Выбор даты смерти у Гейдара Алиева был большой: любой день после «победы» Ильхама Алиева на президентских выборах в Азербайджане 15 октября 2003 года. Гейдар Алиев – в любом состоянии – помогал сыну получить власть по наследству, и лишь забыл поздравить его. А после 31 октября того же года, когда возмущенная подтасовкой результатов выборов оппозиция была смята карательным механизмом республики, и состоялась инаугурация нового президента Азербайджана Ильхама Алиева, все просто ждали известия о смерти давно умершего Гейдара Алиева.
В самом деле, в Азербайджане все уже давно догадывались о том, что Гейдар Алиев умер. Споры в основном велись вокруг даты этого события: конец июля – начало августа 2003 года. Слухи о смерти патриарха династии Алиевых выплеснулись за пределы республики, и даже тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, всегда щепетильно относящийся к подобного рода вопросам, выразил 1 августа соболезнование Ильхаму Алиеву в связи со смертью отца.
Но «скоропостижная» смерть Гейдара Алиева разрушала планы Ильхама Алиева и его сторонников, объединившихся вокруг «слабого», как им казалось, сына. Все понимали: смерть Гейдара Алиева разрушит президентские амбиции Ильхама Алиева, ибо без поддержки отца сыну просто не удастся ни подтасовать результаты выборов, ни защитить их фальшивые итоги. Кроме того, команда Ильхама Алиева опасалась «выхода на арену» Джалала Алиева, буйного и неконтролируемого брата Гейдара. Все эти соображения привели к решению «оживить» Гейдара Алиева до того момента, как результаты выборов будут утверждены и признаны в мире. Таким образом, даже будучи мертвым, Гейдар Алиев помог сыну захватить власть в Азербайджане.
Как можно заметить, в данном пространном вступлении сделана попытка объяснить «задержку» смерти Гейдара Алиева, но никак не выбранную для этого события дату. Чтобы ответить на вынесенный в заголовок данной статьи вопрос, следует обратить внимание на саму дату, а также на слова… духовного лидера Ирана Али Хаменеи, сказанные во время недавней его встречи с председателем духовного управления мусульман Азербайджана Аллахшукюром Паша-заде.
Духовный лидер Ирана рассказал гостю о своей встрече с Гейдаром Алиевым в начале девяностых годов прошлого века: – «Он мне сказал, что когда он был одним из руководителей Советского Союза, построил очень много зданий, заводов и фабрик, но, к сожалению, ему не довелось построить мечети. Гейдар Алиев сказал, что намерен построить мечеть, мы пожелали ему успехов и даже помогли. Наша беседа была на фарсидском языке».
Рассказ аятоллы Хаменеи удивил в Азербайджане многих. Как писал один из популярных сайтов этой республики, «Новость о том, что третий президент свободно владел фарси, можно считать сенсационной, поскольку ни в одной официальной автобиографической справке о Г.Алиеве этот факт не указывается». В самом деле, официальная биография Гейдара Алиева выглядит «рваной», в ней много пробелов и просто сокрытых фактов: начиная от даты рождения и заканчивая датой смерти. С другой стороны, в Баку могли бы догадаться, что Гейдар Алиев владеет фарси. Хотя бы по той естественной причине, что, будучи курдом из крупного племени джалали, он с детства говорил на родном языке, относящемся к иранской группе языков.
С какой, однако, целью аятолла Хаменеи упомянул о том, что они с Гейдаром Алиевым разговаривали на фарси? Сам духовный вождь Ирана родился в тюркоязычной семье, или, как любят писать в Азербайджане, «азербайджанской», и если бы азербайджанцем был и Гейдар Алиев, то их разговор на тюркском языке был бы вполне логичен. Кстати сказать, до последнего времени в Азербайджане так и считали. Но Али Хаменеи предпочел подчеркнуть, что их разговор происходил на фарси.
Иран – мудрая страна, с выдающейся дипломатией. Как-то один из советских дипломатов высказался об этом с нескрываемым восхищением: «Победить Иран за столом переговоров невозможно». Поэтому воспринимать слова аятоллы Хаменеи как непреднамеренную «утечку информации» было бы наивно. А.Хаменеи сказал то и столько, что и сколько хотел сказать, напомнил о том, о чем хотел напомнить. А напоминал духовный вождь Ирана ни много, ни мало: о подрывной работе советского разведчика Гейдара Алиева в Иране в 1943 – 1945 годах.
