С. Тарасов: Азербайджан оказался в тисках Венских и Санкт-петербургских договоренностей

На вопросы Voskanapat.info отвечает шеф редактор Восточной редакции ИА
«REGNUM» Станислав Тарасов

Станислав Николаевич, разные международные структуры, представители экспертного сообщества России все чаще твердят о ближайшем эскалации, даже о начале войны между Азербайджаном и Республикой Арцах. С чем это связано?

Действительно, о возможности возобновления боевых действий в зоне Нагорно-карабахского конфликта много говорят и пишут. Но кто? Как правило, это либо азербайджанские политики и политологи, либо западные эксперты или представители сил, именуемые армянской оппозицией. При этом удивительно как раз то, что голоса Азербайджана часто хронологически совпадают, либо дополняются армянской оппозицией. Но в целом все это элементы информационной войны, ориентированной на внутреннее потребление. Баку использует конфликт в качестве инструментария для поддержания необходимого политического напряжения в обществе. В свою очередь Запад, как правило, рассматривает конфликт преимущественно в контексте региональной политики с ориентацией на события на Ближнем Востоке.

В целом же отметим, что если иметь в виду информационную войну, то, на мой, взгляд, Азербайджаном она проиграна. Осознание этого факта толкает бакинских политиков на использование в отношении Армении, Нагорного Карабаха фактора военной угрозы. Если, к примеру, оценивать итоги апрельской войны 2016 года, которая подается Баку как “победа”, то азербайджанской стороне так и не удалось конвертировать ее в какие-либо политико-дипломатические достижения. Наоборот, она оказалась в тисках Венских и Санкт-петербургских договоренностей, предусматривающих появление на линии соприкосновения конфликтующих сторон системы мониторинга и международных наблюдателей, что в целом может устраивать армянскую сторону. Но дело не только в этом. Грандиозные потрясения и перемены на Ближнем Востоке, в особенности, заметное ослабление Турции после необдуманного ее участия в так называемой “арабской весне”, лишает Азербайджан серьезной внешней политической и военной подпорки, что сковывает его действия в сторону возобновления войны в Нагорном Карабахе. Помимо этого на Западе, как и в России, считают, что на данном этапе необходимо всячески поддерживать курс на политико-дипломатическое урегулирование и военный сценарий не поддерживается. Но если война все же начнется, то она может исходить только от Азербайджана и причины ее следует искать прежде всего в проблемах внутриполитической ситуации этой страны. Армении и Нагорному Карабаху война не нужна и это понимают все.

Некоторые азербайджанские эксперты считают, что возврат НКР в состав Азербайджана создаст серьёзные проблемы именно для азербайджанской стороны. Прокомментируйте, пожалуйста, эту позицию.

Очень интересный вопрос. Если на самом деле допустить возврат НКР под юрисдикцию Азербайджана, то тогда ему придется коренным образом изменить прежде всего свою внешнюю политику. В особенности в отношении Турции и не только ее. К тому же в парламенте Азербайджана появится так называемая армянская фракция, которая будет способна если не блокировать многие решение Баку, но и серьезно их корректировать. На мой взгляд, сейчас Баку не готов к такому повороту событий и у него пока просматривается целевой сценарий по выдавливанию армян из Нагорного Карабаха.

Что изменится в тактике, или стратегии Азербайджана в ситуации, когда доминанта решения карабахской проблемы военным путём, всё больше теряет актуальность?

Азербайджан не демонстрирует готовность или способность к выстраиванию новой дипломатии. Старая провалилась. Отсюда грубые попытки сорвать переговорный процесс, переформатировать его, изменить повестку. Если просто начать анализировать заявления азербайджанских политиков любого уровня в отношении перспектив урегулирования конфликта, то сложно составить из используемых ими тезисов примитивный силлогизм. Это кризис, который видят все. Но что будет дальше – сказать сложно. На мой взгляд, перемены станут возможными только в результате возможных геополитических изменений на Ближнем Востоке, которые неизбежно затронут и Закавказье.

Какие цели преследует практически перманентные военные учения Турция-Азербайджан-Грузия?

Тут все очевидно, так уже бывало в истории в начале 20-х годов прошлого века, как раз перед советизацией региона. На мой взгляд, такой альянс носит больше демонстрационный характер. Азербайджан и Грузия являются трамвированными странами в смысле геополитики, поскольку утеряли контроль над частью своих территорий. Не исключено, что такая учесть может постигнуть и Турцию, если курдский вопрос будет решаться так как он сегодня решается. Главные события еще впереди

Епрем САРКИСЯН

Также по теме