На сайте contact.az каким-то чудесным образом «проскочило» письмо-вопль жителя лезгинского города Гусар (так закавказские турки заставляют называть город КцIар – административный центр одноименного района Южного Лезгистана, исконное лезгинское название которого в Азербайджане официально запрещено – ред.), томящегося под оккупацией закавказских турок. И хотя многие акценты в этой статье смягчены, тем не менее, из нее можно представить картину сегодняшней «счастливой» жизни одного из автохтонных народов региона под властью пришлых кочевников. Конечно, автор письма наивен в своей вере что-то изменить для лезгин (как и талышей и аварцев) в современной Азербайджанской республике с помощью писем и обращений. Ибо вовсе не для них это образование создавалось. Сайт Times.am представляет данное письмо с некоторыми сокращениями и необходимыми корректорскими правками.
Хочу поделиться с читателем некоторыми проблемами моего родного города, которые никто слышать не хочет. А проблемы все накапливаются, и кто же этим займется, если не мы сами?
Взяться за перо меня побудил ТВ репортаж о встрече главы исполнительной власти Гусарского района с жителями села Гиль Гусарского района. На этой встрече глава Исполнительной власти Ш. Алхасов в своем выступлении сравнил главу местного муниципалитета со всем известным длинноухим существом. Это событие широко освещалось в интернете и на телевидении, поэтому я не буду его пересказывать.
Однако у меня возникли три очевидных вопроса к главе ИВ.
Первый. Почему на встрече с жителями села, за спиной Ш. Алхасова стояли судья, прокурор, начальник полиции, военком (не хватало только пары автоматчиков), а не аксакалы села, представители минздрава, минсоцобеспечения, минкультуры и спорта?
Второй. Почему на встрече Ш. Алхасов ни слова не сказал на родном лезгинском?
Третий. Кто назначил данного главу муниципалитета села Гиль? Только не говорите, что он избран самими сельчанами, и ИВ не имеет к этому никакого отношения. Это можно сказать наблюдателям ОБСЕ. Они поверят.
Господин Ш. Алхасов после своего красноречивого выступления отправил незадачливого главу муниципалитета работать дальше и очень коротко привел примеры своей деятельности, заявив, что в Гусаре все спокойно. Так ли это?
Видимо, из чувства скромности он не стал рассказывать о прекрасной вилле, построенной в центре города, о шикарном ресторане, который строится в городском парке, о строительном базаре, открытом прямо в русле реки, о снесенной школе со столетней историей и приватизации данного участка, размером с футбольное поле, в центре города, о приватизированном фруктовом саде школы-интерната, о приватизированном здании шахматной школы общества «Мяхсул», о многочисленных земельных участках. Как утверждают злые языки, все это принадлежит ИВ.
Предположим, времена, видимо, такие… Но меня как патриота моего любимого города возмущает, что кое-кто целенаправленно уничтожает историю нашего города.
Старинное кладбище, где встречались древние надгробные камни, полностью уничтожено, и камни вывезены неизвестно куда. Более того, вместо того чтобы сохранить это место, участки были распроданы.
С одной стороны этого места замглавы исполнительной власти строит огромный торговый центр, на другой части кто-то построил чайхану.
Старинная школа, снесенная местными властями, в свое время была построена как церковь, примерно в середине XVIII века. Здание прекрасно сохранилось, имело метровые стены, во дворе была спортивная площадка и фруктовый сад. Вокруг школы росли прекрасные столетние гледичии. Все это уничтожено и огорожено деревянными панелями вот уже третий год.
Другое старинное здание, бывшее ранее католической церковью, полностью изменило свой внешний облик под руководством нашего главного архитектора.
Любимый всеми жителями Гусарского района старинный городской парк с уникальными столетними деревьями, превращается в ресторанно-чайханный комплекс.
Здесь не осталось ни одного детского аттракциона, качелей, игровых площадок и даже площадки, где раньше всегда проводились праздничные мероприятия и концерты.
Все это приобщено к территории ресторана.
Многократные обращения жителей города к президенту АР гос. И. Алиеву, в прокуратуру АР, министерство культуры по поводу уничтожения нашего парка, остались без ответа.
Но почему молчит наша интеллигенция, почему молчат наши земляки, проживающие ныне в Баку, почему молчит лезгинский культурный центр «Самур» и одноименная газета?
На наших глазах исчезает история нашего города. Если мы живем в правовом демократическом государстве, то почему чиновник, которого президент назначил служить народу, занят только собственным обогащением с полным пренебрежением к мнению этого самого народа. И почему ему это позволяется?
Хочу привести некоторые факты о кадровой политике в районе. В последние годы из Гусаров выведены некоторые государственные учреждения.
Судья, прокурор, начальник полиции, военком, руководитель МНБ, командир воинской части не являются местными уроженцами.
Нотариус, единственный на 80-титысячное население, приезжает на работу из Хачмаза, как и директор ЗАГСа и глава земельного инвентаризационного бюро.
Директор газовой ежедневно приезжал из Шабрана, а после его загадочного назначения и увольнения, туда назначили выходца из Нахчывана (Нахиджеван – ред.), а теперь – выходца из Джалилабада.
Директором лесного хозяйства назначен товарищ из Хызы, которого заменил уроженец Исмаиллы. Главврач Центральной районной больницы приезжает из Губы (Истинное название города – Куба – ред.).
Паспорта мы должны получать в Губе, регистрировать автомобиль и проходить техосмотр в Хачмазе и т.д. и т.п…
Появилось у нас много умных людей, которые говорят мне, что я абсолютно прав, однако все бесполезно, ничего не изменить, и глупо этим заниматься.
Возможно, и глупо, возможно, и я – глупец, но не в этом проблема. Проблема в том, что именно благодаря этим «умникам» мы имеем то, что имеем, и еще много того, о чем здесь не написано, но все мы это знаем.
Этой статьей я хочу обратиться к общественности республики с призывом не оставаться равнодушными к подобным проблемам и возвысить свой голос против творящейся несправедливости и самоуправства, и не только у нас в Гусаре, но и во всех других местах нашей общей страны, где все равны и царит не имеющая аналогов толерантность.
Муртузаев И. М.»
Необходимое примечание.
Нашей редакции удалось выяснить, что в изначальном варианте письма города Кусары и Куба были написаны с учетом лезгинской фонетики. Замена начального звука «К» на «Г» была произведена в редакции contact.az.