Тандем двух диктаторов

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты»

Прописная истина, озвученная Еврипидом две с половиной тысячи лет назад, сегодня подтверждается тандемом двух лиц, связанных друг с другом кровью — кровью множества людей. Связаны они крепко, неразрывными цепями, ибо оба являются изгоями. И найти кровавым диктаторам и пожизненным правителям себе друзей из числа нормальных, миролюбивых политиков, крайне тяжело. Даже, пожалуй, и вовсе не возможно — от них за версту пахнет кровью.

Ненавидят их и собственные граждане. Ненавидят, но терпят: электорат там безвольный и мыслить свободно неспособный. Да и привык к ним уже тамошний люд, большинство другой жизни себе не представляет. А те, кто осмелились выразить свои политические взгляды, идущие вразрез с «генеральной линией», подверглись разгрому. Одни были убиты, другие — сидят, третьи — в изгнании, четвертые напуганы судьбой первых трех, и потому молчат в тряпочку.

Александр Лукашенко стал президентом Белоруссии в 1994 году, Ильхам Алиев — в 2003-ем. И оба «народных избранника» сразу бросились менять конституции — каждый под себя, любимого. Ибо посчитали, что нет более достойного кандидата на правление, чем они сами. И потому решили править бессрочно.

У Лукашенко отношения с США и Европой — хуже некуда. Его прозвали «последним диктатором Европы», и этой фразой сказано всё.

У Алиева дела обстояли, пожалуй, чуть лучше. Но не потому, что от него меньше пахло кровью. Просто ее перебивал запах нефти и газа.

В чем виноват человек?

А теперь речь пойдет о человеке, «преступления» которого удостоились внимания обоих диктаторов. О человеке, чья судьба затрагивает еще три страны, гражданином которых он является: Израиль, Украину и Россию. О «преступнике», которого доставили спецрейсом в наручниках из Минска в Баку в сопровождении азербайджанского спецназа.
Нет, он не убивал людей, не ограбил национальный банк и не является наркобароном, сгубившим тысячи судеб. Он просто блогер и путешественник. Просто человек, открыто выражающий собственные мысли. Свободный человек. В этом и заключается вся вина Лапшина. Ведь таких свободных людей не любят диктаторские режимы. Насколько такие люди опасны и ненавидимы этими режимами, красноречиво иллюстрирует фотография выше.

Но обо всем по порядку.

Лапшина обвиняют по двум статьям уголовного кодекса Азербайджана:
318.2 («Пересечение государственной границы Азербайджана без установленных документов или вне контрольно-пропускного пункта государственной границы, совершенное группой лиц по предварительному сговору»);

и 281.2 («Публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя либо нарушению территориальной целостности Азербайджана, а равно распространение материалов такого содержания, совершенные неоднократно или группой лиц»).

Что касается обвинений по первой из этих двух статей, то они смехотворны и не выдерживают никакой критики. Лапшин посещал Нагорно-Карабахскую Республику без официального разрешения Баку, как делают многие тысячи людей каждый год. Он и не мог получить этого разрешения, пересекая границу Армении и Карабаха. На этой границе нет никаких азербайджанских пограничников, потому что их там просто не может быть. Карабах фактически является независимым государством со времен развала СССР. Независимым государством со всеми атрибутами власти. Лапшин не получал и не имел возможности получить это разрешение. За что и был внесен в так называемый «черный список» Азербайджана. А будучи в «черном списке», не мог въехать в Азербайджан, не принеся ему официальные извинения (ну, таким своеобразным способом тешат свое самолюбие азербайджанские чиновники).

Тем не менее, Лапшин все-таки въехал в Азербайджан. Как уже было сказано выше, блогер-путешественник обладал сразу тремя гражданствами — украинским, российским и израильским.

И помог ему во въезде его украинский паспорт. Дело в том, что в «черном списке» Баку Лапшин числился как Александр, а в украинском паспорте он записан как Олександр. Вот «система» и не сработала. Тут нет и не могло быть состава преступления. Украинский паспорт — оригинальный, выдан паспортной службой Украины. Если и виноват кто, так это сама система, не способная опознать личность и запретить нежелательному лицу въезд в страну.

Что же касается второй из статей, под нее подпадают миллионы людей. Да-да, именно миллионы. Поскольку только в Армении и Карабахе миллионы людей не разделяют закавтурецкого взгляда на субстанцию под названием «территориальная целостность Азербайджана». Подпадает под эту статью и автор этих строк. А еще огромное количество несогласных, проживающих за пределами двух армянских государств. Лапшин рассказывал о том, что увидел в Нагорно-Карабахской Республике. Но диктатура на то и диктатура, чтобы сажать и губить любого, несогласного с режимом.

Пасуй мне!

И вот наш герой, не представлявший всего коварства диктатуры, после посещения Армении, Карабаха (и Азербайджана), решил посетить Белоруссию, где оказался схвачен и заключен под стражу.

Диктатор Лукашенко в ходе большой пресс-конференции, состоявшейся 3 февраля с. г., затронул вопрос о Лапшине:

«Азербайджан обратился не к нам, он обратился в Интерпол. Мы, согласно решению Интерпола, его задержали. И, согласно всем законам и порядку, должны его передать Азербайджану».

Однако белорусский батька, мягко говоря, слукавил, что выявил запрос армянской полиции в адрес Интерпола. Лапшин не находился и не мог находиться в розыске Интерпола, поскольку устав данной организации строго запрещает заниматься вмешательством или деятельностью политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Устава).

И сразу после этого генеральная прокуратура Белоруссии попыталась загладить ляп своего босса.

«Блогер Александр Лапшин, задержанный в Белоруссии и переданный Азербайджану, был объявлен не в международный, а в межгосударственный розыск», — сообщил представитель генеральной прокуратуры Белоруссии.

Он также уточнил, что «гражданин Лапшин находился в межгосударственном розыске и был задержан в соответствии с соглашением, которое действует между государствами СНГ».

Однако вряд ли стоит сомневаться, что этим заявлением генпрокуратура Белоруссии просто попыталась придать экстрадиции правовой статус.

Что было? Что будет? Чем сердце успокоится?

Судьбу Лапшина предсказали, но карты в данном случае раскрыла отнюдь не цыганка, а сам Лукашенко. Продолжая свою речь на той же пресс-конференции, Лукашенко заявил следующее:

«Израиль, Азербайджан. Ну, Россия тут постольку-поскольку. Или договорились, или договорятся по судьбе этого человека. У них очень тесное сотрудничество, Израиль очень тесно связан с Азербайджаном. Если Израиль захочет, ни один волос не упадет с головы этого человека. Я думаю, тут очень много подводных камней».

Вот и все карты раскрыты. Так Лукашенко свел все интриги этой игры на нет.
Остается лишь один вопрос: а давал ли Лапшин свое согласие на участие в игре двух диктаторов?

Тигран ЕСАЯН

Также по теме