Макиавеллизм, а не морализаторство (2 часть)

Окончание. Первую часть статьи читайте здесь.

Кулак вместо растопыренной пятерни

Концовка статьи представлялась мне несколько иной, но недавняя статья Пандухта уточнила моё видение событий. Это касается и начала статьи, затрагивавшего наше отношение к требованию признания геноцида. К этой теме мы вернёмся чуть ниже, а пока стоит вспомнить одну азбучную истину.

Даже великие державы, мощь и влияние которых несопоставимы с возможностями Армении, не могут распылять силы, желая сразу поразить несколько целей. Это не прошло безнаказанно даже для США, развязавших войны в Ираке и Афганистане. Они не привели к ожидаемому исходу, но ослабили Америку, чем воспользовалась демонизируемая вашингтонскими ястребами РФ (было бы весьма странно, если бы она не извлекла выгод из опрометчивых действий администрации Буша).

Таких примеров немало. 20 лет назад курс Рабина на достижение мира с арабами за счёт уступки им части земель Западного Берега осуждали, противопоставляя ему в качестве альтернативы курс Ликуда на их заселение. Сторонники Рабина обращали внимание оппонентов на размытость этого курса. Основные массивы подлежащих колонизации земель не были определены как приоритетные, и их заселение велось беспланово. Заселялись все земли понемногу. Возникли мелкие трудно защитимые еврейские поселенческие анклавы в гуще населённых арабами земель, содержание которых стало тяжким бременем для бюджета Израиля (правда, с тех пор ситуация несколько изменилась, и в поселениях живут уже 700.000 израильтян).

Сторонники Рабина привели образную и весьма поучительную для нас аналогию – удар наносится кулаком, а не растопыренной пятернёй. Наши возможности заметно уступают таковым тандема Баку и Анкары. Армения не имеет права позволить себе экстравагантные эксперименты во внешней политике. Учитывая нашу специфику, такие излишества можно смело выкинуть за борт как балласт, мешающий кораблю держаться на плаву.

Приоритетом нашей внешней политики должно стать упразднение Азербайджана, с 1918 года ведущего политику геноцида армян. Этой цели должны быть подчинено все наши усилия. Это значит, что всё, что не имеет отношения к упразднению этого уродства, не может иметь отношения к внешней (и внутренней) политике Армении. Нам объявлена беспощадная война на уничтожение, победить в которой мы можем, сосредоточив все ресурсы страны на борьбе с врагом. Всё остальное неактуально и несущественно. Так выглядит теоретический идеал армянской политики (или, если угодно, лакмусовая бумажка её адекватности вызовам, брошенным Баку).

Основной посыл статьи Пандухта о правильном отношении армян к референдуму в Иракском Курдистане идеально вписывается в этот контекст. Признание курдской независимости не имеет отношения к сверхзадаче упразднения мазутного ханства, решение которой мы не можем перекладывать на плечи следующего поколения. Но отношение к курдскому референдуму и прямо связанному с ним вопросу открытия посольства Израиля в Ереване имеет ещё одно важное измерение.

Мы не вправе делать резкие шаги, чреватые реальной угрозой испортить хорошие отношения, сложившиеся у нас с Ираном. Активизация деятельности израильтян в Эрбиле показывает, что интерес Израиля к Армении явно связан с референдумом в Курдистане, с полным к тому основанием воспринимаемым Ираном как угроза его территориальной целостности. В целом добрые отношения связывают Армению и с арабским миром, единодушно осудившим курдский референдум. Стоит ли портить эти отношения, поддерживая исторических врагов? Турция использует наш промах в Эрбиле, внушив арабам обоснованное недоверие к Армении и выпятив свою роль защитницы арабского Ирака от курдских и армянских (!) посягательств.

Если взглянуть на события под этим углом, то пошлый флирт с враждебным Ирану Израилем и подчёркнутая солидарность с ненавидящими армян курдами вызывают сомнения в нашей способности мыслить. К словам Пандухта о его категорическом неприятии курдской независимости в каком-либо виде можно добавить кажущееся парадоксом уточнение – она неприемлема для нас даже в том случае, если курды из сугубо тактических соображений соизволят признать Арцах! К тому же признание Арменией Курдистана просто аморально на фоне непризнания ею Арцаха.

Конечно, теоретический идеал неприменим к реальностям, которые Армения не в силах игнорировать. Мы поддерживаем отношения с представленными в МГ ОБСЕ державами, представители которых избегают критических замечаний в адрес Баку. Единственной союзницей Армении является Россия, поставляющая Баку убойное современное вооружение, что не устраивает нас. Однако участие в ОДКБ позволяет Армении получать российское оружие, а реверансы в сторону НАТО не откроют ей дверей к его арсеналам (so much about the common sense).

Речь идёт даже не о безальтернативности для Армении союза с РФ и учёта реалий, не всегда устраивающих нас, а о приоритетности развития отношения со странами, руководство которых может в будущем понять логику идеи упразднения султаната. Это прежде всего Россия и Иран. Надо объяснить их руководству целесообразность и выгодность упразднения Азербайджана для этих стран, что вполне осуществимо. Повторю тезисы, выдвинутые в одной из моих недавних статей, добавив к ним ещё один пункт:

1. Дружба с РФ и Ираном будет нужна Армении, даже если она достигнет границ, определённых арбитражным решением Вильсона, зато Азербайджан плюнет на них, как только получит вожделенный крошечный Арцах.

2. Россия получит идеальную возможность манипуляции политикой Турции после устранения её опорного пункта в кавказском регионе – Азербайджана. Турецкая кобра, лишившись ядовитого зуба пантюркизма, сразу станет ручной.

3. Сговорчивее станет также Грузия. После упразднения Азербайджана её соседом станет пророссийский аварский Джар. Утратив пешечную подпорку на востоке, Грузия попадёт в российско-армянские клещи.

4. Баку внушил Москве боязнь сепаратизма, пустив в обиход версию о том, будто распад СССР начался с Арцаха, создавшего прецедент для сепаратизма во всех остальных регионах. Эту боязнь унаследовала сегодняшняя Россия. Реваншизм державников, верящих, что России предначертано собирать утраченные земли и народы, играет нам на руку. Появление государств коренных народов на месте менее удобоваримого Азербайджана сделает эти видения реалистичными.

5. Это относится и к Ирану, не видящему последнюю перемычку иранского мира в массиве населённых отуреченными азари земель – талышский народ, который в условиях тюркского ига сохранил свою идентичность, культуру и язык. Ничто не мешает нам как друзьям Ирана обратить внимание его руководства на очень странное отношение Тегерана к талышскому освободительному движению.

Сосредоточение сил на борьбе за упразднение Азербайджана означает радикальное смещение акцентов нашей политики. По данным Левона Грантовича, общее число армян, погибших на территории будущей Азербайджанской ССР с 1918 по 1923 г.., достигает 250.000. Надо задокументировaть и сделать достоянием гласности эту кровавую эпопею, представив её как геноцид армян в Азербайджане – с приложением точной карты погромов и числа погибших в каждом месте. Удар кулаком по Азербайджану принесёт нам больше пользы, чем удары пятернёй по Турции, за которые придётся расплачиваться суверенитетом, национальным достоинством и деньгами, нужными нам позарез для осуществления программ репатриации и заселения Арцаха.

Напоследок затронем тему армянского комплементаризма, прекрасно задуманного программного проекта, плохо понимаемого творцами нашей внешней политики. Он был задуман как сочетание военного союза с РФ с развитием экономических связей с Западом. Идея диверсификации связей с Востоком и Западом была безупречной, ибо глупо держать все яйца в одной корзине.

Однако комплементаризм потерпел крах не по нашей вине. Ответственность за его поражение несут Горбачёв с Ельциным, избаловавшие Запад готовностью уступать позиции России по всему периметру её интересов и даже границ. Запад так привык к уступкам РФ, что собирался подобрать созревший плод, готовый вот-вот упасть к его ногам. Строптивость Путина стала холодным душем на разгорячённые головы натовских ястребов. На Россию обиделись за то, что она не дала себя съесть!

Сегодня мы имеем то, что имеем. Комплементаризм, в праве на который ЕС и РФ в унисон отказали Армении, взят на вооружение Россией и Ираном, ведущими чисто комплементарную политику по отношению к нам и Азербайджану. Сегодня нужна новая концепция армянского комплементаризма, отвечающая реалиям российско-американского противостояния, которые мы не можем игнорировать. Вместо этого мы делаем вид, будто ничего не происходит, занимаясь церемониальной мишурой вроде открытия посольства Израиля или признания Курдистана.

Всё это не имеет отношения к задаче упразднения Азербайджана, но вполне может вызвать возмущение Ирана. Если мы хотим дополнить (в этом состоит смысл слова “комплементаризм”) отношения с Россией связями с другими центрами силы, этого можно достичь, культивируя эти центры в Азербайджане. Союз с РФ должен быть дополнен нашим обязательством упразднить это уродство как главное препятствие к миру в беспокойном кавказском регионе, нравится это Кремлю или пока нет. Мы никуда не спешим! Не поймут сегодня, поймут завтра, мы терпеливый народ.

Всё для фронта, всё для победы – вот наш новый общенациональный боевой клич! Ещё раз повторю, что всё, что не имеет отношения к упразднению Азербайджана, должно быть навеки изгнано из армянской политики. Остальное – от лукавого (или от миротворцев, лучше нас знающих, что нам надо, но не несущих ответственности за будущее наших детей).

А как насчёт Турции, геноцида, озера Ван и сияющих вершин Сиса и Масиса? Нас этот вопрос касается только в увязке с упразднением Азербайджана. Как говорится, поспешишь, людей насмешишь! Всему своё время.

Александр МИКАЭЛЯН

Также по теме