Арцах: вехи трудного и славного пути

Культурно-историческая область Арцах (часть которой сегодня носит название Нагорный Карабах), расположенная в междуречье Куры и Аракса, с незапамятных времен населена армянским этносом и является неотъемлемой частью исторической Армении. Упоминания об Арцахе (у античных авторов — Орхистена) как части Армении имеются в трудах Страбона, Клавдия Птолемея, Плутарха, Плиния Старшего, Диона Кассия и других античных авторов. В качестве десятой провинции Арцах входил в состав древнего армянского царства Великая Армения. В последующие века край то был провинцией армянских царств, то подпадал под власть различных завоевателей. Но даже при этом всегда оставался армянским, сохраняя полунезависимый статус.

Проникновение сюда тюркских кочевых племен в сравнении с другими армянскими провинциями началось сравнительно поздно — в середине XVIII века. В столкновениях с многочисленными захватчиками арцахские армяне постепенно уступали равнинные территории, укрываясь в труднодоступных лесистых горах региона. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору, зафиксировавшему итоги русско-персидской войны 1804-1813 гг., территория Арцаха перешла во владение Российской империи.

Возникновение Нагорно-Карабахского конфликта датируется 1918 годом, когда в результате развала Российской империи и последовавшей затем турецкой агрессии в Закавказье сформировались три независимые республики — Грузия, Армения и Азербайджан. 22 июля 1918 года армяне Арцаха, на тот момент составлявшие 95% населения края, на своем первом съезде провозгласили Нагорный Карабах независимой административно-политической единицей, избрав Национальный Совет и Народное правительство.

В ответ на это созданная турецкими штыками в Восточном Закавказье Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), претендовавшая на огромные территории от Батума до Баку, начала военные действия против карабахских армян. В период с мая 1918 г. по апрель 1920 г. турецкие военные и азербайджано-курдские банды совершили множество кровавых преступлений в отношении армянского населения края. Венцом этой политики продолжения Геноцида армян стало тотальное разграбление и сожжение столицы Карабаха — города Шуши и резня его населения в марте 1920 года, жертвами которой стали от 30 до 40 тыс. человек. Но даже подобным способом Азербайджану не удалось установить свою власть в Карабахе.

По соглашению между Национальным советом Нагорного Карабаха и правительством АДР карабахский вопрос был включен Лигой Наций в повестку дня Парижской мирной конференции. Однако в апреле 1920 года в Баку вошла Красная Армия, установив в республике советскую власть, и карабахская проблема на семь десятилетий оказалась замороженной.

30 ноября 1920 года после установления советской власти в Армении Революционный комитет (ревком) Азербайджана признал Нагорный Карабах, а также Зангезур и Нахиджеван, неотъемлемыми частями Армении. 12 июня 1921 года армянскую принадлежность Карабаха признал и Национальный Совет Азербайджанской ССР.
Однако в контексте так называемого экспорта революции на Восток и временного «покраснения» турецких кемалистов, вслед за заключением Московского российско-турецкого договора «о дружбе и братстве» (16 марта 1921 г.), передавшего Турции обширные армянские территории (в том числе Карсскую область и Сурмалинский уезд вместе с горой Арарат), а под протекторат Азербайджана — армянский Нахиджеван, предыдущее решение по Карабаху было пересмотрено. В ночь на 5 июля 1921 года появилось новое решение Кавказского бюро российской компартии (большевиков) о принудительном включении Нагорного Карабаха в состав Азербайджана и формировании на его территории автономной области со столицей в Шуше. Фактически был совершен беспрецедентный для международного права акт произвола, когда статус и дальнейшую судьбу Карабаха волевым решением определил партийный орган третьей страны.

