«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»

Я не меньше других желаю положительных изменений в стране.

Но придется констатировать, что за два года, прошедшие со времени событий с захватом полка ППС, в армянском политическом поле так и не появилось ни одной мало-мальски значимой новой фигуры. Ни одной серьезной силы не было зафиксировано в ходе прошлогодних выборов. Что говорить, если даже добровольных наблюдателей на каждый участок не набралось. И это притом, что революции тогда тоже жаждали десятки, если не сотни тысяч человек.

Я по началу событий наивно полагал, что у нас свой особый путь. Однако с сожалением должен констатировать, что с каждым днем уровень протестной культуры опускается все ниже, а ситуация все больше напоминает сценарии аналогичных событий в других постсоветских государствах. Содержание выступлений ораторов для собравшихся уже неважно, все сведено к общим эмоциям толпы, пребывающей в состоянии транса, и голой физиологии. Хаос, массовый психоз и радикальные призывы под вой вувузел и бой в кастрюли — тому свидетельство.

Продолжение противоправных действий и антиконституционные призывы к сносу государственных институтов, расправе с неугодными, установлению контроля над силовыми структурами или выборам премьера толпой на площади (это как вообще?), говорят о том, что мы имеем даже не арабскую весну, а классическую постсоветскую «революцию кастрюль», после которой, в случае ее «победы» в нынешнем виде, неминуемо последует обрушение госсистемы, девальвация нацвалюты, возвращение на улицы людей с оружием, криминальный передел сфер влияния и обязательная охота на ведьм. В наших же геополитических условиях все это чревато крахом системы безопасности и потерей государственности.

Можно полностью отключить способность мыслить и верить в то, что революции и силовые замены одной политической фигуры на другую способны привести к кардинальным положительным изменениям в стране. Что вот сейчас пришел новый лидер или царь — умный, честный, добрый, справедливый, и всё чудесным образом изменится.
Рокировками условных сержей на условных николов системы не меняются. Вы не задумывались о том, что Армения в этом роде отнюдь не уникальна? Не замечали, что ни в одной из постсоветских стран народ не выражает восторгов уровнем жизни и своими властями? Почему так происходит?

Потому что, по большому счету, устранять нужно системные проблемы. Которые затрагивают не только РПА, но и все остальные политические силы. И это касается практически всех сфер жизнедеятельности государства. Есть ли в Армении человек, который может взять на себя такую ответственность?

Даже не так. Способна ли армянская государственность выдержать подобное?
Задумайтесь, пожалуйста, об этом.

Я понимаю, что дудеть в вувузелы, бить в кастрюли или тиражировать популистские лозунги, не задумываясь о последствиях, гораздо проще. Ответственности никакой. Только за всем этим уличным праздником потом все равно наступают будни и неминуемое протрезвление.

Поэтому руководствоваться эмоциями мы не имеем права. Только политический диалог. И давление на власть через политический диалог. Воспитание новых кадров, новой политической элиты. Замена лавочного, эгоцентристского мировоззрения, присущего многим нашим согражданам, на созидательное государственное мышление. Только так. Иного пути нет. Мятежи и революция — это путь в никуда. Особенно в нашем случае.
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». А что затем? И будет ли что-то «затем».

И еще один момент, о котором нужно обязательно помнить в связи с происходящими событиями.

В стране создается прецедент смены власти насильственным путем. Крайне опасный прецедент, при котором любая власть, любой закон и любая инициатива могут быть сметены напором толпы, маскируемой красивым словом «народ».
Разумеется, это всегда придется по нраву тем, кто находится в этой толпе. Но надо понимать, что с демократией это не имеет ничего общего.

ПАНДУХТ

Также по теме