Страны-участники ОДКБ не пошлют своих граждан умирать за Армению: Андрей Епифанцев

В последние несколько месяцев вниманию читателей информационно-аналитического портала Voskanapat.info был представлен ряд интервью с представителями российского экспертного сообщества. В ходе бесед с аналитиками и исследователями политических процессов в нашем регионе, корреспондент Voskanapat.info в Москве пытался выяснить у своих собеседников их оценки по поводу сложившейся на арцахо-азербайджанской границе военно-политической ситуации. На вопросы нашего портала ответили Леонид Решетников, Анатолий Цыганюк, Виктор Литовкин, Андрей Арешев и другие известные российские эксперты. В рамках ряда экспертного опроса у корреспондента Voskanapat.info появилась возможность задать несколько вопросов также руководителю аналитического агентства «Alte et Certe» Андрею Епифанцеву.

Постоянным читателям нашего портала хорошо известны подходы Епифанцева. На страницах Voskanapat.info мы не раз писали о его идеях и подходах. В основном это были критические статьи и комментарии. Тем не менее, мы решили воспользоваться возможностью сделать интервью с Епифанцевым, будучи уверенным в том, что данный материал, во-первых, полезен с точки зрения хорошего понимания зачастую имеющих антиармянскую направленность информационно-аналитических трендов и, во-вторых, потому, что в отличии от все той же азербайджанской агитмашины, мы готовы к открытой дискуссии и считаем, что все существующие идеи и подходы должны быть обсуждены, доказаны и/либо отклонены. 

И так, на вопросы Voskanapat.info отвечает руководитель аналитического агентства «Alte et Certe» Андрей Епифанцев.

– Вы как то заявили, что ОДКБ в лице Белоруссии и Казахстана вообще четко дало понять, что при выборе между Азербайджаном и Арменией, они выберут Азербайджан. Если можно, как российский эксперт и политолог, разъясните ситуацию и поведение союзников Армении с позиций инициатора создания этого военно-политического союза – Российской Федерации?

Я бы уточнил, что это не «ОДКБ в лице Белоруссии и Казахстана» дали понять, что выберут Азербайджан, а отдельные страны – Белоруссия и Казахстан, входящие в ОДКБ, действительно дали это понять.

В качестве причин этого у нас обычно упоминают то, что заинтересованность Минска и Астаны в торговых и политических связях с Азербайджаном несоизмеримо выше, чем в таковых с Арменией. Это и общие экономические контакты, и продажа Баку военной техники, и фактор азербайджанских кредитов и продажи углеводородов для Минска, и важность крепких отношений с самой сильной страной тюркского мира – Турцией, поддерживающей Азербайджан для Казахстана и многое иное. Ничего подобного даже в далеком приближении у Минска и Астаны нет с Ереваном.

В рамках того, что и Армения, и Азербайджан уже давно перевели вопрос Карабаха в игру с нулевым счетом и требуют буквально от всех четко определиться «Вы с нами или вы с ними» – Белоруссия и Казахстан будут насколько это возможно поддерживать свою нейтральность, но в любой критической ситуации не поддержат Армению и займут про-азербайджанскую позицию.

Кроме этого есть еще как минимум два других важных момента, объясняющих такую позицию Минска и Астаны.

Первая – это условность и размытость блока ОДКБ. Фактически, это не единый военно-политический блок по типу НАТО, а, скорее, набор двухсторонних договоров о защите с Россией как с донором безопасности с одной стороны, и необязательность для участников занятия единой позиции на фоне комплекса противоречащих друг другу интересов. То есть, участники ОДКБ вступили в этот блок потому что существование этого блока нужно России, в первую очередь ожидают от этого своего шага каких-то гарантий со стороны России и не намерены жертвовать своими интересами, защищая другие страны блока. В полной мере это относится и к самой Армении, которая вряд ли пойдет воевать куда-нибудь в Таджикистан.

Причин размытости ОДКБ немало, но назову лишь одну применительно к Армении: это принятие в военный блок самой Армении, как страны имеющей нерешенный территориальный конфликт и по факту старающейся любыми средствами втащить этот блок в разрешение своего конфликта как политическими, так и военными способами.
Мы видим как твердо НАТО соблюдает требование собственного Устава об отказе в приеме стран, имеющих территориальные конфликты. Это необходимо для того, чтобы весь блок не стал заложником одной из стран, имеющей собственные, оспариваемые территории и свои счеты к соседям. При такой политике принятие новых членов усложняется, но сам блок является твердым и монолитным и его участники уверены, что в случае нападения на него НАТО безусловно поможет.

ОДКБ пошло по другому пути, России было выгодно быстрое расширение блока, ради чего Москва отказалась от этого правила, приняла Армению с проблемой Карабаха и на выходе закономерно получила очень размытый блок со странами, играющими в разную игру. Позиция Армении понятна: по истечении 20 лет после занятия Карабаха при начале полномасштабной войны удержать его сейчас она может только лишь при наличии внешних ограничителей для Баку и при наличии такой же внешней поддержки себя. Поэтому она и ожидает, что таким ограничителем и такой поддержкой станет ОДКБ. В реальности же сам факт подписи Еревана под Уставом размытого блока, который во многом как раз и стал размытым потому что Армения туда вступила и он нисколько не означает, что из-за армянского понимания карты региона и трактовки армянами своей исторической территории страны-участники будут портить отношения со всем миром и тем более пошлют своих граждан умирать. Если у кого-то в Армении сохраняются такие иллюзии, то рекомендую от них избавиться, как впрочем и от тех, что какие-то другие блоки или какие-то другие страны могут в отношении Карабаха дать Армении искомое.

Вторым важным фактором является то, что в каком-то смысле Казахстан и Белоруссия находятся или могут находиться в одной лодке с Азербайджаном в плане возможных территориальных споров, имеющих корни в распаде СССР. Из советской империи Минск и Астана вышли с обширными территориями, либо населенными нетитульными для себя народами, либо в свое время переданными им из состава России. Выступая на стороне Армении в аналогичном по природе конфликте, они заложили бы мину под самих себя в случае если их потенциальные конфликты когда-то станут реальными, как это не так давно случилось с Украиной.

– Министр обороны Азербайджана Закир Гасанов недавно «РИА-новостям» заявил о возможности перехвата баллистических ракет ОТРК «Искандер». Как вы оцените такую вероятность?

Я не являюсь военным экспертом, но вся информация, которая у меня есть, свидетельствует о том, что ракеты Искандера не могут быть перехвачены и это заявление азербайджанского министра является лишь политическим, а не военно-техническим или научным.

Но главное же с Искандером, на мой взгляд, заключается в том, что его значение для Армении точно также политически переоценено. Шумиха вокруг этого комплекса служит цели убеждения армянского народа в том, что граница крепка, апрельские события не говорят о возможности проигрыша в большой войне и вообще «Карабах – наш». В реальности же комплекс Искандер – это очень специфическое, нишевое оружие, оно не способно оказать решающего значения в полномасштабном конфликте. Его способность наносить удары по живой силе немногим выше, чем у последних комплексов РСЗО, нанести мощный удар боеголовкой в 400 кг тротила оно может лишь по целям с заранее известным и неизменяемым расположением, допустим, по зданию Министерства Обороны Азербайджана, что в условиях реальной войны и отсутствия там персонала будет иметь минимальный эффект, основное преимущество Искандера – способность наносить удары по изменяющим свое расположение целям в стратегической глубине обороны противника зависит от возможности дальней разведки с моментальной реализацией разведданых– спутники, дроны и проч, чего у Еревана нет, а значит в этом отношении Искандеры бесполезны. Условно говоря, обнаружить выгрузку крупного соединения противника на железнодорожной станции, отстоящей от линии фронта на расстоянии 250 км, и нанести удар по нему Искандерами, что имело бы очень сильный эффект, Россия может, а Армения, даже имея эти самые Искандеры, не может – у нее просто нет таких средств обнаружения. Сама же выгрузка быстротечна, противник рассредоточится и Искандер будет уже бесполезен.

Более того, в каком-то отношении задействование Искандера может быть даже опасно для самой Армении. Например, это может морально оправдать использование против нее Азербайджаном аналогичных комплексов дальнего поражения, имеющихся у него на вооружении, например, Касырга. А уничтожение армянами азербайджанской инфраструктуры для транзита нефти и газа настроит против Армении страны Запада, что будет равносильно её политическому поражению. Если и не моментальному, то уже в среднесрочной поствоенной перспективе.

– В азербайджанской прессе уже появляются публикации, что при поставке Россией Турции двух дивизионов противовоздушной и противоракетной системы обороны С-400 “Триумф”, Турцией Азербайджану будет передан один дивизион, для дальнейшего использования против «Искандеров». Считаете такое возможным?

Я не обладаю каким-то инсайдом в этом вопросе, но, рассуждая логически, я не вижу такой вероятности как со стороны условий договора между Турцией и Россией – просто нереально, чтобы этот договор подразумевал возможность передачи этого комплекса третьей стороне, так и просто с позиций общей целесообразности. Скорее всего, подобные опасения проистекают из-за бытующего в Армении преувеличения возможностей комплекса «Искандер» в ситуации конкретного армяно-азербайджанского противостояния.

– Считаете ли вероятной новое обострение на азербайджано-арцахской границе, допустим, интенсивности событий апреля 2017 года?

Я не просто считаю его вероятным, но даже неизбежным. Тактика Еревана на максимальное затягивание и выхолащивание переговоров и решительный отказ от компромиссов на фоне увеличивающегося разрыва экономического, военного, демографического и проч. потенциалов с Азербайджаном, а также неспособности легализовать занятые территории или обеспечить мощную внешнеполитическую поддержку своей позиции – конечна. Ее продолжение приведет к возобновлению конфликтов, подобным апрельским, в которых Армения будет понемногу терять как части карабахской территории, так и свои международные позиции, а в самом армянском обществе на этой почве будет нарастать кризисная ситуация. Главное же – это то, что при складывании благоприятной для Азербайджана внешней обстановки – то есть, если внешние ограничители для Баку перестанут существовать хотя бы даже на короткий период (чего не просматривается сейчас, но вполне возможно в будущем), Баку неминуемо начнет большую войну за Карабах и тогда, на мой взгляд, его шансы на победу более предпочтительны, чем у Еревана.

Саркис САРКИСЯН

Также по теме