Артур Мкртчян…

16 февраля первому председателю Верховного Совета Республики Арцах Артуру Мкртчяну исполнилось бы 60 лет. Один из самых талантливых деятелей современного армянского государства погиб 14 апреля 1992 года. В тот день мы – моя мать и мой брат, были в селе Цахкашат (Гшлах) Аскеранского района. Эта деревня, находящаяся в нескольких километрах от Степанакерта, считалась относительно безопасным местом в Арцахе. Мой отец поселил нас в заброшенном доме, комнаты которого были больше похожи на подвал – полные ненужных вещей, мышей, влажной одежды и так далее. Только одна из комнат в этом доме была более или менее приспособлена для жизни: там мы и жили с Наирой, нашей тетей, и двумя ее маленькими детьми.

Раз в неделю отец приходил проведать нас, приносил из города какую-то еду. Можно сказать, что, по большему счету, вся неделя проходила в ожидании этой часовой или полуторачасовой встречи с отцом. Конечно, мальчикам 7-10 лет всегда было чем заняться в деревне: то пасли козу, то шли в соседнюю деревню Рев за молоком, то с соседскими мальчишками играли в поле. Но мы всегда с ожиданием смотрели на дорогу, откуда раз в неделю появлялась, а потом исчезла машина, обслуживающая отца.

В те дни мы не имели какой-либо связи с отцом. И если вдруг в конце недели он не приезжал, что иногда случалось, мы начинали гадать, почему отец не смог приехать. О худшем мы старались не думать. По крайней мере, вслух. Но, конечно, мне становилось очень страшно от мысли о его потере. Кажется, я жил в страшном ожидании этой вести. И даже морально подготовился к этому…

О событиях за пределами деревни мы, в основном, узнавали через радиоприемник, подаренный одним из друзей отца из диаспоры, Грайром Пальяном. В тот день, 14 апреля 1992-го, мама слушала новости, и когда речь пошла об азербайджано-арцахском конфликте, она заплакала. Я со страхом смотрел на нее и пытался понять слова, едва доносящиеся сквозь помехи динамика. Диктор представлял чью-то биографию: родился … учился … работал … Мама плакала, а я был уверен, что сейчас слушаю весть о гибели своего отца. Я слушал молча, может быть даже без переживаний… После я узнал, что новость была об Артуре Мкртчяне.

Артур Мкртчян был одним из лучших друзей отца. С первых дней государственности в Арцахе он покинул свой дом в Гадруте и переехал в Степанакерт. Вскоре к нему приехала жена — г-жа Гоар, и сыновья — Арег и Севак. В Степанакерте у них не было дома, и они поселились в нашей квартире всей семьей. Все стало общим.

Мы росли вместе с ребятами, играли, ссорились и мирились. А вечером, когда Артур и мой отец возвращались домой, они рассказывали нам о событиях дня. Артур был очень терпелив и добр к нам. Время от времени мы уговаривали его отвезти нас в какое-нибудь интересное место. Так, однажды мы пошли в музей. Помню как сейчас: Артур Мкртчян вдохновленно нам рассказывал о первобытном человеке, живущем в пещерах. Образ этого обезьяноподобного человека в музее очень впечатлил меня. Помню, что во второй раз убедил Артура Мкртчяна отвезти нас туда, чтобы еще раз посмотреть на него.

В другой раз мы попросили его отвезти нас в бассейн. Бассейн находился далеко от нашего двора. Более взрослые парни самостоятельно шли туда, плавали, а потом радостно рассказывали о бассейне во дворе. Мы очень просили Мкртчяна отвезти нас туда. И когда он, наконец, нашел время, то позвал всех нас, улыбнулся и сказал, чтобы мы переодевались, так как едем в бассейн. В тот день мы не смогли зайти в воду — там было очень грязно. Несмотря на все наши просьбы, Артур был непоколебим: «Тут полно заразы». Но увидев наш энтузиазм, который перешел потом в разочарование, пообещал на следующий день отвезти нас в другой бассейн. Поехали. Перед музыкальной школой в Степанакерте был небольшой декоративный бассейн. Мы вошли в воду, а через минуту за нами, не снимая одежды, был вынужден зайти Артур, чтобы вытащить нас из скользкого бассейна.

Смерть Артура Мкртчяна стала большой потерей для нашей семьи. И сегодня, когда я думаю, что Артуру было бы всего 60 лет, непроизвольно задумываюсь о том, сколько бы еще добра и пользы он принес народу и государству. К сожалению, его жизненный путь закончился слишком рано, но, тем не менее, Артур Мкртчян оставил после себя в наследство огромное духовное богатство для сотен поколений нашей нации.

Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Также по теме