Спустя еще два года мытарств, 7 июля 1923 года, решением Центрального исполнительного ревкома Азербайджанской ССР Автономная Область Нагорного Карабаха (АОНК, позднее — НКАО) была, наконец, образована. Однако не на всей территории Карабаха. Вне пределов автономии остались полностью армянонаселенные на тот момент Шамхорский, Дашкесанский, Ханларский и Шаумянский районы. Впоследствии границы этих районов властями Советского Азербайджана неоднократно менялись с целью увеличения процента азербайджанского населения. Кроме того, в процессе этих территориальных манипуляций Карабах лишился общей границы с Арменией.

Все последующие 70 лет под лозунги о братстве народов и социалистическом интернационализме Азербайджан вел в отношении Нагорного Карабаха планомерную политику выживания коренного армянского населения и заселения края мигрантами из Азербайджана, используя в этих целях различные формы этно-религиозной, демографической и экономической дискриминации, в том числе полный разрыв связей автономии с Арменией, искусственное торможение социально-экономического развития, уничтожение и присвоение памятников армянской культуры и т.д.

Дискриминация и беспрецедентное давление на армянское население Карабаха стало причиной его эмиграции из региона. Демографические процессы красноречиво характеризуют следующие цифры: если на момент образования автономной области в 1923 году армяне составляли 94,4 % населения, то по данным 1989 года процент армян снизился до 76,9. Стоит добавить, что в другом отторгнутом от Армении регионе — Нахиджеване к концу 1980-ых годов вообще не осталось армян.

Однако армяне Нагорного Карабаха не смирились с таким положением вещей, и борьба за воссоединение с Родиной-Арменией продолжалась даже в советский период. Армяне НКАО и власти Армянской ССР неоднократно обращались к центральным союзным властям с просьбой о пересмотре решения о принадлежности Карабаха, но эти обращения или оставались без ответа, или не удовлетворялись. В частности, подобные обращения имели место в 1945, 1959, 1962, 1963, 1965 (более 45 тыс. подписей карабахцев), 1977 годах.

Помимо этого, на территории НКАО из-за произвола азербайджанских властей неоднократно вспыхивали массовые протесты населения, межнациональные столкновения и стычки армян с азербайджанской милицией.

Современный этап Нагорно-Карабахской проблемы приходится на перестроечные годы, когда воодушевленное задекларированными свободами армянское население края начало очередной сбор подписей за восстановление исторической справедливости. 20 февраля 1988 года внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО приняла ходатайство к Верховным советам Азербайджанской ССР и Армянской ССР с просьбой рассмотреть возможность выхода области из состава Азербайджана и присоединении ее к Армении.
Ответ Азербайджана на мирное волеизъявление населения Карабаха оказался вполне в духе турецких палачей начала ХХ века. Спустя всего 2 дня, 22 февраля, огромная толпа азербайджанцев из Агдама, вооруженных арматурой, булыжниками и холодным оружием, напала на карабахский райцентр Аскеран, но получила отпор. А спустя еще несколько дней азербайджанскими властями была организована резня армянского населения города Сумгаита, расположенного в 30 км от столицы республики — Баку. Не удостоившись правовой оценки и наказания виновных, этот акт геноцида стал стартом этнических чисток против армян на всей территории Азербайджанской ССР. А апофеозом массового насилия против армянского населения республики стала вакханалия кровавой недели в Баку в январе 1990 года, когда азербайджанскими погромными бандами были зверски убиты сотни армян, в том числе стариков, женщин и детей.

В своей политике удушения армянской автономии Азербайджан активно использовал и центральные власти страны. Сказав «да» в ходе референдума о сохранении Союза, состоявшегося 17 марта 1991 года (Армения в голосовании участия не принимала), Азербайджан, тем самым, получил военную поддержку советских силовых структур, вылившуюся в кровавую операцию «Кольцо», сопровождавшуюся массовым насилием, убийствами, арестами и депортацией армянского населения края. К тому времени Карабах уже долгое время находился в тисках жестокой блокады. Все эти акции сделали процесс выхода Нагорного Карабаха из состава Азербайджана необратимым.

30 августа 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета Азербайджана приняла «Декларацию о восстановлении государственной независимости», то есть в обход советского законодательства объявила о выходе из состава Советского Союза. Эти односторонние действия Азербайджана позволили Нагорному Карабаху воспользоваться Законом №1409-1 Верховного Совета СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», 3-я статья которого сохраняла за народами автономных республик и автономных образований право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

Опираясь на данный закон, 2 сентября 1991 года совместная сессия облсовета народных депутатов НКАО и Шаумянского районного совета провозгласила выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР и объявила о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в составе СССР. А 10 декабря Нагорно-Карабахская Республика в строгом соответствии с вышеупомянутым Законом под наблюдением многочисленных международных наблюдателей провела референдум и объявила о своей независимости. Таким образом, все необходимые юридические процедуры «расставания» с покинувшим СССР Азербайджаном были карабахцами проведены безупречно. В итоге на территории бывшей Азербайджанской ССР появилось два государственных образования — Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. На последовавших за этим парламентских выборах 28 декабря был избран парламент НКР, сформировавший первое правительство, приступившее к исполнению своих обязанностей в условиях полной блокады и последовавшей затем военной агрессии со стороны Азербайджана.

Воспользовавшись развалом единой страны, Азербайджан полностью отказался от политических мер урегулирования конфликта и открыто взял курс на силовой захват Нагорного Карабаха и полное физическое уничтожение и изгнание армянского населения региона.

В конце 1991- начале 1992 года Азербайджану (добровольно и с помощью силовых захватов) перешло вооружение воинских частей Советской Армии, размещенных на территории республики. К слову сказать, превышавшее вооружение СА, имевшееся на территории Армении и Грузии вместе взятых. А это, ни много ни мало, имущество 4-ой общевойсковой армии в виде четырех мотострелковых дивизий, три бригады ПВО, бригада спецназа, четыре базы ВВС и часть Каспийской морской флотилии. Кроме того, в пользование Азербайджана перешли стратегический склад боеприпасов в Килязи, окружные склады в Агдаме и Насосном, дивизионные — в Гюздеке, Кировабаде, Ленкорани, Нахиджеване. Общее количество боеприпасов на этих складах составляло свыше 11 тысяч вагонов. По словам кадрового офицера Генштаба СССР В. Баранца, вооруженным силам Азербайджана хватило бы и 1 тысячи вагонов, чтобы в течение года вести ежедневные боевые действия высокой интенсивности.

Таким образом, в 1992 году у Азербайджана было 325 танка, около 850 БМП и БТР, 343 гаубицы и самоходных артиллерийских установки (САУ), 63 реактивных установки «Град», около 100 ЗРК, 94 самолета и 33 вертолета, колоссальное количество боеприпасов, тогда как у Нагорно-Карабахской Республики — всего 2 танка, 2 БМП и 1 БТР. А уж об авиации, тяжелой артиллерии и ракетных системах залпового огня в 1992 году Армия обороны Арцаха могла только мечтать!

Путем нехитрых подсчетов можно убедиться, что в 1992 году Азербайджан превосходил карабахцев только по оснащенности тяжелой техникой более чем в 246 раз! Таким образом, превосходство Азербайджана в вооружении, военной технике и живой силе в начальной стадии вооруженной агрессии против Нагорно-Карабахской Республики оказалось не просто большим, а, без преувеличения, колоссальным.

Помимо этого, в ходе агрессии против НКР азербайджанские власти активно привлекали к участию в ней наемников из других стран. Так, для оказания практической помощи азербайджанской армии в республику прибыли 150 турецких армейских офицеров, в том числе 10 генералов в отставке. «Засветились» в боях против карабахских армян чеченские боевики во главе с получившими впоследствии известность террористами Басаевым и Хаттабом, а также около 3,5 тысяч моджахедов, «выписанных» Гейдаром Алиевым из Афганистана и годы спустя влившихся в террористическую сеть Аль-Каиды.
Открытая агрессия и полномасштабная война против народа Нагорного Карабаха сопровождались авиабомбардировками и ракетно-артиллерийскими обстрелами мирных населенных пунктов, уничтожением сел и городских жилых кварталов, в результате чего с лица земли оказалась стерта большая часть арцахской столицы — Степанакерта, а также этническими чистками, многочисленными военными преступлениями азербайджанской военщины, что привело к десяткам тысяч жертв, сотням тысяч беженцев и колоссальным материальным потерям.

