Бьющий молодец на дядю не оглядывается

Интервью известного лезгинского общественного деятеля Вагифа КЕРИМОВА порталу Voskanapat.info

– Вагиф, вот уже несколько месяцев, как твоя активная деятельность в борьбе за восстановление этнических прав лезгинского народа перестала быть заметной. Скажи, пожалуйста, Вагиф Керимов устал? Или на то есть другие причины?

– Когда я перестал ждать и в 2009 году начал говорить о Лезгистане и о Садвале, многие были крайне не довольны этим. Все, кто в то время занимались лезгинским вопросом, считали это дело бесперспективным, не удачным и даже уголовно наказуемым. Кстати, многие из них и сейчас сидят в своих дзотах. В первый раз, когда наши ребята надели футболки с надписью «Садвал» на груди и «Лезгистан» на спине, «пораженцы» были в недоумении. Они были убеждены, что дорога им в Азербайджан отныне закрыта, а их бизнес и прибыли подвергнутся атакам.

Позже лезгистанцы начали появляться на публике, на родной земле, которая сейчас называется Азербайджанской республикой. Все опять ждали карательных действий от властей, что так и не последовало. Затем я, не скрывая этого, поехал на встречу с армянской общественно-патриотической элитой в Армению – демонстративно и честно – к врагам №1 азербайджанских тюрок. Разговоры и диалоги, которые у меня состоялись в Армении, были крайне поучительными для аналитики. За это «наши» напророчили мне похожую на смерть жизнь – вечную ненависть лезгинского народа в Азербайджанской республике. Самые «умные» лезгины и даже некоторые армяне в Москве вынесли вердикт – «армяне его использовали». Сказали, что хуже для лезгин поступка еще никто не совершал.

Их осуждение ничем не отличалось от азербайджанского, и при этом ни один из них, (насколько я осведомлен, кроме лезгинского социолога Энвера Кисриева), не смог увидеть будущее и сегодняшнее продолжения начатого, которое успешно проводится ФЛНКА на международно-правовой площадке ООН и ЕС.

Но я и сейчас остаюсь при своем убеждении: ключ к успеху нашего вопроса лежит в нас самих, и союзником в этом деле нам может быть только тот, кто сам по жизни обречен на защиту от тюркской агрессии. Проблема в том, что сама Армения, в лице государства, пока не готова, и не видит необходимости в сотрудничестве с лезгинами. А многие порой и ныне воспринимают личные инициативы отдельных армянских общественных деятелей как за позицию Армении. Еще раз скажу, к моему сожалению, они глубоко ошибаются.

Наша попытка объединиться с аварцами тоже стала холостым выстрелом, и аварские «авторитеты», в свою очередь, не отказались от протянутой к ним руки Баку. Что и как бы я не говорил сейчас, правда одна. Те, кто решали за всех, будут решать и дальше. Мы с ними решили убить муху, а они ждали, когда она на лоб нам сядет.

Один раз обманули тебя – бывает, второй раз обманули, он – мошенник, в третий раз обманули – значит, ты – дурак. В этой связи я вполне несерьезно и с большой иронией отношусь к дружбе ФЛНКА с Р. Абдулатиповым. Имея правду на руках, нельзя искать вторую на стороне.

Я решил временно отойти, чтобы понять и поймать течение. Не понимал раньше, как принимаются решения, которые определяют судьбу нашего народа. Узнал, и взял тайм-аут. Если коротко, отложил кинжал, когда увидел, что врага можно победить, стреляя издалека, без «близкого контакта». Решил достать такое же средство против того, кто целится в нас.

Кроме собранных мною фактов и самого анализа, ничто и никто не повлияли на мое решение.

– Сегодня лезгины много пишут, констатируют факты и их последствия, но я не встречал ясно выраженных программы и целей. А сайт Лезгистан.тв, бывший лезгинским ресурсом со своей идеологией, прекратил свою деятельность. В чем причина этого?

– Мы свое дело сделали, и планируем переформатировать сайт на уровень, более отвечающий растущему революционному спросу. Будет день, будет пища. Сегодня лезгинская молодежь находится под воздействием религиозной мысли. Как говорят, «церковь отделена от школы», и лезгинские интернет ресурсы работают сами на себя, а молодежь живет другой жизнью.

Пишущих и говорящих стало много, и появилась реальная угроза, что, увлекшись письменным словом, мы самоудовлетворимся и потеряем цель.

Слово станет раздражительным и превратится в объект равнодушия, если за ними не последуют реальные действия. То есть, как в пословице, «собака лает, караван идет». Границу узаконили, Храх изгнали, Мечеть закрыли, Земли заселяют, Язык и письменность стирают, Историю переписывают, Конференции по языку бойкотируют. Все это, как и многое другое, криком и воплями не остановить. Нам стало очевидно: следует перейти на другое поле.