О том, что в 1941 году 18-летнего Гейдара Алиева спасли от призыва в воюющую армию, назначив заведующим отделом НКВД Нахиджеванского края и Совете народных комиссаров Нахиджевана, сегодня известно практически всем. Куда меньше известно о деятельности молодого чекиста в годы войны. А она была более чем интересной. Однако для того, чтобы осветить эту часть его биографии, нам придется напомнить о событиях того времени.
Как известно, 25 августа 1941 года военные подразделения Советского Союза и Великобритании одновременно вошли в Иран с севера и юга. С военной точки зрения это был исключительно целесообразный шаг, лишающий Германию широты маневров у южных границ Советского Союза. Однако начиная с 1943 года, когда в победе над фашизмом уже никто не сомневался, а угроза вторжения в СССР турецких дивизий была сведена на нет, у руководстве Азербайджанской ССР стал созревать план отторжения от Ирана его останов Восточный и Западный Азербайджан. Руководитель советского Азербайджана М.Багиров посчитал, что настал удобный момент для аннексии этой территории, в основном населенной тюркоязычными иранцами, в чем ему удалось убедить Сталина. Заметим, что построенное в 1918 году турецкой армией на территории Елизаветпольской и Бакинской губерний государство было названо «Азербайджан» именно с прицелом на будущие территориальные претензии к Ирану.
Итак, решение было принято, и СССР начал широкую пропагандистскую кампанию по отделению от Ирана его двух останов (провинций). С этой целью в Иран, в основном из советского Азербайджана, были командированы несколько тысяч партийных работников и сотрудников НКВД. Задача их состояла в провоцировании среди тюркоязычных иранцев сепаратистских настроений, «выборе руководящего органа» нового образования и подготовке военных кадров для возможной обороны от шахских войск. Одновременно советские войска фактически лишили Тегеран контроля над этими провинциями.
В десанте из советского Азербайджана был и молодой чекист Гейдар Алиев, работавший в Иране таксистом. Общительный и коммуникабельный, постоянно встречавшийся с новыми людьми (таксист!), Гейдар Алиев завоевал расположение начальства своей энергией и успешно выполняемыми заданиями. Фактически именно с работы по провоцированию сепаратизма в Иране и началась настоящая чекистская карьера этого человека. Тогда же он «отшлифовал» свой фарси, на котором впоследствии разговаривал с духовным вождем Ирана А.Хаменеи. Слова духовного вождя Ирана недвусмысленно указывали на то, что в Тегеране хорошо осведомлены об антииранской деятельности Гейдара Алиева. И, думается, в Баку это хорошо поняли.
Об этом периоде биографии Гейдара Алиева было написано в издающейся в Тегеране крупнейшей тюркоязычной газете Ирана Хямшяри (Həmşəri) сразу после похорон экс-президента Азербайджана. Автор статьи, на протяжении многих лет поддерживающий контакты с Гейдаром Алиевым – Аскяри Фарди (Əsğəri Fərdi), приводит в ней немало интересных подробностей, выходящих за рамки данной статьи. Мы же вернемся к избранной дате смерти Г.Алиева.
Подрывная работа «специалистов» из советского Азербайджана, работавших за спиной Советской армии привела к кажущемуся успеху. 20 ноября 1945 года в Тебризе состоялся Народный конгресс Азербайджана, а 12 декабря начал свою работу меджлис – Национальное собрание, провозгласившее «Народно-Демократическое государство Южного Азербайджана». «Революционеры», как это бывало не раз в истории, придумали себе новый календарь, первый месяц которого назывался «азери», и начинался он 20 ноября 1945 года. А сама революция была названа «Революцией 21-го азера», так как именно в этот день, совпадавший по общепринятому календарю с 12 декабря, было провозглашено ««Народно-Демократическое государство Южного Азербайджана».
Гейдар Алиев назначил официальной датой своей смерти именно тот день, когда началась его карьера! Добавим также, что сегодня крупнейшим официальным праздником Азербайджанской республики является 15 июня – День национального спасения. Напомним, 15 июня 1993 года, в результате военного переворота, Гейдар Алиев вернулся в Баку, в кресло руководителя Азербайджанской республики. Любят в этой республике магию цифр. Впрочем, как и в любом отсталом обществе.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН