франция, Иран, Ирак, Италия, Россия и т.д. Можно ли представить что-нибудь более абсурдное?
Чиновники данной организации особо и не скрывают своих горячих симпатий к сладкой парочке культурологических стервятников, разрушителей церквей и осквернителей кладбищ. К примеру, нынешним летом посол доброй воли UNESCO и, по совместительству, глава фонда имени Гейдара Алиева Мехрибан Алиева была тепло встречена в постоянном представительстве UNESCO в Париже генеральным директором этой организации Ириной Боковой по случаю 20-летия членства Азербайджана в структурах UNESCO. Мехрибан Алиева прибыла в Париж не с пустыми руками: она привезла в подарок UNESCO каменные изваяния коня и овна, «добытые» закавказскими турками на территориях, в начале прошлого века успешно очищенных от армян.
Что еще привезла с собой в Париж супруга президента Азербайджана, рассказала присутствующим растроганная до слез щедростью каспийских гостей директор UNESCO Ирина Бокова:
«Сразу же хочу сообщить вам радостную весть. Только что мы подписали соглашение о создании траста в 5 миллионов манатов (именно манатов! – Пандухт) с целью укрепления нашего сотрудничества, повышения его уровня».
Следом за тем Бокова обрушила на посланников государства жирных мазутов тонны липкого словесного щербета:
«Мы принимаем участие в церемонии открытия этих прекрасных памятников, являющихся символом нашего сотрудничества и дружбы. Несколько недель назад я принимала участие в церемонии открытия в Азербайджане II Международного форума по межкультурному диалогу на тему «Жить вместе в условиях мира в мультикультурном мире». Все это показывает масштаб нашего сотрудничества и большое внимание, уделяемое руководством Азербайджана пропаганде идеалов ЮНЕСКО. Я прекрасно помню финансирование строительства школы для девочек в Пакистане. Были и другие инициативы. В памятниках, церемония открытия которых состоялась сегодня, я вижу отражение духа вашей страны. Они демонстрируют художественную форму, возникшую в период средних веков и передававшуюся устно из поколения в поколение. Я бы сказала, что они отражают космографию, соединяющую народы и религии, мир людей и животных, грани между жизнью и смертью. Еще раз хочу особо поблагодарить первую леди и народ Азербайджана».
И стоит ли после этого удивляться, что культурному наследию закавказских турок UNESCO приписывает не только бакинский старый город с дворцом Ширваншахов и Девичьей башней и Гобустанский заповедник, но и мугам, музыкальное искусство ашугов, праздник Новруз, искусство ковроткачества (представленное, в основном, армянскими и персидскими коврами – П.) и искусство игры на таре. То есть все то, что в регионе имело место еще в ту пору, когда турками разных мастей и поемен здесь, что называется, и «не пахло».
В списке Всемирного наследия UNESCO по соседней Турции значатся 11 объектов культурного наследия, причем 6 из них признаны шедеврами человеческого гения. Однако подавляющее большинство данных объектов к собственно туркам также не имеет никакого отношения.
Кроме того, еще 37 объектов на территории Турции находятся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия. В их числе древние гробницы и урартская крепость в городе моих предков Хлате (на турецкий манер – Ахлат) на западном берегу озера Ван, памятники Аршакавана (Баязет) и Ани, где, к слову, прибывший турист не найдет ни единого упоминания о том, кем на самом деле была сотворена вся эта красота. Как и то, кем она впоследствии была практически полностью уничтожена.
Еще восемь «турецких» объектов входят в список нематериального наследия UNESCO. Среди них все тот же Новруз, а также борьба, искусство сказителей и певцов, суфийский ритуал Сама и т.д. Да и блюдо «кашика», являющееся обычной разновидностью древнеармянского мясного блюда «ариса», в 2011 году UNESCO включило в список турецкого нематериального наследия. Абсурд, но это – та самая ариса, которую во время обороны Мусалера от предков «культурных наследников» готовили целыми котлами и раздавали защитникам армянской твердыни. Впрочем, в «турецкое кушанье» UNESCO превратило не только армянскую арису, но и, к примеру, придуманные арабами конфеты с начинкой из трав, специй и меда – «месир маджуну».
Кстати, у закавказских турок тоже подготовлен целый дополнительный список архитектурных памятников, «достойных» внесения в реестр материального наследия ЮНЕСКО под азербайджанским флагом. Среди них храм огнепоклонников Атешгях на Апшеронском полуострове, дворец шекинских ханов, сельджукский мавзолей в Нахиджеване и др.
И, раз уж речь зашла о Нахиджеване, нельзя не упомянуть о вопиюще преступном бездействии UNESCO в длившейся не один год гнусной эпопее с варварским уничтожением армянского кладбища в Джуге – крупнейшего в мире собрания средневековых армянских хачкаров.
У людоедских властей Азербайджана на все обвинения один нелепый ответ: «В Нахиджеване армяне никогда не жили, и потому здесь нет, и не может быть никаких армянских памятников». Что, тем не менее, не мешает им не допускать наблюдателей на территорию Нахиджевана.
В свое время, реагируя на происходящее на глазах у цивилизованного мира варварство, свое сочувствие Армении выразило правительство Ирана. Оно же заявило правительству Нахичеванской автономной республики протест аналогичного содержания. К данному протесту присоединились Священный Синод Греческой Православной Церкви и официальный Ватикан. А архиепископ Афинский и всея Греции Христодулос назвал данное разрушение святых мест и памятников «черной страницей в истории человечества».