А собственно, какое?
Опять же, если только одними словами можно противостоять происходящему, данное поле забито, и желающих встать в очередь тоже достаточно. При этом мы их поддерживаем, и понимаем, что идеологический фронт должен сохраниться и усиливать свою работу.
Но если слова не превратятся в конкретные дела, урон будет колоссальный!

– Скажу прямо: в Баку считают, что Вагиф Керимов не нашел понимания среди лезгин Азербайджана, и поэтому вынужден был уйти в тень.

– Баку ошибается, и в той среде, где они находится, будет и дальше ошибаться. Я нашел понимание среди молодежи, студентов, школьников, спортсменов, у части верующих, среди криминальных «элементов» и у мудрых людей. И нашел интуитивное понимание у тех, кто сегодня в Баку несут символы лезгинства на груди. Свое дело продолжу на качественном другом уровне. Те, кто были и есть сегодня против меня, далеки от объективности, хотя в душе понимают свое бессилие. Просто им нужно время для реабилитации – пусть догоняют.

Однажды я задал вопрос администратору сайта «Лезги-яр», почему ты относишься негативно к армянам и ФЛНКА, почему не отстаешь от них? Он ответил: «А почему ты не отстаешь от своих ненужных призывов, которые в Баку, и во всем Азербайджане никому не нужны? Вы отстаньте, и тогда мы отстанем».

Хоть взаимосвязи нет, тем не менее, они так думают. Мы оба продолжаем делать по своему, и дальше цыплят будем считать осенью. Искренне говорю, не могу делить лезгин на «своих» и на «чужих». У меня не получается. Многие удивляются, наверное, такой «беспринципности», когда я часто выступаю именно в Лезги-яре. А моя позиция такова, что они имеют свой взгляд на обстоятельства, в которых они реально живут. А мне важно знать, о чем они думают, и выступать именно на платформе не согласных со мной. Вот и вся хитрость в этом деле.

Как говорил Марк Твен: «Если в чем-то сомневаешься, спроси у супруги, как она посоветует, делай ровно наоборот». Разложил я по полочкам излюбленные понятия азербайджанской идеологии: «мы – один народ», «мы – мусульмане», «у нас нет с лезгинами проблем», «азербайджанство» и так далее, и вел ровно противоположную работу. В доказательство моих слов рекомендую посмотреть видеоролик, в котором речь идет о том, почему в Баку молодежь начала подражать лезгинству. И это только ласточки – за ними весна и лето еще. Чему быть, того не миновать!

– Если бы ты жил сейчас в Азербайджане, то есть в тех же условиях, ты мыслил бы и поступал бы так же, или все же немного иначе?

– Я уже читал и выслушивал в свой адрес от конкретных лиц подобные упреки или обвинения. Счастье мое это, или несчастье, но я таким был всегда, и меня, возможно, арестовали бы, если бы не уехал. Но покинул я Родину не из соображений безопасности, а по причине бесперспективности в реализации возможностей. Азербайджан – республика подхалимства и лизоблюдства. Там бесчестие чтут как честь, а ложь воспринимают как правду. Мне крайне обидно, что там бесчинствуют айрымы – курды, и не могу смириться с тем, что они нас отодвинули от управления собственной судьбой. Нужна революция! Но с кем? Мои мысли беспрерывно работают в этом направлении, на установление ЛЕЗГИНСТВА. Не дадим им ассимилировать нас, и вернем все украденное обратно

Новрузали Мамедова убили в тюрьме за национальные убеждения, Билала Мамедова посадили за ярко выраженное талышское самосознание. Возможно, похожая судьба постигла бы и меня – может, и пользы было бы больше. Но следует учитывать, что даже сегодня из моей Родины идут свежие факты и вести, что все не так, как в Баку хотят думать.

Будучи там, я – однозначно – за кустом не прятался бы, открыл бы класс лезгинского языка и письменности, класс лезгинской истории, кружок танца «Лезгинка», повлиял бы на взгляды молодежи, не допускал бы на свадьбах плясать вредоносный танец «Яллы», создавал бы спортивные команды и содружества, проводил бы конкурсы и соревнования, организовал бы лоббистские и предпринимательские структуры, постоянные места досуга и сбора, выявлял и выборочно поддерживал бы одаренных в учебе и спорте детей, говорил бы со своими только на лезгинском языке и особенно в публичных местах, попытался бы создать Лезгинскую Национально-культурную организационную структуру, боролся за права верующих и за строительства мечетей в лезгинских деревнях, восстановил бы исторические памятники архитектурные памятники лезгинской истории. Отмечу, что все перечисленное законами Азербайджана не запрещается. Разве этого мало?

Нашел бы, по обстоятельствам, чем заниматься, а посему и не принимаю упреки земляков. Бьющий молодец на дядю не оглядывается.

Спасибо, Вагиф, за интересный разговор.

Беседовал Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Также по теме