Военная агрессия Азербайджана и экономическая блокада НКР вызвали возмущение во всем мире. Так, 11 августа 1992 года Конгресс США принял резолюцию с осуждением агрессии Азербайджана, а также поправку номер 907 к Акту о Поддержке Свободы (Freedom Support Act), запрещающую администрации США на правительственном уровне оказывать экономическое содействие этому государству.

Однако немыслимые трудности не сломили свободолюбивый народ Нагорного Карабаха. В ответ на военную агрессию Азербайджана население края организовало героическую самооборону. Несмотря на огромное количественное превосходство врага и отсутствие вооружения вследствие полной блокады, ценою огромных жертв карабахским армянам удалось не только дать агрессору отпор, но и, перехватив инициативу в военных действиях, одержать героическую победу в войне за право жить и творить на своей родной земле.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией был подписан Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая было достигнуто Соглашение о прекращении огня, остановившее военные действия. Несмотря на регулярные нарушения со стороны Азербайджана, оно остается в силе и по сей день. После заключения данного соглашения Нагорно-Карабахская Республика приступила к восстановлению разрушенной войной экономики, построению демократического общества и подготовке к признанию независимости республики со стороны международного сообщества.

В 1992 году для урегулирования Карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской Конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха. Переговоры по урегулированию конфликта проходят при посредничестве сопредседателей Минской группы (Россия, США, Франция).

Плачевный для агрессора итог развязанной им войны мы можем наблюдать на современных географических картах. Хотя в результате войны Азербайджану удалось оккупировать Шаумянский район НКР (полностью), а также восточные части Мартакертского и Мартунинского райнов, в то же время под контроль Армии обороны перешли сопредельные с НКР районы бывшей Азербайджанской ССР, что, помимо наказания агрессора, позволило снять угрозу бомбардировок населенных пунктов НКР со стороны Азербайджана.

В настоящее время переговоры по урегулированию Карабахской проблемы ведутся на основе представленных сопредседателями Минской группы ОБСЕ в ноябре 2007 года мадридских предложений. К сожалению, в процессе урегулирования не участвует самая заинтересованная сторона конфликта — Нагорно-Карабахская Республика, по итогам Конституционного референдума, состоявшегося 20 февраля 2017 года, получившая официальное название Республика Арцах.

Позиция Армении по урегулированию конфликта состоит в том, что его основой должно стать признание осуществления права народа Нагорного Карабаха на самоопределение и наличие контролируемой армянской стороной надежной сухопутной связи с Арменией. Кроме того, безопасность Нагорного Карабаха должна быть гарантирована на международной основе. Принятие и договорное закрепление этих принципов создаст возможность достижения комплексного урегулирования конфликта.

Армения привержена решению конфликта исключительно мирным путем. Все попытки Азербайджана добиться односторонних уступок силой или угрозой применения силы изначально обречены на неудачу. Продолжение агрессивной политики со стороны военно-политического руководства Азербайджана является основным препятствием мирному урегулированию конфликта.

Военная агрессия Азербайджана в апреле прошлого года, вошедшая в историю под названием Четырехдневной, или Апрельской войны, еще раз отчетливо продемонстрировала, что Нагорный Карабах не имеет будущего в составе Азербайджана. Свою волю к свободе, основанную на праве наций на самоопределение, народ Карабаха изъявил на референдуме 10 декабря 1991 года и героически доказал в ходе отражения военной агрессии Азербайджана 1991-1994 гг. и Апрельской войны 2016 г.

ПАНДУХТ

Также по теме