Еще в 1998 году UNESCO потребовала от Азербайджана прекратить разрушение армянского средневекового кладбища в Джуге. В феврале 2006 года была принята резолюция Европарламента с осуждением уничтожения кладбища Джуги с требованием допустить на эту территорию делегацию Европарламента.
Ни делегация UNESCO, ни делегация Европарламента, ни американские послы в Азербайджане Мэтью Брайза и Ричард Морнингстар так за 15 лет и не сумели добраться до Джуги. Не иначе, ползут на животах…
Зато, по ходу 15-летнего «ползания» в Нахиджеван, чиновники UNESCO успели принять резолюцию… «об оккупированных территориях Азербайджана», которая подразумевает предоставление информации о «сохранении культурного наследия на оккупированных территориях и направление туда специальных миссий».
Кстати, вот фотография каменного изваяния овна с разрушенного армянского кладбища в Джуге. Не оттуда ли прибыл в Париж «подарок Азербайджана UNESCO»? Ворам ведь свойственно дарить в подарок то, что ими попросту украдено.
Необходимо напомнить и многочисленные обращения талышских активистов, указывающих на то, что власти Азербайджана вывозят с их кладбищ в неизвестном направлении каменные изваяния овнов. Не удивлюсь, если на фотографии подаренноого Азербайджаном UNESCO овна талыши узнают надгробие с соседнего кладбища.
А вот в Баку чиновники UNESCO выезжают по нескольку раз в год, всегда добираются туда очень оперативно, и работают там крайне плодотворно. Как правило, в пользу Азербайджана и Турции. Вот и на последнем заседании Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия UNESCO, состоявшемся в Баку, список наследия, «принадлежащего» Азербайджану и Турции, опять расширился.
Под радостные аплодисменты собравшихся традиция пить кофе по-восточному была признана «турецким культурным наследием». И это несмотря на то, что традиция употребления кофе пришла в Османскую Турцию с юга Аравии, а широкому распространению кофе Европа обязана не кому-нибудь, а армянским негоциантам.
А закавказские турки – «азербайджанцы» – в ходе данного заседания пополнили свое «богатейшее культурное наследие» известной иранской конной игрой «човган» – особой формой конного поло.
«Практика игры в човган угасает в связи с потерей к ней интереса среди молодежи, в сочетании с урбанизацией и миграцией, что приводит к нехватке игроков, тренеров и карабахских лошадей»,– говорится в сообщении, размещенном на сайте UNESCO.
Понятно, что в данном случае закавказские турки преследовали цель убить сразу двух зайцев: в очередной раз напомнить «©Весьмиру» об «армянской оккупации», в результате которой Азербайджан не досчитался 20 процентов целостности, миллиона игроков в човган, да еще и скакунов из «оккупированного» Арцаха Карабаха. А заодно вспомнить и об «иранской оккупации Южного Азербайджана».
Причем еще в ходе заседания комитета UNESCO иранская сторона устами своего информагентства «Farsnews» пыталась пресечь очередную попытку отчуждения своего культурного наследия.
«По информации ряда источников, с целью включить иранскую спортивную игру човган (polo) в список нематериального культурного наследия UNESCO как свою, Азербайджан включил в приложение к письму, направленному в UNESCO, документальные материалы относительно этой спортивной игры, в которых иранские провинции Западный и Восточный Азарбайджан упоминаются в качестве «Южного Азербайджана». Складывается впечатление, будто «Южный Азербайджан» является частью территории Азербайджана, а представленный историко-документальный материал касается Азербайджанской Республики».
Но обращения иранцам не помогли. Ибо на шалости пахучих кочевников продажные чиновники UNESCO привыкли смотреть исключительно сквозь слюнявые пальцы, отсчитывающие мазутные купюры. И многочисленные обращения Ирана по поводу азербайджанизации Незами Ганджеви и других деятелей персидской культуры до сих пор остаются без рассмотрения и какого-либо ответа.
Что говорить, если только в текущем году под азербайджанским флагом в UNESCO отмечалось 900-летие персидской поэтессы Мехсети Ганджеви, ни строчки в своей жизни не написавшей на «азербайджанском» языке (которого в ту пору попросту не существовало – П.), 550-летие со дня смерти суннитского арабского богослова Сеида Яхья Бакуви, тоже вдруг обернувшегося «азербайджанцем», и 100-летие музыкальной комедии «Аршин мал алан», принадлежащей перу сына лезгинского народа Узеира Гаджибекова, которого в Баку теперь величают не иначе как «Гаджибейли».
В свете всего вышесказанного возникает резонный вопрос: что дает Армении членство в UNESCO? И не настала ли пора Армении остановить свое членство в рядах этой организации, погрязшей в коррупции, стыдливо закрывающей глаза на вопиющие факты варварского разрушения культурного наследия коренных народов региона? И откровенно потворствующей присвоению этого наследия потомками пришлых кочевых племен. Тем более что многие западные страны (например, США, Канада, Израиль, Австралия, Польша) по различным причинам уже прекратили финансирование этой дискредитировавшей себя организации.
ПАНДУХТ